Впервые музей в наиболее полном объеме выставляет фотографии зодчего и его родных из частных собраний, архива Фонда шведской литературы в Финляндии, а также портреты, документы, чертежи и снимки из собственного собрания.
Экспозицию сопровождает фильм "Зодчий Альфред Парланд", созданный в 2012 году в ГТРК "Санкт-Петербург". Лента, в частности, рассказывает о шотландских корнях Парланда и его учебе в петербургской Академии художеств под руководством Карла Брюллова.
В центре внимания авторов выставки - история величественного творения церковной архитектуры. "Спас-на-Крови" был освящен в 1907 году на месте смертельного ранения государя-реформатора Александра II. Это совместная работа архитектора Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Они познакомились в то время, когда молодой архитектор под руководством Никоаля Бенуа строил богадельню в Петергофе и работал в Стрельне, где возвел монастырский храм на Петергофской дороге.Проект храма, в котором использованы элементы русской храмовой архитектуры XVI-XVII веков, был горячо одобрен императором Александром III, желавшем видеть на месте смертельного ранения своего отца собор "в чисто русском стиле".
В 1930 году шедевр мозаичного искусства закрыли и позже предлагали взорвать, но идея богоборцев, к счастью, не осуществилась. В годы блокады в главный купол попал снаряд, но чудом не взорвался. Вновь безбожники пытались уничтожить храм в 1953 году, но их планы вновь потерпели крах. Святыня использовалась как склад и картофелехранилище.
"Вода живая",
15.03.13