"Четыре года назад храм представлял собой аварийное здание, без куполов, без крестов. Часть окон забита, где-то прорублены новые. О том, что было внутри, я даже не говорю. Этот храм был весь в ранах. То, что сегодня архитекторам и реставраторам удалось вернуть его практически к изначальному облику, - высокое профессиональное достижение наших мастеров и большая культурная победа", - комментирует Филипп Грибанов, представитель Фонда содействия строительству культовых сооружений РПЦ в Санкт-Петербурге.
На данный момент все основные реставрационные процессы завершены, идут пусконаладочные работы на инженерных сетях, Троицкую церковь готовят к вводу в эксплуатацию. Кроме того, продолжаются отделочные и технические работы. Укладываются ковровые покрытия, монтируется звукоусилительная аппаратура, чтобы во всех уголках храма были хорошо слышны голоса чтецов и священника.
Троицкий храм среди прочих выделяется еще и тем, что он располагает большой прилегающей территорией, где планируется сформировать новое общественное пространство, куда петербуржцы и гости города смогут приходить семьями. Рядом с церковью уже обустроена детская площадка и планируется установка еще одной - для совсем маленьких детей. Отремонтированы здания отпевальни и бани, в бывшем здании автосервиса устроен церковно-причтовый дом. Разбиты газоны, высажены кусты, уложена брусчатка, установлена ограда с въездными воротами.
В настоящее время завершен монтаж иконостаса. Над иконостасом с 2017 года работает мастерская Александра Орлова. Установка одного из самых важных элементов церковного убранства стала финальным этапом воссоздания храма. Центральная часть иконостаса была готова в октябре 2018 года, еще 9 месяцев ушло на боковые приделы (отдельно выделенные части храма, предназначенные для размещения дополнительного алтаря). В мастерской резчики создавали ярус за ярусом и собирали их воедино непосредственно в храме. Самая сложная задача при этом - с ювелирной точностью состыковать при монтаже боковые части с центральной.
"Характерные черты иконостаса для храма Пресвятой Троицы - сложный план, выступающие ризалиты. Целиком в мастерской иконостас не сделать. Первые два яруса еще умещались, но остальное мы делали отдельно и собирали на месте", - комментирует Александр Орлов.
Рамы для иконостаса выполнены преимущественно вручную. Мастерам приходилось дорисовывать детали резьбы, так как компьютерная графика не способна отразить все тонкости орнамента.
"При создании образов иконостаса мы опирались на сохранившуюся фотографию центрального придела. При выполнении первых эскизов и всей концепции иконостаса старались следовать тем силуэтам, которые позволял разглядеть старый снимок, - рассказывает иконописец Ярослав Штеренберг. - Орнамент чеканки подбирали, исходя из традиций, характерных для третьей четверти XIX века. Орнаментов этого периода сохранилось не так много, но мы смогли подобрать несколько вариантов, максимально приближенных по стилистике к утраченным образцам".
Завершающий этап работ над иконостасом - золочение рам - стал одним из самых трудоемких. "Мы все привозили от позолотчиков не упаковывая, чтобы не повредить золочение, которое еще не выстоялось", - добавляет Александр Орлов.
"За последний год многое восстановлено. В частности, многофункциональное здание, где на первом этаже находится трапезная и кухня, а на втором - церковная администрация, - рассказывает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы игумен Фома. - Эта трапезная может также использоваться как зал для лекций и собраний. Приведена в порядок одноэтажная пристройка, где располагаются два класса воскресной школы, помещение для инвентаря и церковная лавка. На звоннице установлен "электронный звонарь". Устройство управляется с пульта. Мы включаем его для сопровождения богослужений в тех случаях, когда отсутствует настоящий звонарь".
Осенью объект планируется сдать в эксплуатацию. Сейчас готовится научно-реставрационный отчет, и в ближайшее время работа будет проходить приемку КГИОП.