"Быть верными Богу"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
В Неделю 3-ю Великого поста, 4 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Марка, повествующий о Страстях Христовых.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

"Мы совершили сегодня вторую пассию, прочитав акафист Страстям Христовым, и прослушали евангельскую проповедь о событиях, которые произошли в последнюю седмицу земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, - сказал владыка в проповеди. - Всматриваясь в персонажей, окружавших Спасителя, мы понимаем, что почти не с кого брать пример, кроме самого Господа, который показал нам, как надо свои слова исполнять. Три года до этого Он ходил по земле, исцелял, проповедовал, но пришло время, когда на деле нужно было показать любовь, о которой Он говорил и которой учил человеческий род. Мы слышали евангельское чтение о том, как Христа привели к Пилату. Вот что значит власть, как много от нее зависит! Властитель должен понимать, что от его решения зависят судьбы людские. Но тогда решалась судьба не человеческая - судьба Сына Божия. Пилат мог оставить Христа жить на земле. Совесть ему подсказывала, что Иисус невиновен, что "первосвященники предали Его из зависти" (Мк. 15:10). Правитель Иудеи публично "сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке" (Лк. 23:4). Пилат и к Ироду посылал Его, и Ирод тоже никакой вины не нашел (Лк. 23:7-11). И жена Пилата велела ему передать: "Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Мф. 27:19). И что же делает этот властелин? Вопреки совести и закону выносит смертный приговор Сыну Божию".

"Вот как опасно быть у власти и поступать неправильно, - продолжил архипастырь. - На примере Понтия Пилата мы видим, что нельзя идти против совести. Каждый начальник должен понимать, что надо быть внимательным к людям, а если ты судья, всегда суди по закону, иначе могут пострадать невинные. Мы видим отрицательный пример Пилата, до этого видели поступок Иуды, который предал Господа, а затем пошел и повесился. Видим апостолов, которые разбежались, когда взяли Христа под стражу. Только один Иоанн Богослов до конца был с Ним. На примере апостолов мы понимаем, что не следует надеяться только на свои силы. Пока все было хорошо, они сопровождали Спасителя и уже делили места в Царствии Божием. А когда Его арестовали, не смогли справиться со страхом, боялись, что их тоже арестуют, и разбежались. О чем это говорит? Нужно быть верными Господу не только когда нам хорошо, но и в скорбях, болезнях, неприятностях. Надо оставаться с Ним до конца, этот путь - единственный, который нам заповедан. И апостолы после Воскресения уже больше Христа не оставят, почти все погибнут мученической смертью. Они не смогли от Него отречься, потому что их уже посетила благодать".

"Мы видим также толпу, которая только накануне кричала: "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!" (Мф. 21:9) А сегодня она принимает плохое решение. Часто толпа идет на митинги, демонстрации. Всегда нужно задуматься: куда и зачем люди идут. Может, лучше не идти с ними, ведь толпа сегодня говорит одно, а завтра скажет другое. Нам, православным христианам, вдвойне надо подумать, тот ли это путь, который указал Господь. Революции, бунты - это не для нас. Посмотрев на всех, кто был возле Христа, мы видим сотника, который сказал: "Истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк. 15:39). Несколько женщин с Матерью Божией и апостолом Иоанном Богословом стояли рядом - то есть были и добрые примеры, но их было немного. Господь мог бы оправдаться на суде, но не стал этого делать. Он пришел сюда, чтобы пострадать за нас, чтобы мы открыли для Него сердце: нельзя не полюбить такого Господа, который умер за нас. Мы должны сердце открыть, чтобы Он был там. Великий пост для того и существует, чтобы мы, подойдя к Страстной седмице, очистив сердце покаянием, исправлением, смогли вместить Господа, жили с Ним, как говорит апостол Павел: "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20). Вот так надо жить, чтобы все поступки наши были связаны со Христом. Надо всегда думать, как в том или ином случае поступил бы Он. Тогда Господь всегда будет с нами, и мы будем на правильном пути. Не надо искать других путей, есть только один путь, как сказал Господь: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6). Надо взять свой крест и идти за Ним, согласовав свою волю с Его волей, и не ошибетесь, и достигнете Царствия Небесного, которое уготовал нам Господь. Поздравляю вас с наступающей четвертой седмицей Великого поста, желаю укрепиться силой и благодатью Честного Креста Господня и идти дальше - к Страстной седмице и Светлому Христову Воскресению", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
04.04.21

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости