В Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии 24 марта состоялись заседание Византийского кабинета и презентация первого ВАКовского номера журнала "Христианское чтение" за 2016 год.
Вел заседание иерей Игорь Иванов, и.о. проректора по научно-богословской работе СПбДА, автор проекта "Византийский кабинет". Во вступительном слове отец Игорь рассказал о задачах и перспективах деятельности Византийского кабинета в контексте современных исследований феномена "византизма" в целом и византийского мировоззрения - наряду с византийским богословием и философией - в частности. Связующим звеном между утраченной Византией и современным миром является Святая гора Афон, это своего рода "живая Византия". Вопросам осмысления живой веры в условиях секулярного общества XIX века был во многом посвящен первый номер "Христианского чтения" за 2016 год.
В ходе презентации выступили авторы номера - кандидат философских наук, доцент СПбДА Игорь Гаврилов и кандидат филологических наук Валерий Фатеев.
Игорь Борисович рассказал о деятельности Степана Шевырева, открывшего для образованных слоев позапрошлого века древнерусскую патристику и тем самым ставшего основоположником русского византизма и предшественником Константина Леонтьева. Валерий Александрович в своем сообщении поведал о сочинении "Основы веры и знания" Павла Бакунина, брата известного революционера-анархиста. В этой забытой специалистами книге затрагиваются вопросы философского идеализма, питающегося из опыта "живой веры". Затем Валерий Фатеев рассказал о философе Николае Страхове, его концепции синтеза науки и религии, дающем более глубокое понимание жизни и веры; открытием для слушателей стал рассказ о поездке Страхова на Афон.
Своими впечатлениями о прочитанных статьях журнала поделился кандидат богословия, доцент СПбДА Александр Маркидонов, отметив, что материалы номера посвящены малоизученным, незамеченным и забытым именам, что расширяет кругозор читателя и его представления о мире русской духовности. Отвечая на вопросы, Александр Васильевич отметил, что Византия раздражала современников-иностранцев именно грандиозным синтезом христианской духовности и всего объема реальной жизни, своего рода эталоном аристократизма духа и идеалом благородства в личной и в социальной жизни, целостностью христианского мировоззрения.
По окончании докладов гости Византийского кабинета выступили с краткими репликами, после чего завязалась общая дискуссия, перешедшая в чаепитие.
ИА "Вода живая" - сайт СПбДА,
24.03.16
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура