Мировая премьера симфонии Антона Лубченко "Русь православная" состоялась в Санкт-Петербурге

Произведение, включенное в федеральную программу празднования 1150-летия зарождения российской государственности, прозвучало в Смольном соборе.
Мировая премьера симфонии "Русь православная" состоялась 20 июня в Санкт-Петербурге. Произведение, включенное в федеральную программу празднования 1150-летия зарождения российской государственности, прозвучало в Смольном соборе. Его исполнил Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича. За дирижерский пульт встал сам автор симфонии - композитор и дирижер Антон Лубченко.

Гостями вечера стали представители администрации Санкт-Петербурга, дипломатического корпуса, участники Петербургского экономического форума, а также многочисленные деятели культуры. Среди них - балетмейстер Борис Эйфман, скульптор Григорий Потоцкий, члены семьи Дмитрия Шостаковича.
  
Эпическое сочинение создает образ прошлого, настоящего и будущего России и состоит из трех частей - "Русь языческая", "Русь крещеная" и "Русь святая". 

Его автор - выпускник Санкт-Петербургской консерватории, лауреат международных конкурсов Антон Лубченко плодотворно работал с недавно ушедшим из жизни руководителем продюсерского центра "Синемафоника" Сергем Давитая, автором видеоряда к Седьмой, "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича. Новаторская "синемафония" как образец удачного синтеза искусств получила признание в России и за рубежом.
 
Давитая успел создать образный сценарий к симфонии "Русь православная", однако для его воплощения понадобится еще год. "Мы обязательно завершим этот проект и посвятим его памяти автора-конструктора потрясающего видеоряда", - сказала директор "Синемафоники" Татьяна Алексеева.

История создания эпоса "Русь православная" началась 10 лет назад. Первые наброски автор сделал после паломничества в Боровский Пафнутьевский монастырь. Дорога проходила через несколько русских деревень. Композитора впечатлили старинные полуразрушенные церквушки, сельский уклад жизни, словно не тронутый временем, дети, водившие во дворе хоровод в веночках из ромашек и напевавшие "Со вьюном хожу...". Появилось желание "сфотографировать" этот день в партитуре, создать полотно, в музыкальной форме обобщающее образ России.
 
Многое в "Руси православной" выходит за границы стандартных представлений о симфоническом жанре. Это симфония-роман, спектакль, где один музыкальный язык сменяет другой, подобно тому, как в российской истории сменяются времена и эпохи. Композитор отказался от привычных форм, обратившись к неожиданным контрастам и сознательной эклектике.

Здесь и знаменный распев, и протяжная песня, и фольклор, и петровский кант, и городской романс, и советская массовая песня, и то, что уже в наше время доносится из телевизоров и радиоприемников. Эпизоды и стили сменяют друг друга по принципу монтажа, как кадры кинохроники, поскольку сочинение создавалась для дальнейшей экранизации.
 
Архитектурное соседство маленькой церквушки и стеклянного офисного здания (картина, весьма частая в современной Москве) выгладит странно, но это характеризует сложность и противоречивость русского характера и русской истории.

Название произведения говорит об определяющей роли православной веры, которая в разные эпохи поддерживала, направляла и спасала русский народ.

"Вода живая",
20.06.12