Его Высокопреосвященству сослужили епископ Кронштадтский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители.
Пели хор собора под управлением Льва Дунаева, молодежный хор под руководством Ларисы Христич, женский хор "Bellfoniсa" под руководством Оксаны Дубовой и московский хор мальчиков и юношей "Cantus" под руководством Александры Самохваловой - участники IV Всероссийского фестиваля-конкурса "Радуга" имени Ирины Рогановой.
"За Божественной литургией мы слышали сегодня слова Евангелия от Марка: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8:34), - сказал владыка в проповеди. - Господь просит взять именно свой крест, а не чужой. Он Своим промыслом прочерчивает нам путь ко спасению. И мы должны взять свой крест и идти по этому пути. Тогда у нас все по жизни будет хорошо. Даже если на этом пути будут скорби, болезни, страдания и напасти, мы спокойно и уверенно пройдем его, нам будет понятно, куда мы идем. Но человек так устроен, что ему все время хочется заниматься спасением самому: "Господь говорит так, а я буду по-другому делать". И берет на себя непосильные подвиги, труды, либо вообще ничего не берет. В результате сворачивает с пути, который Бог начертил ему, и тут начинаются ропот, страдания, непонимание - почему и для чего это происходит. Никогда не нужно так делать. Что Господь нам предлагает - надо исполнять. Мы должны отказаться от своего разума, своей воли, а следовать только божественному разуму, божественной воле. В любом случае этот разум, эта воля выше нас, лучше нас и знает, куда нам идти. А мы не знаем, мы слепые. Думаем, что так будет лучше, а на самом деле так - хуже".
"И вот, сегодня мы выносим крест на центр храма, чтобы еще раз показать, что Христос распростер руки и призывает нас: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11:28), - продолжил архипастырь. - Господь показывает Свою любовь, что Он взял все наши кресты вместе и понес их до Голгофы, а нам дал понести только один свой крест. Распятие было самым страшным изуверским способом умерщвления человека. И Господь пошел на это. Хотя апостол Павел сказал сотнику, связавшему его ремнями, что им не позволено бичевать римского гражданина без суда, и его отправили в Рим, где он был усечен мечом. Спаситель выбрал самое варварское орудие смерти того времени. Только отпетых разбойников распинали на кресте. И Он решил пойти на это, взять такой крест, показывая, как любит каждого человека, не все человечество, как мы обычно говорим, а именно каждую душу любит и каждому желает спасения".
"Нам нужно подумать о том, что нам мешает идти по пути к Богу, откликнуться на Его любовь. У каждого свои страсти, наклонности, привычки. От них надо отречься во время Великого поста, будто их и не было. Больше у меня нет страсти чревоугодия, винопития, сребролюбия. С ними покончено. Теперь я вступаю в новую жизнь целомудренным, непьющим, чистым человеком. Господь хочет, чтобы мы, пройдя пост, такими подошли к Светлому Христову Воскресению. Для нашего укрепления нужно как можно чаще причащаться Тела и Крови Христовых. А на эту седмицу Христос предлагает нам крест, чтобы его сила укрепляла нас, грешных, в несении подвига поста", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму былa подарена икона святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Митрополичьи грамоты вручены руководителям приглашенных хоров - Оксане Дубовой и Александре Самохваловой.
От имени директора музея "Исаакиевский собор" Юрия Мудрова митрополиту была преподнесена деревянная икона Божией Матери, выполненная в Псково-Печерском монастыре.
От Союза православных матушек его председатель Екатерина Шастина подарила правящему архиерею корзину "жаворонков" - постных булочек, которые традиционно готовятся на праздник Сорока мучеников.
Неделя Крестопоклонная - название третьего воскресенья Великого поста, с которого начинается его четвертая седмица - Крестопоклонная. Название происходит от того, что в воскресенье (на утрене), а также в последующие дни седмицы совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту. Чин поклонения в саму Крестопоклонную Неделю совершается аналогично богослужению на Воздвижение Креста Господня и Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. После изнесения из алтаря и поклонения Крест, украшенный цветами, лежит на аналое посередине храма всю седмицу. Великий пост сравнивается с пребыванием евреев в пустыне. Как тогда евреи (Ветхий Израиль) страдали от жажды, а Моисей опустил дерево и сделал воды Мерры сладкими (Исх. 15:23), так и Церковь выносит на поклонение Животворящий Крест посредине Четыредесятницы, услаждая пост для верующих и насыщая духовную жажду христиан (людей Нового Израиля).
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.
ИА "Вода живая",
23.03.25


Собор св. прп. Исаакия Далматского «Исаакиевский»
191000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Исаакиевская площадь, д. 4.Упоминания в новостях
