Гений русской словесности имел дар слова и дар предвидения от Бога, а его произведения — это писания пророка.
Одной из духовных и культурных традиций Санкт-Петербурга стало поминовение Федора Достоевского, которое впервые было совершено 25 лет назад в 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси.
В 131-й день кончины гения русской словесности, 9 февраля, у его могилы в Александро-Невской лавре вновь собрались его почитатели. На богослужении в Некрополе мастеров искусств присутствовали прихожане храмов, писатели, журналисты, а также сотрудники музея-квартиры, в которой писатель скончался зимним вечером 1881 года.
Панихиду совершил настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов. Он отметил, что Достоевский "имел дар слова и дар предвидения от Бога", а его произведения - "это писания пророка".
Памятник на могиле - это скульптурный образ Достоевского, опирающегося на две книги - Ветхого и Нового Завета. "Аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ (Ин. 12,24)", - гласит эпитафия на камне. По словам священника, это любимые слова писателя и его любимый образ, ведь пшеница - символ вечной жизни.
"Достоевский понял и показал закон жертвы: если человек не жертвует чем-то - он ничего не достигнет. Этот закон явил Христос. Человек должен идти Его путем и встретиться с Ним", - сказал отец Геннадий. По его словам, писатель пережил личную встречу со Христом: "Он больше всего любил Христа и писал, что нет ничего прекраснее, лучше, добрее Его. Христос был предметом его душевной привязанности и сердечной любви".
"Из всех деятелей отечественной культуры русскую совестливость наиболее полно воплотил Достоевский. Слезинка ребенка - вот точка отсчета. Нельзя ценой страдания другого добиваться своей цели. Нравственный максималист Достоевский жил на взлете научных и технических достижений, когда сформировался культ науки. А он усомнился - можно ли разумом решать, что есть добро?", - продолжил отец Геннадий, напомнив слова великого мыслителя - "Совесть без Бога - это ужас".
"Сегодня мы забываем, что человек живет касанием к мирам иным, что он - существо высшего порядка. Достоевский призывает помнить об этом. Как бы не пыталась современная цивилизация замкнуть человека на низшие потребности, она не может удовлетворить его духовный поиск", - уверен священник.
"Существует мнение, что Достоевский - тяжелый, угрюмый, опасный писатель, а для меня он светлый, радостный, пасхальный. Достоевский - православный писатель не поста, а Пасхи. Он оптимистичный писатель, даже в страданиях видевший высокий свет", - заключил отец Геннадий.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) умер в день памяти преподобного Исаака Сирина - 28 января/10 февраля. К сожалению, день кончины писателя в результате путаницы в календаре при его большевистской реформе 1918 года отмечается 9 февраля.
Между тем Исаак Сирин - один из тех святых, которые определяли духовные воззрения писателя. В романе "Братья Карамазовы" важную роль играет труд этого древнего богослова "О подвижничестве". Вспоминая Достоевского в другой день, мы отрываем дату его смерти от ее духовного смысла.
Фото Артемия Кострова
"Вода живая",
09.02.12
В 131-й день кончины гения русской словесности, 9 февраля, у его могилы в Александро-Невской лавре вновь собрались его почитатели. На богослужении в Некрополе мастеров искусств присутствовали прихожане храмов, писатели, журналисты, а также сотрудники музея-квартиры, в которой писатель скончался зимним вечером 1881 года.
Панихиду совершил настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов. Он отметил, что Достоевский "имел дар слова и дар предвидения от Бога", а его произведения - "это писания пророка".
Памятник на могиле - это скульптурный образ Достоевского, опирающегося на две книги - Ветхого и Нового Завета. "Аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ (Ин. 12,24)", - гласит эпитафия на камне. По словам священника, это любимые слова писателя и его любимый образ, ведь пшеница - символ вечной жизни.
"Достоевский понял и показал закон жертвы: если человек не жертвует чем-то - он ничего не достигнет. Этот закон явил Христос. Человек должен идти Его путем и встретиться с Ним", - сказал отец Геннадий. По его словам, писатель пережил личную встречу со Христом: "Он больше всего любил Христа и писал, что нет ничего прекраснее, лучше, добрее Его. Христос был предметом его душевной привязанности и сердечной любви".
"Из всех деятелей отечественной культуры русскую совестливость наиболее полно воплотил Достоевский. Слезинка ребенка - вот точка отсчета. Нельзя ценой страдания другого добиваться своей цели. Нравственный максималист Достоевский жил на взлете научных и технических достижений, когда сформировался культ науки. А он усомнился - можно ли разумом решать, что есть добро?", - продолжил отец Геннадий, напомнив слова великого мыслителя - "Совесть без Бога - это ужас".
"Сегодня мы забываем, что человек живет касанием к мирам иным, что он - существо высшего порядка. Достоевский призывает помнить об этом. Как бы не пыталась современная цивилизация замкнуть человека на низшие потребности, она не может удовлетворить его духовный поиск", - уверен священник.
"Существует мнение, что Достоевский - тяжелый, угрюмый, опасный писатель, а для меня он светлый, радостный, пасхальный. Достоевский - православный писатель не поста, а Пасхи. Он оптимистичный писатель, даже в страданиях видевший высокий свет", - заключил отец Геннадий.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) умер в день памяти преподобного Исаака Сирина - 28 января/10 февраля. К сожалению, день кончины писателя в результате путаницы в календаре при его большевистской реформе 1918 года отмечается 9 февраля.
Между тем Исаак Сирин - один из тех святых, которые определяли духовные воззрения писателя. В романе "Братья Карамазовы" важную роль играет труд этого древнего богослова "О подвижничестве". Вспоминая Достоевского в другой день, мы отрываем дату его смерти от ее духовного смысла.
Фото Артемия Кострова
"Вода живая",
09.02.12
Раздел:
ИА "Вода живая"