В здоровом теле здоров ли дух? Почему современным горожанам необходимо заботиться о здоровье? Как обрести гармонию, совмещая духовное и телесное? Об этом говорили спортсмены, тренеры и священнослужители, собравшиеся в Феодоровском просветительском центре.

"Кто день начинает с зарядки ..."


Иерей Георгий Христич, клирик собора святой велико мученицы Екатерины в Царском Селе, капитан футбольной команды Казанского собора: Здоровый дух бывает редко как у здоровых, так и у больных людей.На спортсменов мы можем ориентироваться как на целеустремленных людей,которые могут отказаться от многих благ для достижения какого-то результата.

Александр Семёнов, тренер юношеской сборной Эстонии по футболу: Прямой связи между занятием спортом и духовным ростом я не заметил.Но ребята, которые с детства занимаются спортом, более целеустремленные и работоспособные. Они не болтаются без дела по дворам, и у них есть больше шансов быть здоровыми не только телом, но и душой.
Иерей Димитрий Симонов: У многих христиан такое мнение: спорт - это суета сует, а заботиться о своем здоровье нет никакого смысла, потому что тело бренно. Некоторые святые, например, Синклитика Александрийская, отказывались даже лечиться. Многие считают, что вместо того, чтобы тратить время на свое здоровье, лучше помочь другим в больнице или сделать какое-то еще доброе дело. Это одно из мнений, но подчас оно проповедуется как единственно верное. Что можно на это ответить?
Протоиерей Илия Амбарцумов: Раньше, когда труд был разнообразным, были задействованы все мышцы тела, было бы странно призывать людей, изможденных трудами и заботами,на какие-то забеги или сдачу кроссов. Сейчас ситуация изменилась,мы двигаемся мало вследствие компьютеризации и механизации жизни.Мы сидим в коробках, к которым подведены тепло и свет. Другие коробки перевозят нас от одной коробки к другой. Раньше паломничество занимало столько усилий, раздумий, трудов, а теперь мы можем с комфортом летать к святым местам. У человека появился дефицит движения, а пища стала богатой и калорийной. Избыток калорий не сжигается, тело становится более жадным, страстным. Оно привыкло вкусно питаться и хорошо отдыхать. Мозг при этом работает плохо из-за застоя крови. Появляется множество болезней и плохих мыслей, ведь не зря говорят, что лень -мать всех пороков. И наоборот: "кто день начинает с зарядки, у того все дела в порядке", "пешком ходить - долго жить". В современном мире возникла острая необходимость в занятиях физической культурой. Большой спорт имеет, конечно, свои недостатки. Там все направлено к достижению спортивной цели. А мой учитель, заслуженный тренер Леднев Иван Васильевич, который разработал свою систему оздоровления, говорил, что истинная цель - не спортивный результат, а здоровье. Здоровье - это не большие мышцы и не большие результаты, а нечто другое.
Иерей Георгий Христич: Насельникам монастырей или деревенским жителям, которые занимаются физическим трудом на свежем воздухе, было бы странно предлагать занятия спортом. Но многим другим это необходимо, и разговоры о том, что это греховно и не нужно, неправомерны.
Спорт: благо или зло?
Иерей Димитрий Симонов: Как избежать гнева и злости во время спортивных игр? Как вы этому учите своих подопечных, когда их тренируете?

Александр Фёдоров: Для достижения поставленной цели есть так называемая спортивная злость. Она нужна для того, чтобы отключить свои "не могу", "не хочу", "не нравится", "не умею". Это единственное, что должно присутствовать в спортсмене.

Андрей Конопелько, мастер спорта по баскетболу: Существует определенная профессиональная специфика некоторых видов спорта, которую я почувствовал на себе. В баскетболе запрещены все виды контактов, а в гандболе приветствуется контакт и силовое воздействие.Коллективы баскетболистов и гандболистов в последнем классе спортивной школы разительно отличаются во всем: внешний вид, форма общения, словарный запас, способ проведения свободного времени. Когда я это заметил, то задумался, куда отдавать своего сына. И еще один важный момент - это тренер. Обстановка внутри команды в первую очередь зависит от него.


Протоиерей Илия Амбарцумов: Аскетика свойственна монашеской жизни и истинному христианину. Она заключается в системе упражнений, приводящих тело в подчинение духу.На мой взгляд, многие спортсмены близки к этому понятию. У них есть выдержка, терпение, воспитана сила воли, возможность ограничивать свои страсти, потерпеть, чтобы потом получить громадную мышечную радость. Крест, который несет христианин, становится легче, если он - сильный человек. Слабому трудно во всем, а сильный может другому помочь.
Иерей Димитрий Симонов: Как христианину заниматься единоборствами или просто самообороной? Бить и при этом любить? Да и в жизни бывают такие ситуации, когда нужно дать отпор обидчику.

Юрий Синцов: Конечная цель, к которой идет спортсмен, занимающийся единоборствами, -вообще избежать столкновения. Но для этого нужно тренироваться. Самоназвание "айкидо" означает искусство входа в атаку. Мастер айкидо, применяя круговые движения (вращения) "маруи", мягко, спокойно и аккуратно заставляет атакующего отказаться от своих намерений. Айкидо борется не с агрессором, а с агрессией, оно щадит неразумного человека и направлено против его действий. Я спросил как-то своего духовника,протоиерея Николая Беляева, о том же. Он ответил: "Ну что ж, если кто нападет, нужно дать тумака, чтобы запомнил. Может, это пойдет ему на пользу, и он одумается". Конечно, этот тумак должен быть адекватным.Также важна и психологическая составляющая. Нужно уметь избегать столкновений, уметь договариваться с людьми. Когда православные занимаются восточными единоборствами, они не должны касаться медитаций и упражнений, связанных с дыхательными практиками, углублением в себя.Кроме того, одним из важных моментов преподавания приемов самообороны является изучение правового аспекта, т. е. тех положений закона,которые регламентируют степени самообороны (ст. 37-39). Это нужно для того, чтобы подростки понимали меру своей ответственности.
Протоиерей Илия Амбарцумов: Мы живем в грешном мире, в котором смирение воспринимается как трусость. А когда мы ложно смиряемся, это еще хуже. Люди начинают издеваться над тобой и делают твою жизнь черной. Если же мы не будемвыпячивать свою скромность, а дадим сдачи, то проявим настоящее смирение: "Прости, Господи, я грешный человек, что еще от меняожидать!" Еще большее уважение у меня вызывают люди, которые без всякой агрессии, одним своим энергетическим спокойствием могут заставить человека опустить пистолет. Я знаю таких каратистов, которые достигли высочайшей степени самообладания. Пока мы этого не достигли, приходится себя защищать.
Спортсмен в храме
Иерей Димитрий Симонов: Насколько совместимы профессиональный спорт и христианство? Когда проходят, например, Олимпийские игры, дух соперничества захватывает всех от мала до велика. Профессиональный спорт - это огромные деньги,а спортсмены становятся похожими на звезд шоу-бизнеса со своимискандалами и невероятными гонорарами. У них появляются тысячи фанатов,которые ведут себя, как идолопоклонники. Допустимо ли православному христианину посвятить себя профессиональному спорту или лучше держаться от него подальше?

Александр Семёнов: Я бы тоже сейчас крепко задумался, прежде чем полностью посвятить свою жизнь спорту. С другой стороны, когда молодые ребята тренируются по пять раз в неделю, выступают на соревнованиях, ездят на сборы,то это учит их с детских лет ценить свое время и правильно его планировать. Они, как правило, хорошо учатся в школе, успевают помогать дома и сходить в храм. Как только они из этого жесткого графика срываются, то многие попадают в уличные компании. Причем происходит это крайне быстро, буквально за месяц-другой. А спортивная дисциплина помогает быть организованным во всей жизни, всего себя отдавать спорту.Однако ситуации в жизни бывают разные. Если, например, у ребенка нет другой возможности выйти в люди, кроме спортивной секции, то для него,конечно, лучше будет посвятить себя спорту, чем слоняться по улице.
Александр Фёдоров: По большому счету профессиональный спорт воспитывает эгоиста, который занимается только самим собой для достижения определенной цели. О каком христианстве тут можно говорить? Крайне маленький процент профессиональных спортсменов приходит в храм. Я, к сожалению, таких людей не знаю, хотя мне было бы очень интересно с ними пообщаться. Из своего опыта могу сказать, что духовным ростом я стал заниматься только после того, как покинул большой спорт. И чем больше я погружаюсь в духовную жизнь, тем меньше я хочу возвращаться в профессиональный спорт. Каждый должен заниматься своим делом. Невозможно, например,будучи спортсменом, стоять на службе три часа, потому что нужно следить за своим питанием, нужно вовремя сделать массаж или сходить на ежедневную пробежку. У профессиональных спортсменов совсем по-другому работает голова. Футболисты, например, за игру пробегают десять километров, а через два дня у них может быть следующий матч,и они должны успеть восстановиться. Профессиональный спорт - это бизнес: или на тебе делают деньги, или ты делаешь деньги. При этом во многих видах спорта, особенно в таких "визуальных", как бодибилдинг или фигурное катание, судейство происходит субъективно.
Юрий Синцов: Профессиональный спорт - это тяжелая работа, большие деньги, контракты.Человек ограничен в своих возможностях: он зарабатывает деньги. Есть спортсмены, которые занимаются благотворительностью, но их очень мало. Поэтому я тоже считаю, что христианство не совместимо с профессиональным спортом.
Иерей Георгий Христич: Крайне мало таких профессий, которые могли бы способствовать духовному росту. Можно вспомнить о врачах и учителях, но и им сейчас приходится трудно. Есть весьма успешные спортсмены, которые при этом являются хорошими христианами. Их мало, но христиан вообще мало, и так было всегда. В большом спорте почти столько же проблем, что и в шоу-бизнесе:большие деньги, допинг. Но проблемы коренятся в обществе в целом,которое давно больно. Например, узнать из светских СМИ о благотворительности Аршавина невозможно, а о его посещении ночного клуба вполне реально. Но это уже не проблема спорта, а проблема СМИ, проблема общества, которому неинтересно и, возможно, неприятно узнать о благотворительности, потому что мало кто этим сам занимается. И всем известен Фёдор Емельяненко, который регулярно исповедуется и причащается. Конечно, трудно быть спортсменом и христианином. Но быть христианином вообще трудно. Если у кого-то не получается совмещать спорт и христианство, то надо сделать свой выбор. У меня трое сыновей,и я хочу, чтобы кто-нибудь из них стал профессиональным футболистом.
Протоиерей Илия Амбарцумов: Мой учитель был чемпионом Ленинграда по бегу еще до войны и позже тренировал чемпионов. Он рассказывал, что загубил многих своих учеников. Например, у одного из них была хроническая болезнь сердца,потому что девизом советского спорта было: "Главное - достичь мирового первенства, а потом как-нибудь долечим". Но он же говорил, что мы должны уважать любой труд. Что касается моих детей, то я хотел бы их видеть чемпионами мира.
Подготовила Ольга Сергеева
Раздел:
ИА "Вода живая"
