Семинар "Разнообразие форм богослужебного ладана в христианской традиции" провел 4 апреля в актовом зале СПбДА игумен Силуан (Туманов), руководитель творческой мастерской "Русский ладан".
Отец Силуан отметил, что в мастерской изготавливают 150 сортов, показал некоторые образцы, чтобы будущие священнослужители могли с ними познакомиться. В качестве эпиграфа он процитировал высказывание немецкого богослова Романо Гуардини (1885-1968): "Приношение ладана - щедрый и красивый обряд. Яркие зерна ладана возлагают на раскаленные угли, кадило раскачивается, и ароматный дым поднимается облаками. В этом ритме и сладости есть нечто музыкальное и, как и в музыке, есть полное отсутствие практической пользы: это расточительная трата драгоценных материалов, это излияние неудержимой любви".
Достоверные сведения о том, что люди научились выделять душистые вещества из растительного сырья, относятся к V тысячелетию до нашей эры. По косвенным свидетельствам, уже первобытные люди использовали ароматы. Докладчик привел примеры использования ароматических веществ, существовавшие в истории человечества: для ритуальных жертв богам как жертвенное приношение душе умершего человека, для защиты от злых духов и их изгнания, в честь живых людей как знак почтения или приветствия, как средство очищения и лечения, для сопровождения церемоний и шествий, как свидетельство покаяния (в Коптской Церкви при Таинстве Исповеди), как косметическое средство на пирах и собраниях, для борьбы с дурным запахом при погребении. В авраамических религиях и, в частности, в христианстве ладан используется как образ благоухания Вечной жизни, символ присутствия Божества.
Ладан широко использовался в Древнем Китае, причем не только для религиозных церемоний, но и для отсчета времени - ароматические палочки горели определенное количество минут. Родина современного отношения к ладану - Индия: там появилось представление о композициях ароматов. Ладан использовался в Древнем Египте для религиозных церемоний и в быту, в том числе как лекарство. Хорошо знали его и в античном мире. В 500 году до нашей эры греческий философ Пифагор рекомендовал приносить в жертву богам ладан вместо убийства животных. При раскопках древних Помпей нашли список покупок одной семьи, в котором наряду с продуктами были благовония. Свидетельств об использовании благовоний в быту Древнего Израиля не сохранилось, однако фраза "Благовония и курения приносят сердцу радость, как и сладкие слова совета друга" (Притч. 27:9) говорит о том, что обычай окуривать помещения благовониями существовал не только в храме. В третьей главе Песни песней есть указания на то, что брачная церемония сопровождается воскурением ладана.
Христиане поначалу относились к ладану отрицательно. Он связывался с языческими жертвоприношениями, за отказ от участия в которых пострадало большинство мучеников древней Церкви. Христианский писатель II века Иустин Философ писал даже, что каждению людей научили падшие ангелы, которые питаются этим дымом, но эта экстравагантная трактовка не прижилась.
Ладан стали широко использовать при христианских церемониях только после Миланского эдикта, и связано это было отнюдь не с богословским осмыслением воскурения благовоний. Христианские епископы стали чиновниками Римской империи. Чиновники должны были участвовать в шествиях, а перед ними несли свечи и воскуряли ладан. Постепенно свечи и ладан из уличных шествий переместились в христианские храмы. Святитель Иоанн Златоуст уже упоминает использование ладана при богослужениях.
Лектор объяснил, что собственно ладаном называют смолу дерева босвеллия, которую в древности привозили из страны Пунт: она находится на месте современных Сомали и Йемена, а смесь благовонных смол, трав и других веществ называется фимиамом, хотя зачастую эти слова используют как синонимы. Русское слово "ладан" восходит к древнегреческому "ливанос" и латинскому "olibanum", которые, в свою очередь, происходят от арабского слова, означающего "быть белым", поскольку свежая смола дерева босвеллия - белая. В России многие считают, что босвеллия - то же, что и ливанский кедр, но это не так. Кедровая смола при производстве ладана на Востоке не используется: кедры в Ливане тщательно охраняются, промышленный сбор смолы с них попросту невозможен.
При производстве ладана используются и другие смолы. Отец Силуан продемонстрировал разные виды ароматических веществ, в чем ему помогали добровольцы из числа студентов, которые разносили кадильницы по залу. Ингредиенты для изготовления качественного ладана съедобны и применяются на Востоке как лекарство. В мастерской "Русский ладан" употребляют масла только для пищевой промышленности и высокой парфюмерии, а не для мыла и стиральных порошков, - они проходят строгий отбор и не могут вызвать аллергию.
На Руси благодаря торговле использовали олибанум, но на отдаленных и/или бедных приходах заменяли его канифолью - натуральной сосновой смолой. Она была в ходу в Русской Православной Церкви и в советское время. В мастерской "Русский ладан" создан сорт "Пименовский" (в честь Патриарха Пимена) на основе канифоли.
На вопрос, какие ароматы для каких праздников подходят, отец Силуан ответил, что стандартов нет, но определенные привычки существуют. Это нигде не зафиксировано, но можно отслеживать, что заказывают к праздникам. На пасхальные богослужения выбирают аромат розы, а на Рождество Христово - с хвойным оттенком. На Богородичные праздники обычно выбирают ароматы гардении, лилии. Обычай использовать "тематические" сорта ладана появился сравнительно недавно - в древности было мало возможностей разнообразить ароматы.
"На вкус и цвет товарища нет, в том числе и по отношению к ароматам, сопровождающим богослужения, - сказал отец Силуан, - но вкус надо воспитывать. И живопись, и музыка требуют воспитания вкуса. Изготовление ладана - такое же мастерство, как пение, иконопись, архитектура".
Проректор СПбДА по учебной работе протоиерей Владимир Хулап поблагодарил отца Силуана, подчеркнув, что ладан - важная составляющая богослужения, и священник должен думать, какой использовать ладан, наряду с выбором песнопений и оформлением храма к тому или иному празднику.
ИА "Вода живая",
04.04.23
04.04.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Санкт-Петербургская духовная академия
191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17Упоминания в новостях
19 ноября 2024
Прошло заседание совета по теологическому образованию
...
Присутствовали епископ Кронштадтский Вениамин, благочинный храмов при вузах протоиерей Петр Мухин, председатель ОРОиК иерей Илия Макаров, председатель издательского совета игумен Силуан (Туманов), проректор по учебной работе, завкафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Владимир Хулап, протоиерей Олег Скоморох, завкафедрой богословия СПбДА иерей Димитрий Лушников, директор Института теологии СПбГУ Дмитрий Шмонин, ректор РХГА имени Федора Достоевского Дмитрий Богатырев, завкафедрой истории религий и теологии Института истории и социальных наук РГПУ Александр Прилуцкий, методист ОРОиК Виктория Гусакова ...
21 октября 2024
Состоялось заседание рабочей группы по развитию Монастырского острова
...
Участвовали ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, вице-губернаторы Борис Пиотровский, Николай Линченко, председатели комитетов и представители органов власти, а также протоиерей Николай Брындин, епархиальные архитектор Дмитрий Борунов и юрист Наталья Большакова ...