Мастер-класс по мозаичной иконе прошел в рамках конференции "Современная икона: старые вопросы нового времени"

В рамках конференции "Современная икона: старые вопросы нового времени" в иконописно-реставрационной мастерской преподобного Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры  Галина Кадикина (Вернер), соискатель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, провела мастер-класс "Особенности мозаичной иконы".

На мастер-класс собралось много зрителей: не каждый день увидишь, как из осколков рождается мозаика. 

"Самое главное для мозаичиста - правильная организация рабочего места, - начала Галина Сергеевна. - Весь материал должен быть разложен так, чтобы не приходилось за ним тянуться, иначе неизбежны проблемы со спиной".

Художница рассказала, что при Николае Первом мозаичистам, работавшим в Исаакиевском соборе, давали дворянское звание, отправляли в Италию. Все, кто побывал на мастер-классе, убедились, что мозаика - дело увлекательное, но очень непростое.

Для начала мозаичисту необходим эскиз - тщательно прорисованный картон. Первая и самая сложная задача - подбор цвета.

Петербуржцам с материалом легче: смальту у нас варят в Академии художеств. 

"500 оттенков, наверное, сейчас варят. Купить оттенков 80 можно. Стоит примерно 600 рублей килограмм. Цена смальты зависит от толщины варки. Тонкая дешевле, но годится только для интерьерных мозаик, а поскольку наша мозаика именно интерьерная, нам такая и нужна. Смальта вручную, как тесто, раскатывается, железной такой скалочкой. 

Заказать цвет смальтоварам очень сложно: они не могут точно добиться цвета, который необходим. Когда у них получается какой-нибудь очень красивый, необычный оттенок, они сразу говорят: "Хорошая партия, покупайте!". Мозаичисты друг с другом общаются: "У тебя осталось с прошлого заказа? Давать поменяемся!" Ходишь и ищешь какой-нибудь розовый камушек на щечку, чтобы она зазвенела… После заказа 80 кг осколков остается". 

Галина Сергеевна принесла на мастер-класс мозаичный образ архангела Михаила, работа над которым только началась.

"В мозаичной иконе главное - собрать глаза. Если глаза собраны, икона уже есть. Лик одним образом набирается, фон другим, одежда третьим. Надо, чтобы никакая "мелочевка" не отвлекала от лика: то, что к лику близко, должно быть цельным пятном. 

Над чем мучаются мозаичисты, то визуально и "растет". Работает неопытный мозаичист, например, над носом, и нос получается больше, чем надо.

Любая мозаика рассчитана на восприятие на расстоянии. Если размер помещения не позволяет далеко отойти, надо смотреть с помощью зеркала. Есть даже специальные мозаичные зеркала, выпуклые, они "собирают" изображение". 

Художница рассказала, что у смальты есть лицевая сторона, есть оборотная - корка, которую нельзя использовать, и раскол - торцевая сторона. Раскол как раз использовать можно, с его помощью можно создавать разные оттенки: "Заказчик отказался от золота, а как же сделать ассист? Я схитрила - с помощью раскола сделала".

Галина Сергеевна предложила участникам мастер-класса попробовать расколоть смальту. Инструменты, по ее словам,  с IV века до нашей эры не изменились, - стеклорез и молоток, только молотки теперь победитовые. "Смальту легче резать пополам. Большую пополам, потом каждую из них, и так до маленьких кусочков. Пока куски большие, можно обходиться без молотка и ломать руками: просто тяните в разные стороны, вот так. Звук должен быть деликатный: "Клик!".

Художница познакомила присутствующих с нехитрыми правилами техники безопасности: рабочее место надо часто убирать, чтобы не дышать стеклянной пылью, и в хорошей обуви в мозаичную мастерскую лучше не заходить: мелкие осколки сразу же вгрызаются в подошву. 

Освещение должно быть все время одинаковое, и опять петербуржцам в этом смысле легче - летом белые ночи, поэтому над мозаикой можно работать дольше.

"В Институте мозга установили, что работа над мозаикой продуктивна только два часа в сутки. То есть можно целый день сидеть, но продуктивными будут только эти два часа: в остальное время ты будешь раздумывать, перекладывать кусочки с места на место. Только мэтр может плодотворно работать дольше. Зато когда все получается - смальта так переливается… в этом я вижу Фаворский свет". 

Мозаика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - "посвященное музам") - декоративно-прикладное и монументальное искусство, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Эта техника известна с древнейших времен; до наших дней сохранились мозаики IV века до н.э., украшавшие дворцы и храмы Месопотамии.

Широко известны мозаики ранневизантийского периода, сохранившиеся в христианских храмах итальянского города Равенны; они относятся к V-VI векам н.э.

В Древней Руси мозаика появилась с принятием христианства, но техника не получила достаточного распространения.

Возрождение мозаичного искусства в России связано с именем великого ученого М. В. Ломоносова, организовавшего первые в России мозаичную мастерскую и фабрику по изготовлению смальт. Но после смерти ученого его дело не получило продолжения.

Второе рождение российской мозаики произошло только в 1851 году, когда была открыта мозаичная мастерская при Академии художеств, работающая по сей день.

"Вода живая",
19.06.14