Выставка иконописцев Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой "Современная икона" представлена 8 апреля в книжном доме "Глагол". Супружеская пара руководит иконописной мастерской "Живая традиция". Особенность этого альянса художников - поиск нового иконописного языка, который стал бы понятен современному человеку.
Филипп Давыдов рассказал, что мир иконы открылся ему через отца. В 80-е годы в Москве отец художника Андрей Давыдов с группой единомышленников начал активно заниматься иконописью. Они стремились увидеть в иконе не объект денег или архивную копию, их прежде всего манил принцип письма средневековых мастеров. Через икону Андрей Давыдов пришел в Церковь и стал священником.
"Мы пытаемся работать в современном контексте. Мы привыкли к тому, как, например, выглядит Владимирская икона Божией Матери, и часто не воспринимаем ее. Но важно, чтобы икона стала поводом к созерцанию, чтобы человек остановился. Мы видим, но не смотрим, скользим глазами". - сказал Филипп Давыдов. По его словам, иконопись - искусство функциональное. Его цель - не эстетическое умиление, но, прежде всего, познание Истины. Самовыражение в иконописи не интересно. Условия храмового пространства ставят перед мастером задачи, при решении которых узкие границы самовыражения кажутся пресными.
Ольга Шаламова добавила, что самое главное в иконописи - не повторить, а попытаться осмыслить. Современная икона ничем не отличается от древних, она также берет корни из традиции, но в работе есть что-то, что происходит помимо тебя самого, когда можно видеть, чувствовать, но не всегда объяснить.
Формат выставочного пространства позволяет смотреть на икону вне церковного контекста, а значит, допускает оценку, свободу, суд зрителя. Александр - гость выставки - поделился, что, на его взгляд, иконы Ольги и Филиппа - "демократичный" вариант, они будут понятны любому созерцателю.
На актуальность работ художников обратила внимание посетительница выставки Марина: "Эти иконы - живое слово сегодня и здесь к современному человеку, измотанному визуально. Через эти образы к нам обращаются с евангельским словом, нас не ломают, а любят и понимают".
Юрия особенно тронула икона Рождества Христова письма Ольги Шаламовой: "Образ должен быть ближе - не столько загадкой, сколько разгадкой, он должен говорить, а не спрашивать".
Икона Рождества нашла отклик и у другой посетительницы - Марины: "Это моя любимая икона, с замечательными добрыми животными, как из детской книжки. Все представленные работы - апелляция к искусству древних христиан первых веков - наивному и доброму".
Юная зрительница Лиза так оценила характер письма художников: "Мне важно выражение лица, с которым смотрит святой. Часто ловишь на себе строгий взгляд, но тут он с любовью, поэтому не страшно встать перед таким образом на молитву".
Гость выставки Федор рассказал, что окончил Академию художеств, кафедру графики, но потом почувствовал призвание иконописца и стал переучиваться у Филиппа Давыдова: "Это похоже на то, как хоккеист переучивается на фигурное катание", - посетовал ученик. Сравнивая светскую живопись и церковную, он отметил, что вокруг пейзажа нельзя построить музей, а вокруг иконы можно возвести храм: она галографична и отражает в себе весь космос.
"Вода живая",
08.04.14
Раздел:
ИА "Вода живая"