Ради запрета, а не ради сноски. О том, почему священникам нельзя избираться в органы власти, рассуждает протоиерей Александр Сорокин

На прошедшем в начале февраля в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ, подтверждающий существовавший ранее запрет для священнослужителей на избрание их депутатами в любые органы власти.

Ради запрета, а не ради сноски

На прошедшем в начале февраля в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ, подтверждающий существовавший ранее запрет для священнослужителей на избрание их депутатами в любые органы власти. В нем, однако, есть сноска: "Исключения из этого правила могут делаться только в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, <...> стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью". Степень исключительности ситуации определяет Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви. О том, почему священникам нельзя избираться и когда могут настать исключительные времена, ответственный редактор "ВЖ" протоиерей Александр Сорокин рассказал журналисту Антону Мухину.

-До революции священники избирались в Думу, и во время перестройки известны такие примеры, в частности, Алексий II. Почему сейчас это запрещено?
-Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к историческому контексту. 1989 год, когда Алексий (тогда митрополит Ленинградский) и еще ряд иерархов стали депутатами, был самым концом советской эпохи. Перед Церковью и всем народом распахнулись двери свободы, а в затылок еще дышало время, когда Церковь была абсолютно бесправной. Вспомните, какой тогда был энтузиазм, как все смотрели по телевизору заседания Верховного Совета, дебаты. Остаться в стороне от этих процессов, не принять в них участие психологически было просто невозможно. Но по прошествии нескольких лет стало понятно, что пользоваться свободой на благо Церкви - совсем не то же самое, что участвовать в политике. Вступать на это рискованное во всех отношениях, в том числе и нравственном, поле - не дело Церкви. Поэтому и было принято решение, запрещающее священникам занимать должности в органах власти.

-А опыт первых Дум начала XX века?
-Современная Русская Церковь очень сильно отличается от дореволюционной. Достаточно сказать, что тогда она фактически была департаментом государства, частью административного аппарата и потому гораздо теснее связана с политической жизнью. Другая эпоха, другой взгляд на этот вопрос. Впрочем, какое бы время мы ни взяли - когда Церковь участвует в политике или когда дистанцируется от нее - над всем этим всегда будет стоять основополагающее евангельское изречение: "Кесарю - кесарево, а Богу - Божие".

-Но ведь сейчас как раз и принято решение, допускающее совмещать в исключительных случаях Божие и кесарево.
-Определение Архиерейского Собора, о котором мы говорим, как раз предполагает абсолютно противоположное Вашим словам. Его смысл в том, что священнослужители не имеют право участвовать в выборах.

-И раньше был запрет, а теперь появился запрет, но со сноской?
-Документ сделан ради запрета, а не ради сноски. Сноска вынужденная. Так я понял, когда наблюдал дискуссию по этому поводу. Причем исключение это в данный момент имеет в виду только ситуацию на Украине. Если вы послушаете заявления официальных представителей Патриархии, в том числе протоиерея Всеволода Чаплина, они прямо об этом говорят. И нигде в России, по словам отца Всеволода, нет таких условий, при которых у священнослужителей может возникнуть необходимость идти во власть.

-А в чем сложности на Украине?
-Сейчас Московский Патриархат пытаются вытеснить с Украины. В органы власти путем выборов приходят люди, которые открыто говорят о таком намерении. Не даю я оценки, кто в этой ситуации прав, а кто виноват. Но наша Церковь говорит, что если есть те, кто идет на выборы, чтобы противостоять ей, то и она вынуждена отвечать тем же.

-Насколько я помню, на Украине три Православные Церкви?
-Наибольшее число приходов у Московской Патриархии, представленной Украинской Православной Церковью во главе с блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Также есть довольно большое число православных приходов, которые подчиняются бывшему митрополиту Московского Патриархата Филарету, провозгласившему себя Киевским Патриархом. Но ни одна из канонических Православных Церквей не находится с ним в общении. И есть Автокефальная Православная Церковь, которая имеет большое число приходов за границей. То есть как минимум три Церкви, не считая Греко-католической. Так что Украина в этом смысле - страдающее раздробленное тело.

-Рядовые прихожане из-за этого страдают?
-На первый взгляд кажется, что это внутренние разборки: иерархи не могут поделить паству. И многие не очень воцерковленные люди, которые воспринимают церковную жизнь только через внешние проявления (молитвы, иконы, службы и т.д.), действительно так думают. Но если посмотреть глубже, то один из базовых постулатов христианства - единство. Единство учеников. Иисус говорит в Евангелии от Иоанна: "По тому все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой". Церковь как человеческая община - понятие исключительно христианское, ни в одной другой религии такого нет. Поэтому любое разделение в общине (а их за прошедшее время накопилось очень много) - это личная трагедия для любого ее члена.

-Другие конфессии так же относятся к вопросу об участии в политике?
-Даже в православии есть обратные примеры. Например, первым президентом Республики Кипр был архиепископ, который, будучи главой государства, продолжал свое служение. Это как если бы сейчас Патриарх Кирилл был избран президентом России. А если брать нехристианский мир, например, мусульманский Восток, то есть государства типа Ирана, где управление происходит по религиозным законам, и есть Турция - абсолютно светское государство.

-Не получается ли, что, отказываясь от участия в выборах, Церковь еще больше снижает и так невысокое уважение к ним со стороны россиян? Или степень развитости демократических институтов не является вопросом Церкви?
-С точки зрения Церкви очень важно, чтобы в России было гражданское общество, в котором царила бы справедливость, уважались человеческие права и свободы. Но нельзя Церкви связывать себя с какой-либо политической силой. Потому что любая из этих сил, помимо желания преобразовать общество в лучшую сторону, преследует и свои собственные партийные цели. И ни одна из них не является абсолютно безгрешной, чтобы Церковь могла себя с ней отождествить и сказать: "С этими людьми мы достигнем Царствия Божиего на земле".

-Разве Царствие Божие на земле возможно до Второго пришествия?
-Возможно. Я так уверенно и смело говорю, потому что это не мои слова. Христос говорит Своим ученикам: "Царствие Божие - внутри вас", оно здесь, "приблизилось". Но установить его можно не кесаревыми методами. Не хочу сказать, что политика - это плохо. Политика - это управление обществом, без нее жить невозможно. Однако люди несовершенны, поэтому человеческими методами Царствие Божие не построить. А Церковь пытается создать такое Царствие среди людей. Среди тех людей, кто добровольно в нее пришел.


Темы