"Свет - это святость"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Димитрия Солунского
В праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, 12 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме великомученика Димитрия Солунского в Коломягах.

Eго Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа иеромонах Александр (Ковальский), настоятель протоиерей Александр Рябков, протоиерей Роман Ковальский, иерей Павел Ермошкин, клирики храма и другие священнослужители.

За усердное служение Русской Православной Церкви протоиереи Андрей Кореньков и Артемий Могутов были награждены правом ношения палицы.

Было совершено славление святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, а также священномученику Ипполиту.


"Мы слышали сегодня за Божественной литургией отрывок из Апостола, в котором сказано: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7), - сказал владыка в проповеди. - Суть этого завета - подражать вере наставников. Еще одно нравственное назидание нам - совершать добрые дела, потому что мы все призваны быть светом Христовым в этом мире, чтобы, живя по-христиански, прославлять Отца нашего Небесного. Сегодня мы вспоминаем эпоху третьего-пятого веков. Священномученик Ипполит жил в третьем веке, когда Церковь была еще гонима, но уже существовала в Риме и других местах. Это было трудное время налаживания ее диалога с языческим миром. Язычники смеялись над христианами, считали свою религию высшим достижением цивилизации и не могли смириться с исповеданием распятого Христа и верой в Него как в Бога. Но христиане искали диалог, апологеты защищали их учение и, наверное, мечтали о свободе исповедания".

"Свобода пришла в четвертом веке после гонений, длившихся почти три века, когда равноапостольные император Константин и царица Елена, наконец, открыли свободный доступ к христианским святыням, - продолжил архипастырь. - Люди безбоязненно поехали в святые места, связанные со Спасителем и апостолами. Начались раскопки и устроение христианских храмов в местах, где Господь совершил наше спасение. Начинался диалог между Церковью и языческим обществом. Но для этого нужны были другие люди, и Бог готовил таких людей с блестящим образованием, знанием философии и языка, на котором говорили язычники. Это были святители Василий Великий, Григорий Богослов, позже - Иоанн Златоуст. Они прекрасно изучили язычество. Язычники знали все, что знали эти святители, кроме одного - не знали Христа. Святители общались со Христом, у них была вера, а у язычников ее не было. Надо было до них донести веру на прекрасном понятном языке. Святители стали толковать им Священное Писание, все о Христе, потому что в то время зарождались ереси. Одна из них была ересь Ария, которая ниспровергала все христианство. Он учил, что Христос не Бог, а просто высшее творение Божие. А раз так, значит ничего и не произошло. Арий сначала вошел во властные структуры, получил там поддержку, потом соблазнил иерархов и священников. Как эпидемия, стала распространяться ересь арианства, захватывая все - архиерейские кафедры, приходы, простые семьи. Вся империя практически была арианской. Нужны были люди, которые могли это ниспровергнуть, отстоять православное учение. Это произошло на Первом и Втором Вселенских Соборах, наше вероучение было закреплено в Символе веры, который мы поем всегда за Божественной литургией. Для нас это главный символ, которого мы будем держаться до конца жизни".

"В то время трудно было объяснять язычникам учение о Троице, но тем не менее святые отцы находили термины, объясняли, как между собой взаимодействуют Отец, Сын и Дух Святой, - отметил правящий архиерей. - Господь послал апостолов, чтобы они крестили во имя Отца, Сына и Святого Духа, но не говорил, какое происходит взаимодействие между Лицами Троицы. Нужно было на основании Писания благодатью Святого Духа это раскрыть, закрепить, чтобы люди усвоили. Также нужно было усвоить, что такое две природы во Христе и как они соединяются. Это была громадная задача и вызов перед богословами того времени. Василий Великий и Григорий Богослов это донесли до массы язычников, которые принимали христианство, но не хотели ничего менять в своей жизни. Если Господь говорил, что можно узкими вратами войти в Царствие Небесное, то они хотели войти широкими вратами, протащить все языческие устои, грехи и пороки. И такими пришли в Церковь. Что началось? В книге "Крестный путь Иоанна Златоуста" описаны эти события и люди, вошедшие в Церковь с пороками. Они пытались ее перевернуть. Тогда возник всплеск монашества, люди, увидев, что творится, оставляли мир и шли в пустыню спасаться вдали от него. Это ненормальное состояние, когда язычники тысячами вошли в Церковь, и породило монашество. На борьбу с язычеством были брошены силы великих святителей Христовых, которых мы сегодня вспоминаем".

"Священномученик Ипполит жил пораньше, в третьем веке, от него осталось несколько замечательных трудов - один из них об антихристе: как он придет, будет подражать Христу, творить ложные чудеса. Люди увлекутся им, подумают, что это действительно настоящий Мессия, и за ним пойдут. Восстановят храм в Иерусалиме, там он будет царствовать, но непродолжительно. А если вы прочитаете двенадцать томов сочинений Иоанна Златоуста, то можно сказать, закончили духовную академию. У Василия Великого тоже большие труды, Григорий Богослов прекрасно раскрыл учение о Святой Троице. Все это надо знать и читать. Но одно чтение ничего не даст, надо менять свою жизнь. Евангелие сегодня и говорит о том, чтобы мы менялись. Что значит быть светом Христовым в мире? Значит быть святыми. Свет - это святость. Явите миру свою святость. Когда люди увидят, что вы святые, будут спасаться. А в чем состоит святость? Да просто в любви - к Богу и друг другу. На этом зиждется все христианство. Если будем любить друг друга, люди увидят, как живут христиане. Но если мы не любим, то ничем не отличаемся от неверующих. Благотворительностью? Они тоже ею занимаются. Император Юлиан Отступник упрекал христиан в том, что он больше благотворит, чем они. Но он не знал истинного Бога, и его благотворительность была пустая, ради тщеславия. Христиане не брали ничего, когда он давал им бесплатно. "Только добро, делаемое ради Христа, приносит нам благодать", - говорил преподобный Серафим Саровский. Во славу Христову, а не свою славу. В свою славу можно все что угодно сделать, но это нам ничего не принесет. Надо учиться у святых, читать их труды и самим хоть что-то делать. Нельзя неисправными войти в Царствие Небесное. Сейчас мы находимся накануне Великого поста. Нужно подумать, что исправлять в своей жизни. Заранее подготовиться, и когда придет первая седмица поста, покаяться, поговеть и начать новую жизнь. Сегодня день ангела приснопамятного настоятеля - отца Ипполита, который трудился здесь многие годы в непростое время, создал общину, передал ее в хорошие руки - зятю, отцу Александру. Когда передается приход от отца к сыну - это замечательно. Отец заботится, собирает, сын сохраняет и приумножает. Так было всегда в Церкви. Благодарим отца Ипполита за его вклад в воспитание хороших зятя и племянников. Вспоминаем его жизнь, труды, и лучший венок на его могилу - наша молитва о нем. Будем молиться, и Господь упокоит его в селениях праведных", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Храм великомученика Димитрия Солунского был построен по проекту Александра Всеславина, освящен 9 июля 1906 года. Во время блокады многие деревянные дома в Коломягах разобрали на топливо, но храм сохранился и не закрывался даже в самое тяжелое время. Святой Димитрий Солунский - покровитель воинов, поэтому сюда приходили молиться за воевавших родных и близких. Один из редких в пределах Санкт-Петербурга уцелевших деревянных храмов дореволюционной постройки. Здесь хранятся частицы мощей святых Димитрия Солунского, Серафима Саровского, великомученика Пантелеимона.

Собор вселенских учителей и святителей - праздник, посвященный великим каппадокийцам Василию Великому, Григорию Богослову и константинопольскому Патриарху Иоанну Златоусту, которые почитаются как вселенские учители, сыгравшие важную роль в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. Установление праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина. В Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих отцов Церкви. В 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и велели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.

ИА "Вода живая",
12.02.22

Видео: Божественная литургия в храме святого Димитрия Солунского

Храм св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах

197341, Санкт-Петербург, Приморский район, улица 1-я Никитинская, дом 1.

Упоминания в новостях

Все новости