Воссозданные Царские врата освящены в петербургском соборе "Спас-на-Крови"

Торжество было приурочено к 131-й годовщине гибели императора Александра II Освободителя, в память о котором возведен храм.
Воссозданные Царские врата освящены 14 марта в петербургском соборе Воскресения Христова ("Спасе-на-Крови"). Работа над уникальным проектом длилась восемь лет и по сложности была сравнима с восстановлением Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском Селе.

Торжество, приуроченное к 131-й годовщине гибели императора Александра II Освободителя, в память о котором был возведен храм, возглавил епископ Гатчинский Амвросий. Владыка совершил Божественную литургию и отслужил заупокойную литию под сенью - на месте, где пролилась кровь царя-мученика, погибшего от бомбы террориста. Трижды окропив Царские врата, он поздравил "всех, кому дорога история и культура России", с завершением многолетней реставрации шедевра.

Благодарность тем, кто принимал участие в богоугодном деле, вложил в него душу, понес труды, пожертвовал средства, выражена в поздравлении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, которое зачитал владыка Амвросий.

"Пока стоит храм, в нем будет непрестанно возноситься молитва за благотворителей и благоукрасителей, прославляющих Творца делами рук своих. Пусть вера и любовь к Создателю, запечатленная в сей рукотворенной красоте церковной, привлечет к нам милость Божию и будет служить источником вдохновения для тех, кто будет молиться в этом великолепном храме", - сказано в архиерейском послании.

Царские врата украшены множеством драгоценных камней, серебром, местами позолоченным, а также знаменитой многоцветной лиможской эмалью, производство которой в наши дни практически утрачено. Облик центральной части храма теперь максимально приближен к историческому.

"Осуществленной мечтой" назвал полностью возрожденный иконостас Николай Буров - директор музейного комплекса "Исаакиевский собор", в состав которого входит собор. По его словам, "для выполнения работ в уникальной технике горячей эмали не нашлось подходящих печей, и их пришлось специально изготавливать в Швеции". Некоторые технологии осваивались с нуля, например, создание горячих эмалей, секреты которых были утрачены из-за невостребованности.

Произведение церковного искусства, утраченное после Октябрьской революции, восстанавливали по единственной сохранившейся черно-белой фотографии 1907 года и цветной литографии "Освящение алтаря". От самих врат, ведущих в алтарь, сохранился лишь каркас.

Величественное творение церковной архитектуры - собор "Спас-на-Крови" был освящен в 1907 году на месте смертельного ранения государя-реформатора. Это совместная работа архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).

В 1930 году храм закрыли и позже предлагали взорвать, но идея богоборцев не осуществилась. В годы блокады в главный купол попал снаряд, но чудом не взорвался. Вновь храм пытались уничтожить в 1953 году, но и эти планы потерпели крах. Святыня использовалась как склад и картофелехранилище. Ее реставрация началась в 1970 году после передачи музею.

"Теперь нужно постепенно возвращать утраченные иконы. Одна из них находится в частной коллекции за границей. Возможно, ее удастся вернуть, остальные необходимо писать заново", - рассказал корреспонденту "Воды живой" секретарь Санкт-Петербургской митрополии игумен Мстислав Дячина, исполняющий обязанности настоятеля собора. По его словам, также необходимо вернуть звонницу и отреставрировать сень.

Фото Геннадия Титова
"Вода живая",
14.03.12

 
Темы