Вечером Недели 2-й Великого поста, 16 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
За богослужением пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.
По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея о Страстях Христовых.
При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.
"Третью седмицу Великого поста мы начинаем с вечерни, соединенной с акафистом Страстям Христовым и чтением Страстного Евангелия от апостола Матфея о последних часах пребывания Спасителя на земле, - сказал владыка в проповеди. - Вся Его жизнь была крестным путем, который завершился на Голгофе. Он знал, зачем пришел на землю. На предвечном совете Святой Троицы было решено, что Сын Божий придет на землю, пострадает за людей, уничтожит смерть, грех и откроет людям Царство Небесное. Когда Христос вышел на проповедь, стал постепенно раскрывать апостолам, что ожидает Его. Ученики надеялись, что Иисус будет царем земным, но Он ответил, что не для этого пришел, а чтобы пострадать за всех людей. Апостолы не верили, что это будет. Но Господь отвечал, что эту чашу Он сам выбрал и должен испить, потому что никто из людей не сможет спасти ни себя, ни тем более человечество. Много приходило великих людей, среди них были и патриархи, и пророки. Но они не смогли пронести эту чашу, ее может взять на себя только Сын Божий, который воплотился в человека и в нашей плоти претерпел страдания".
"Господь показал мужество и терпение, когда претерпевал страдания. - продолжил архипастырь. - На Него обрушились иудейское общество, синедрион, Пилат, а Он один противостоял им и ни слова не говорил, потому что знал: все равно они примут решение Его распять. На это Он и шел. И когда решение было принято, терпеливо и смиренно принял Крест. Он был распят среди двух разбойников, которые никогда о Христе не слышали и впервые Его увидели. Так бывает и в жизни. Совершив тяжелые грехи, один человек спасается, а другой идет в ад. Почему это происходит? Потому что первый сознает свои грехи и видит, что только милосердие Божие может его спасти. Он припадает ко Христу и просит у Него прощения за содеянное. Другой, наоборот, хулит Бога и людей: что это за крест такой мне дан, почему я страдаю, почему люди живут хорошо, а я плохо? Одни только хулы извергаются из этого человека. И он в Царство Небесное войти не может, идет в ад".
"Господь показал, что надо идти путем Христа. Мы все ученики Христовы и должны пройти Его путем. У каждого будет своя голгофа, свои страдания и муки, свои искушения. Все это надо мужественно и терпеливо преодолевать с помощью Божией. Господь всем помогает нести крест, не оставляет нас одних, а просит, чтобы мы уповали на Него, обращались к Нему. Поэтому мы должны всегда просить Господа о помощи. Его Животворящий Крест всегда помогает нам, мы носим его на себе, он украшает Церковь, он - ее сила. Бесы боятся креста, потому что это их погибель. А мы должны просить Господа, чтобы Он помог нам донести наш жизненный крест, у каждого он должен быть, без него нельзя жить. Надо нести какие-то добродетели, помогать людям, не ждать, когда они попросят, а предлагать самим. Если видите, что человеку хуже, чем нам, надо оказать помощь. Этот добровольный крест легко несется, но если мы не будем нести его добровольно, у нас обязательно будет крест невольный - какие-то обстоятельства, от которых мы никуда не уйдем. По-другому нас очистить невозможно, только через этот крест. Иначе не спасемся. У всех разные кресты, поэтому все по-разному живут, не удивляйтесь. Но в любом случае каждый должен нести свой крест и сочетаться с Крестом Христовым, только так мы имеем надежду на воскресение. Следующая Неделя будет Крестопоклонной, и мы будем поклоняться Кресту Господню. Церковь вынесет крест на всю седмицу, чтобы мы укрепляли телесные и душевные силы, взирая на него. Господь не за Свои грехи страдал, а за наши. А нам надо понести подвиг поста и молитвы ради спасения души. Желаю вам с помощью Божией пройти третью седмицу Великого поста, и в следующее воскресенье мы снова поклонимся Животворящему Кресту Господню", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.
Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. Во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами, а в конце службы с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.
ИА "Вода живая",
16.03.25
