Концерт был организован Никольским единоверческим приходом Санкт-Петербурга (РПЦ МП).
3 июня в 18.00 по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в Государственном Музее Истории Религии состоялся очередной концерт знаменного пения. Концерт был организован Никольским единоверческим приходом г. Санкт-Петербурга (РПЦ МП). В нем приняли участие коллективы "Ключ Разумения" и "Знамение" из Санкт-Петербургской Консерватории, клиросы единоверческих приходов Санкт-Петербурга и Москвы, коллективы из Троице-Сергиевой приморской мужской пустыни и Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств, коллектив любителей наонного знаменного пения под управлением А.А. Гвоздецкого.
Вел концерт настоятель прихода священноиерей о.Петр (Чубаров). Во вступительном слове он сказал следующее:
"Позвольте мне открыть вечер знаменного пения. Надо иметь ввиду, что знаменное пение является неотделимой частью древлеправославной богослужебной традиции. К этой традиции не всегда было однозначное отношение в большой Православной Церкви. Был период недооценки роли и значения древлеправославной традиции в культуре православия, в литургической культуре. Но после утверждения единоверия 27 октября 1800 года и после решений соборов 1917-1918 года и, конечно, 1971 года отношение изменилось.
И вот мы читаем в выступлении покойного Святейшего Патриарха Московского всея Руси Алексия II, которое было сделано на юбилейной конференции в Свято-Даниловом монастыре в 2000 году: "Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего церковно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви." А само знаменное пение сравнивается с драгоценными камнями в царском венце нашей Русской Православной Церкви.
Открывая вечер, я хотел бы положить низкий поклон тем старообрядцам, староверам, которые донесли до нас эти традиции и несомненно тем академическим ученым, которые тоже очень много сделали в изучении древлеправославного пения и не только традиции XVI-XVII века, но и более древних пластов. В настоящее время отношение к знаменному пению, конечно, очень положительное, очень много интересующихся людей, проходят фестивали. Почему такой интерес? Прежде всего дело в том, что так молились святые нашей Церкви - святой Сергий Радонежский, святой Пафнутий Боровский, святые благоверные князья Александр Невский, Довмонт, в крещении Тимофей Псковский и основная масса, сонм наших русских святых. Надо иметь ввиду, что знаменное пение создавалось святыми с одной целью - для помощи нам в пути обожения. Вот смысл церковной культуры, вот смысл знаменного пения. Включаясь в богослужебную знаменную традицию, мы получаем помощь в совершенствовании молитвы и в целом в духовном развитии. Оно лишено внешней, суетной, горделивой красивости, отвлекающей от молитвы, от покаянного самоуглубления, способствует стяжанию духа мирного, спокойного, созерцательного. Святой Иоанн Златоуст в 1 беседе на пророка Исайю предостерегает вводить в церковное пение внешние, светские культурные традиции: "Что слышим мы в театрах… это приводит к расстройству души.., духовного строя человека". Отцы церкви отмечают: "Только согласное, единогласное пение создано святыми для спасения нашей души." Святой Игнатий Богоносец пишет: "Составляйте из себя все до единого хор, чтобы согласно, настроено на единомыслие дружно начавши петь Богу вы пели Отцу через Исуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына."
Конечно, наша музыкальная культура далеко ушла, наше ухо по-другому настроено, мы по-другому слышим, но давайте все-таки с любовью, с доверием относится к святыне и попытаемся понять и тепло отнестись к древней богослужебной традиции, традиции спасения души человеческой, которая была создана в древней Византии и древней Руси."
Зал был почти полон. Как отмечали участники и слушатели, концерт очень понравился как прекрасным духовным содержанием, так и хорошей организаций. В дальнейшем планируется проведение концертов по особо значимым духовным датам.
Примечание: фото 2009 года.
Раздел:
ИА "Вода живая"