В канун Великого четверга, 24 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением - малым повечерием и утреней - в Казанском кафедральном соборе.
Духовенство собора исповедовало желающих причаститься Святых Христовых Тайн в Великий четверг.
В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе".
После пения тропаря правящий архиерей прочитал зачало из Евангелия от Луки о Тайной вечери.
В отличие от будних дней Великого поста и предшествовавших страстных дней канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и тем не менее простерший руку к евхаристическому Хлебу.
После чтения канона ексапостиларий "Чертог Твой" исполнили духовенство в алтаре, хор Казанского кафедрального собора и трио клириков.
Особенностью первого часа, присоединяемого к утрене, является чтение паремии из пророка Иеремии, которая содержит жалобу Иеремии на сограждан - жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст считается одним из ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.
+++
В канун Великой среды, 23 апреля, митрополит Варсонофий молился за уставным богослужением - великим повечерием и утреней.
После мирной ектении на утрени тропарь "Се Жених грядет в полунощи" исполнили духовенство в алтаре, хор собора и трио клириков.
Владыка прочитал зачало из Евангелия от Иоанна с предсказанием об искупительной крестной смерти Христа и основании Им Церкви среди язычников.
После чтения трипеснца ексапостиларий "Чертог Твой" исполнили духовенство в алтаре, хор собора и трио клириков.
В Великую среду вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.
+++
В канун Великого вторника, 22 апреля, владыка молился за уставным богослужением в - великим повечерием и утреней, которые совершил протоиерей Михаил Шастин.
После мирной ектении на утрени тропарь "Се жених грядет в полунощи" исполнили духовенство в алтаре, хор и трио священнослужителей.
Владыка прочитал евангельское зачало об ответах Иисуса Христа на искусительные вопросы иродиан (о выплате подати кесарю), саддукеев (о воскресении мертвых) и фарисеев (о наибольшей заповеди в Законе), а также о последующем обличении Христом фарисеев и книжников (семикратное "горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!").
После чтения двупеснца утрени Великого вторника ексапостиларий "Чертог Твой" исполнили духовенство в алтаре, хор собора, трио клириков.
+++
Вечером в Неделю 6-ю Великого поста, 21 апреля, архипастырь молился за уставным богослужением - вечерней и утреней, которые совершил иерей Георгий Кобрин.
За богослужением также молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич и духовенство собора.
После мирной ектении на утрени тропарь "Се Жених грядет в полунощи" исполнили духовенство в алтаре, хор и трио клириков.
После чтения кафизм митрополит прочитал евангельское зачало о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Также в чтении содержались притчи о двух сыновьях и злых виноградарях.
После чтения трипеснца утрени Великого понедельника ексапостиларий "Чертог Твой" исполнили духовенство в алтаре, хор и трио клириков.
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный Патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов.
С Великого понедельника начинается предписанное Типиконом чтение всей Псалтири (кроме 17-й кафизмы), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы. Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поется "Аллилуйя" со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трех дней Страстной седмицы "Се Жених грядет в полунощи". Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает о Страшном Суде и призывает верующих к духовному бодрствованию.
После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи (о двух братьях и злых виноградарях) (зачало 84: Мф. 21:18-43). Канон утрени Великого понедельника представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: первую, восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поется ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: "Чертог Твой вижду, Спасе мой" (реминисценция притчи о брачном пире).
Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы.
В греческих Церквах утреня Великих понедельника, вторника и среды называется "Утреней Жениха", в собственно понедельник из алтаря торжественно выносится и полагается посреди храма икона "Жених Церкви", изображающая Христа в терновом венце.
ИА "Вода живая",
21-24.04.19
После мирной ектении на утрени тропарь "Егда славнии ученицы", напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Олег Янковский) и трио священнослужителей - протоиерей Андрей Герасимов, иерей Игорь Марчук, протодиакон Симеон Белецкий.
В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе".
После пения тропаря правящий архиерей прочитал зачало из Евангелия от Луки о Тайной вечери.
В отличие от будних дней Великого поста и предшествовавших страстных дней канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и тем не менее простерший руку к евхаристическому Хлебу.
После чтения канона ексапостиларий "Чертог Твой" исполнили духовенство в алтаре, хор Казанского кафедрального собора и трио клириков.
Особенностью первого часа, присоединяемого к утрене, является чтение паремии из пророка Иеремии, которая содержит жалобу Иеремии на сограждан - жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст считается одним из ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.
+++
В канун Великой среды, 23 апреля, митрополит Варсонофий молился за уставным богослужением - великим повечерием и утреней.
После мирной ектении на утрени тропарь "Се Жених грядет в полунощи" исполнили духовенство в алтаре, хор собора и трио клириков.
Владыка прочитал зачало из Евангелия от Иоанна с предсказанием об искупительной крестной смерти Христа и основании Им Церкви среди язычников.
После чтения трипеснца ексапостиларий "Чертог Твой" исполнили духовенство в алтаре, хор собора и трио клириков.
В Великую среду вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.
+++
В канун Великого вторника, 22 апреля, владыка молился за уставным богослужением в - великим повечерием и утреней, которые совершил протоиерей Михаил Шастин.
После мирной ектении на утрени тропарь "Се жених грядет в полунощи" исполнили духовенство в алтаре, хор и трио священнослужителей.
Владыка прочитал евангельское зачало об ответах Иисуса Христа на искусительные вопросы иродиан (о выплате подати кесарю), саддукеев (о воскресении мертвых) и фарисеев (о наибольшей заповеди в Законе), а также о последующем обличении Христом фарисеев и книжников (семикратное "горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!").
После чтения двупеснца утрени Великого вторника ексапостиларий "Чертог Твой" исполнили духовенство в алтаре, хор собора, трио клириков.
+++
Вечером в Неделю 6-ю Великого поста, 21 апреля, архипастырь молился за уставным богослужением - вечерней и утреней, которые совершил иерей Георгий Кобрин.
За богослужением также молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич и духовенство собора.
После мирной ектении на утрени тропарь "Се Жених грядет в полунощи" исполнили духовенство в алтаре, хор и трио клириков.
После чтения кафизм митрополит прочитал евангельское зачало о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Также в чтении содержались притчи о двух сыновьях и злых виноградарях.
После чтения трипеснца утрени Великого понедельника ексапостиларий "Чертог Твой" исполнили духовенство в алтаре, хор и трио клириков.
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный Патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов.
С Великого понедельника начинается предписанное Типиконом чтение всей Псалтири (кроме 17-й кафизмы), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы. Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поется "Аллилуйя" со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трех дней Страстной седмицы "Се Жених грядет в полунощи". Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает о Страшном Суде и призывает верующих к духовному бодрствованию.
После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи (о двух братьях и злых виноградарях) (зачало 84: Мф. 21:18-43). Канон утрени Великого понедельника представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: первую, восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поется ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: "Чертог Твой вижду, Спасе мой" (реминисценция притчи о брачном пире).
Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы.
В греческих Церквах утреня Великих понедельника, вторника и среды называется "Утреней Жениха", в собственно понедельник из алтаря торжественно выносится и полагается посреди храма икона "Жених Церкви", изображающая Христа в терновом венце.
ИА "Вода живая",
21-24.04.19
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
5 ноября 2024
Прошла дискуссия о традиционных ценностях
... Дискуссия «Содержание, значение и взаимосвязь понятий: мировоззрение, идеология, традиционные ценности в современной России», организованная совместно с духовно-просветительским центром «Керигма», прошла 5 ноября в Казанском кафедральном соборе ...
4 ноября 2024
Состоялась встреча с иереем Павлом Островским
... В праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, 4 ноября, в конференц-зале крипты Казанского кафедрального собора прошла встреча с известным блогером, миссионером, автором книг, настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца в Нахабине (Москва) иереем Павлом Островским ...