Богослужения во всех четырех соборах комплекса совершаются и будут совершаться, подчеркнул его директор.
Традиционный пресс-тур перед открытием концертного сезона провел 2 октября ГМП "Исаакиевский собор".
В соборе Воскресения Христова ("Спасе-на-Крови") журналистам рассказали о восстановлении трех крестов из горного хрусталя (белого топаза) бриллиантовой огранки, венчавших кокошники иконостаса. По словам заместителя директора музея Александра Прутковского, работа над проектом ведется с 2006 года, сейчас идет поиск оптимальной огранки камней и конструкции моделей. Цель реставраторов - воспроизвести упомянутый в дореволюционных источниках эффект "горения" крестов, продолжавшийся по несколько часов в день.
С фрагментом из Божественной литургии Сергея Рахманинова выступил камерный хор Смольного собора под руководством заслуженного артиста России Владимира Беглецова. Артисты особенно любят петь в "Спасе-на-Крови": здесь идеальная акустика. Хор имеет 20-летнюю историю и входит в концертный отдел музея. Подарком представителям СМИ стал диск с видеозаписью исполнения коллективом рахманиновского шедевра.
В Исаакиевском соборе представителям СМИ показали лифт, поднимающий инвалидов-колясочников на смотровую площадку, которая находится лишь на пять метров ниже основной. Для каждого из таких посетителей осмотр города с высоты собора - событие, ведь они подчас не могут подняться выше первого этажа.
Также был представлен проект "Увидеть храм руками", разработанный для инвалидов по зрению сотрудниками музея совместно с библиотекой для слепых и Всероссийским обществом слепых.
Четырнадцать малых колоколов на звоннице Исаакия были освящены 12 сентября. Чуть раньше, в мае этого года, большой колокол собора начал отбивать двенадцать полуденных ударов. О ручной и электронной системах управления бронзовыми благовестами рассказал руководитель Международного центра колокольного искусства Андрей Дьячков. Он сообщил, что будущим летом дирекция музея планирует организовать фестиваль колокольного звона.
Экскурсию по Сампсониевскому собору провела научный сотрудник храма-музея Елена Шаповалова. Собор - памятник Полтавского сражения, "жемчужина аннинского барокко" с уникальным иконостасом, одним из старейших в Санкт-Петербурге. В храме хранятся "Лицевые святцы" - возрастом, возможно, старше северной столицы. Каждый посетитель может распечатать репродукцию иконы своего небесного покровителя с изображения на святцах.
В этом году исполняется 250 лет единственному сохранившемуся колоколу Сампсониевского собора диаметром более 2 метров. Его голос еще в начале XIX века описывали как "глубокий, бархатно-тягучий, медовый". Журналистам предоставили возможность услышать его.
Смольный собор встретил гостей концертом ансамбля старинной музыки "Новая Голландия". Новым приобретением храма-музея стал двухъярусный клавесин - копия инструмента XVIII века работы голландского мастера Анри Хемша. Благодаря ему станет доступным живое исполнение многих шедевров мировой классики.
Журналистам предоставили возможность осмотреть звонницы Смольного собора - самые высокие музейные смотровые площадки города - и полюбоваться Санкт-Петербургом через установленные установленные на них новые бинокуляры с 20- и 35-кратным увеличением.
В завершение тура под сводами Смольного собора состоялась пресс-конференция с участием директора музейного комплекса, народного артиста России Николая Бурова. Главными ее темами стали грядущий переезд концертно-выставочного зала из Смольного собора и презентация планов на 24-й концертный сезон.
Николай Буров разрешил вопросы, связанные с передачей Смольного собора в ведение Санкт-Петербургской епархии. Он рассказал о трехлетней "совместной жизни" прихода и музея в стенах храма: "Мы уже вошли в режим ежедневных богослужений. Честно говоря, жить рядом трудно, как в коммуналке, и лучше разойтись, чтобы "улучшить жилищные условия". Процесс передачи Смольного очень длительный, и скорее всего, мы останемся здесь еще на два-три концертных сезона".
Переезд не затронет основную структуру музея: хор сохранится в его штатном расписании. Предполагаемый новый адрес КВЗ - угол улиц Воронежской и Тюшина. Здесь находится требующий восстановительных работ клуб текстильной фабрики "Большевичка".
"Я жду конкретной помощи от администрации города, ведь в реставрацию Смольного собора музеем было вложено немало средств", - сказал директор музея.
Сегодняшнюю ситуацию, когда в соборе находятся места для слушателей, а на сцене перед алтарной частью проходят концерты, он прокомментировал так: "Здесь не происходит безобразия. Функции концертного зала не оскорбляют верующих. Создавая такое пространство, мы приложили много усилий: пусть здесь не воссоздано внутренне убранство, как в Исаакии, зато созданы современные инженерные системы вентиляции, освещения и слежения за температурно-влажностным режимом".
Приходу Смольного собора предстоит еще немало потрудиться над воссозданием храма: прежде всего, в нем отсутствует иконостас. Вырезанный из дубового массива, он занимал всю высоту алтарных апсид и был утрачен в 1970-х годах. Остается открытым вопрос, будут ли воссоздаваться иконостас и знаменитая хрустальная балюстрада храма, переплавленная в советские годы (возможно, в облицовку колонн вестибюля станции метро "Автово", о чем упомянул Николай Буров).
Дирижер камерного хора Владимир Беглецов рассказал о планах на концертный сезон. На 1 февраля намечена премьера оперы Петра Чайковского "Иоланта": уровень мастерства артистов позволяет исполнить ее самостоятельно, без приглашенных солистов. Открытие сезона состоится 11 октября в Смольном соборе, где состоится редкое концертное исполнение оперы Николая Римского-Корсакова "Снегурочка". А 12 октября в "Спасе-на-Крови" прозвучит русская музыка. Летом будут организованы "променад-концерты" под открытым небом. Хор успешно гастролирует по Европе и России, выступает в проекте "Опера всем".
В каждом из четырех соборов, находящихся в ведении музея, как подчеркнул Николай Буров, совершаются и будут совершаться регулярные богослужения.
"Вода живая",
02.10.13
Раздел:
ИА "Вода живая"