В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга совершена миссионерская Божественная литургия

Богослужение прошло в рамках фестиваля "Академия православной музыки".
В Неделю Торжества православия, 24 марта, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга в рамках традиционных великопостных концертов фестиваля "Академия православной музыки" совершена миссионерская Божественная литургия. Ее возглавил председатель отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии, ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий.

"Это уже вторая миссионерская Божественная литургия, первая в рамках нашего фестиваля состоялась в прошлом году. Изменения коснулись певческой стороны. Прошлым летом звучали древнерусские распевы - мы реконструировали традицию, бытовавшую в конце XVII века в пределах Московской Руси и сочетавшую древний знаменный распев и только нарождавшееся партесное пение. А сегодня попробовали реконструировать певческое оформление богослужения, совершавшегося при царе Алексее Михайловиче в Успенском соборе Московского Кремля, когда пели не только русские певчие, но и хоры других Поместных Православных Церквей - Греческой, Сербской, Грузинской. Певчие приезжали в составе церковных посольств, поэтому москвичи слышали разноязыкое богослужение. Нам показалось, что праздник Торжества православия требует, чтобы, кроме русского хора, пели хоры других православных держав", - отметила научный консультант фестиваля, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова.
 
На богослужении был представлен целый срез истории церковного пения: от традиции Святой горы Афон, которая насчитывает 1150 лет (она сохранилась практически неизменной, монахи оберегают ее от внешних влияний),  до традиции, которая у всех на слуху - сложившись в Синодальный период, она практикуется во всех российских храмах.

Пели четыре хора. Главным певчим стал монах Иаков со Святой горы Афон. Исон (выдержанный тон) для него тянули певчие праздничного хора Валаамского монастыря - в греческой традиции их называют исократами. Распевы, прозвучавшие в исполнении монаха Иакова, записаны в другой нотации, афонцы привычной нам нотацией не пользуются. Наши хористы должны были быстро обучиться пению исона: что-то снимали на слух, что-то сами расшифровывали. 

Сербский византийский хор "Моисей Петрович" хранит византийскую традицию, но поет на церковнославянском языке -переводы были сделаны при митрополите Моисее Петровиче, сербском просветите, в честь которого назван коллектив. Их манера пения приближена к греческой и весьма отличается от нашей.
 
Древнерусскую традицию представил мужской хор "Древнерусский распев" под управлением Анатолия Гринденко. Он пел по расшифровкам конца XVII века. Распевы были выбраны принципиально одноголосные: знаменный и демественный. 

И, наконец, современная традиция церковного пения была представлена хором СПбПДА.

Стояли хоры по древней традиции - слева и справа от алтаря, а главный певец стоял в центре храма, за архиерейской кафедрой. Когда началась Литургия верных, оба хора спустились вниз и образовали единое певческое пространство, которое в Древней Руси называлось "сходом".

Комментировал службу известный проповедник и миссионер протодиакон Андрей Кураев. По его словам, цель подобных богослужений - объяснить смысл и красоту священнодействия. В Уставе Православной Церкви прописано во время Всенощного бдения проповедовать шесть раз - едва ли это делается сейчас даже в каком-нибудь монастыре. То есть Уставу миссионерские службы не противоречат, проповедовать можно и нужно.

Отец Андрей обратил внимание на греческое "Кирие элейсон" -многие знают, что по-русски это "Господи, помилуй": "Елей - и "милость", и "масло". Растительное масло - это первое лекарство для младенца, а в древние времена оно вообще было самым распространенным лекарством. То есть "помилуй" означает "излей елей милости Своей на раны моей души".

Также комментатор разъяснил, что во время ектении, когда диакон возглашает прошения, он "не молится на вас, а предлагает вам темы для молитвы - вы должны, например, вспомнить, кто у вас путешествующий".

Богослужение с участием епископа более древнее. Служба начинается со встречи архиерея, священнослужители выходят в притвор, потом епископ стоит на середине храма, а уже потом священнодействие перемещается в алтарь. Притвор - образ Ветхого Завета, центр храма - Новый Завет, а алтарь - Царствие Небесное. Святые дары приносятся не из нашего мира. В школе детям объясняют, что мы можем видеть свет звезд, которые давно погасли. Это - свет прошлого, а Божественная литургия - свет из будущего, отметил отец Андрей. 

Перед молебном он вновь обратился к теме иконопочитания, объяснив, что "это вопрос о том, развоплотился ли Христос после Воскресения, было ли тело воскресшего Христа реальным, состоящим из плоти и крови, или перестало быть таковым". 

Говоря о традиции молебна, протодиакон Андрей Кураев отметил: "Мы опускаем последнюю часть молебна - раньше после воспоминания о святых и всех ранее умерших православных, после моления о здравии ныне живущих провозглашалась анафема еретикам-иконоборцам. Дело в том, что тогда только в храме большинство людей могли узнать о том или ином событии, а сейчас мы можем прочитать об этом в книгах. Так зачем же осквернять праздник, произнося имена этих людей? Бог им судья!"

По мнению отца Андрея, Торжество православия - это торжество не над нашими противниками, ведь у Церкви нет врагов на земле - а над нами, мы же все немножечко "не христиане". 

"Так давайте же помолимся о Торжестве православия над нашими немощами", - сказал миссионер.

Эта, как и прошлая миссионерская Божественная литургия, будет издана, и  желающие смогут ознакомиться с ходом службы, музыкальным сопровождением и комментариями.

"Вода живая",
24.03.13