"...И всё готова отдать, и любыми муками заплатить за этот Отчий дом моей вечности..."

Источник: monasterium.ru

В этом месяце вспоминаются две даты, связанные с именем монахини   Марии (Скобцовой): 85 лет назад 16 марта она приняла монашеский постриг, а  31 марта 1945 года трагически оборвался ее земной путь в крупнейшем женском концентрационном лагере нацистов Равенсбрюк, находившемся в 90 километрах от Берлина. Ее жизнь была деятельной и яркой, наполненной событиями, творчеством, благими делами во имя ближних. Кончина - мученическая. Все это нашло отражение на сайте, который создала и ведет художник, публицист, прозаик Ксения Кривошеина, живущая в Париже.

"...И всё готова отдать, и любыми муками заплатить за этот Отчий дом моей вечности..."

- Ксения, мы с вами беседовали после выхода вашей новой книги  в московском издательстве "Эксмо" -  "Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней". Интервью было размещено на сайте СОММ - "Мать Мария (Скобцова) - возвращение на Родину". Давайте теперь поговорим о сайте, посвященном  монахине Марии, - http://mere-marie.com/. Как Вам пришла идея его создания и сразу ли обозначились рубрики  или они постепенно "прорисовывались", в процессе работы?

- К концу 90-х годов, когда в русском интернете только стали появляться первые сайты, у меня скопилось много материалов о матери Марии. Как я уже говорила, в 2000 году я задумала написать ее символическое изображение (парсунь), а в 2001-м возникла идея  устроить выставку  ее работ в Русском музее. Нужно было  собрать воедино максимальное количество ее акварелей и икон, разбросанных по Европе, и привезти в мой родной город на Неве. Для предварительного знакомства зрителей с творчеством монахини Марии создание сайта было насущной необходимостью.  Многопрофильный специалист, знаток литературы и искусства Алексей Гринбаум стал  моим верным соработником, помощником в этом деле. И уже с первых месяцев появления сайта я начала получать письма от читателей и  биографов монахини Марии, писавших о необходимости  пополнения тех или иных разделов.

Основные разделы - "Жизнь", "Творчество", "Судьба", "Библиография", "Канонизация" дополняет раздел "Мученичество XX века". Здесь опубликованы материалы  "Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков (1918-1919)", отрывки из книг Павла Проценко "Мироносицы в эпоху ГУЛАГа" и  Михаила Вострышева - "Патриарх Тихон", интервью с настоятелем храма святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиереем Кириллом Каледой.  Мне кажется, что раздел о мученичестве и "окаянных десятилетиях", в которые окунулась Россия после 1917 года, на таком сайте  логичен. Ведь  не только жизненный путь, но и кончина матери Марии, ее страшные месяцы  в Равенсбрюке, где  она помогала выживать солагерницам, провидчески описаны ею в статье "Рождение в смерти": "И мы верим. И вот по силе этой нашей веры мы чувствуем, как смерть перестает быть смертью, как она становится рождением в вечность, как муки земные становятся муками нашего рождения" <…>  "потому что я хочу исполнить назначенное, потому что я хочу домой, к Отцу, и всё готова отдать, и любыми муками заплатить за этот Отчий дом моей вечности"...


В 2017-м мы вспоминаем также и все этапы столетия, которые прошла многострадальная Россия. Мать Мария, ее жизнь и судьба являются   слепком того лихолетья. Уже сегодня о ней  широко пишут, публикуют ее тексты, изучают феномен  ее горнего пути от  "жизни мирской к святости". Возникновение сайта привело к настоящему взрыву интереса к ней. Информация,  доступная только в бумажных архивах, разбросанных по разным адресам и странам, стала теперь доступной для всех. Я с интересом отмечаю,  как возникают кружки и братства ее имени, открываются выставки, проводятся конференции, снимаются фильмы. На сайте помещено много текстов, обложки книг, рецензии на французском, польском, болгарском, немецком, финском, английском языках. В разделе "Творчество" - огромный изоматериал, несколько документальных фильмов, рассказы о выставках в Риге (где она родилась), Санкт-Петербурге,  видео-интервью для французского телевидения. Недавно один из авторов документального фильма "Руфь" (студия "Неофит") признался мне, что создание самого фильма было бы невозможно без нашего сайта. В 25-минутной ленте   показаны графика, акварели, рисунки, иконы и вышивки - плоды художественного творчества матери Марии, а также звучат ее стихи и воспоминания о встречах и переписке с Александром Блоком (который, добавлю,  когда-то ей, пятнадцатилетней девочке-подростку, посвятил знаменитое стихотворение "Когда вы стоите на моем пути, такая живая, такая красивая..."). В разделе "Судьба" важное место занимают два уникальных номера "Вестника участников русского Сопротивления во Франции" (1946-1947годы). В 2015 году они вошли в раздел "Архивы"  в сборнике "Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней". Кстати, основным костяком самой книги стал именно сайт и публикации некоторых  из его авторов. Не могу не вспомнить о работе с архивами Колумбийского университета, которая постепенно свела меня с интересными людьми. Тексты и акварели матери Марии, хранящиеся в США, теперь можно увидеть и на сайте. Настоящей радостью после выхода в 2004 году моей книги "Красота спасающая", посвященной творчеству будущей монахини, стало знакомство с семьей санкт-петербургского врача Елены Николаевны  Ляпиной.  Эта семья сохранила акварели и рисунки, которые в 2010 году  вошли в фонд музея имени Анны Ахматой в Санкт-Петербурге. В 2016 году они были представлены на выставке "Я весть Твоя", посвященной 125-летию со дня рождения матери Марии. На  открытии выставки Елена Николаевна рассказала об истории коллекции.

- В весьма обширном разделе  "Библиография" я увидела фамилию писателя, журналиста, публикации которого в "Комсомолке", "Литературной газете" о душе, ее бессмертии и вечности были откровением для тысяч и тысяч советских читателей. Благодаря сайту http://mere-marie.com/ я узнала, что, познакомившись с вашим свекром Игорем Александровичем Кривошеиным, Евгений Богат много сделал для того, чтобы в Советском Союзе услышали о русской монахине, погибшей в газовой камере концлагеря Равенсбрюк.  

- Мой свекор, узник нацистских концлагерей Бухенвальд и Дахау (а позже - и советских концлагерей), став членом русского Сопротивления во Франции, начал активно работать с матерью Марией по оказанию помощи советским военнопленным и спасению евреев от вывоза их в Рейх. Его воспоминания были напечатаны в разных изданиях, в том числе и в "Журнале Московской Патриархии" (1970, № 5). Оба они всю свою жизнь "болели Россией", много думали о ее предназначении, ее будущем. Мать Мария  даже в лагере Равенсбрюк, находясь на краю смерти, мечтала, что если она выживет, то будет бродить по дорогам России. Игорь Александрович после объявления "амнистии белой эмиграции" в победившем фашизм Советском Союзе вернулся на родину, приняв советское гражданство. Правда, здесь его судьба сложилась трагически, но это уже другая тема. А что касается встречи Игоря Кривошеина и Евгения Богата, то действительно благодаря ей многие в СССР узнали в далекие 70-80-е годы прошлого века о жертвенном подвиге любви монахини Марии (Скобцовой). Этой  талантливой русской поэтессы Серебряного века, оказавшейся в эмиграции и прошедшей сложный путь к монашеству. Процитирую отрывок из публикации Евгения Богата: "Существует несколько версий ее гибели, каждая из которых похожа на легенду. По одной из них, самой распространенной, 31 марта 1945 года, когда освобождение было уже близко, мать Мария пошла в газовую камеру вместо отобранной фашистами советской девушки. Она обменялась с ней курткой и номером, немногословно объяснив: "Я уже стара, а у тебя вся жизнь..." Было ли так в действительности? Несколько месяцев после разговоров с Игорем Александровичем Кривошеиным я искал бывших узниц Равенсбрюка, писал письма, читал ответы, беседовал с ними. Была у меня даже наивная надежда - найти ту спасенную ею девушку... Но, несмотря на все старания, мне не удалось отыскать очевидцев самого последнего часа матери Марии, зато я узнал много удивительного об этой необыкновенной женщине. В условиях, дьявольски рассчитанных на то, чтобы человек переставал быть человеком, она не утратила чудеснейшего человеческого дара - дара мыслить. И когда одна женщина горько пожаловалась ей, что уже ничего не чувствует и даже сама мысль закоченела, мать Мария воскликнула: "Нет, нет, только непрестанно думайте, в борьбе с сомнениями думайте, шире, глубже. Не снижайте мысль..."


Другой известный журналист и прозаик, Дмитрий Шеваров (сейчас он - обозреватель "Российской газеты"), был 13-летним мальчишкой, когда прочитал книгу  Евгения Богата "Узнавание", выпущенную издательством "Детская литература". Рассказ о жертвенности  монахини Марии произвел на него сильное впечатление. Впоследствии он напишет, что для него, подростка, это книга стала книгой взросления: "И с той непривычной высоты весь мир показался мне драгоценным, солнечным, исполненным таинственной гармонии и высокого замысла. И ничего чужого и случайного в том мире для меня не было, все родное...". Это признание - один из множества примеров того, как проросло зерно, посеянное людьми, для которых слова "долг памяти" были наполнены глубоким смыслом. И мы с моим мужем Никитой Игоревичем Кривошеиным продолжаем отдавать этот долг...

- Полагаю, читатели сайта не пройдут мимо раздела "Канонизация"...

- В нем сообщается, что 16 января 2004 года Священный Синод Вселенского Патриархата в Константинополе принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой), протоиерея Алексея Медведкова, священника Димитрия Клепинина, Юрия Скобцова (22-летнего сына матери Марии, ее верного соратника в служении ближним, погибшего в немецком концлагере), Ильи Фондаминского. Основанием для канонизации стало прошение, направленное из Парижа Экзархом Вселенского Патриарха архиепископом Гавриилом, управляющим Архиепископией Православных Русских Церквей в Западной Европе. Таким образом, Вселенская Патриархия впервые причислила к лику святых русских эмигрантов, оставивших яркий след в духовной жизни Западной Европы в прошлом столетии.

- Думается, очень ценно, что тут же Вы поместили комментарий члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви (ныне ее секретаря) протоиерея Владимира Воробьева, в котором отец Владимир определенно сказал, что пока у нас есть единство с Вселенским Патриархатом, пока между нашими Церквами есть евхаристическое общение, святые, канонизированные Вселенским Патриархатом, являются и нашими святыми.

- Хочу обратить внимание на еще один важный момент комментария. Протоиерей Владимир Воробьев подчеркивает, что есть некоторые смущающие моменты в биографии монахини Марии (участие в партии эсеров, второе замужество, сомнительные с богословской точки зрения высказывания и т.д.), но канонизирована она не за эту сторону жизни, а за мученический подвиг. Читаем: "Она отдала свою жизнь за други своя именно как монахиня, как христианка. Она прекрасно понимала, что ее деятельность по спасению ближних в очень страшный момент оккупации смертельно опасна. И, тем не менее, на это шла. Ее арестовали как участницу Сопротивления, но она ведь занималась не какой-то партизанской диверсионной деятельностью, а, будучи монахиней, просто всячески помогала людям, спасала людей и этим исполняла свой христианский долг. Именно поэтому ее страдания и ее мученическая смерть стали основанием для канонизации. Точно так же мы канонизируем очень многих новых мучеников и исповедников российских, не вникая особенно в обстоятельства их жизни. Потому что, по древнему учению Церкви, мученическая кровь смывает все грехи, и в истории Церкви известны случаи, когда некрещеные люди, исповедавшие веру во Христа и после этого претерпевшие мучения, почитались в Церкви как святые мученики. Про них говорилось, что они крещены своей кровью. Поэтому мы и сейчас принимаем мученический подвиг независимо от жизни человека как основание для канонизации. А в мученической кончине матери Марии нет никаких сомнений".


- И настоятель московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов говорит ведущему радио "Вера"  в передаче "Светлый вечер" (цитирую): "Мы канонизируем тот подвиг, который в случае матери Марии сконцентрировался в образе ее монашеского жития и в ее кончине. Если Бог нам даст за какой-то добрый образ жизни увидеть Царствие Небесное, мы поймем, кто там есть кто. Но для меня несомненно, что мать Мария - там". Ксения, а есть ли у вас обратная связь с читателями сайта? Каким образом вы узнаете, что их особенно взволновало, что для них важно?

- На сайте указан электронный адрес, и я получаю на него очень много писем. Стараюсь всегда отвечать. Именно благодаря обратной связи возникает переписка и знакомства. Конечно,  много просьб о перепубликациях материалов. Я почти никогда не отказываю, только прошу делать ссылку на сайт. Людей волнует вопрос о канонизации монахини Марии в Русской Православной Церкви. Не так давно я получила копию письма от большой группы верующих, в котором они выражают надежду  на положительное решение  Синода РПЦ  о возможности введения  имени матери Марии в святцы. Но, вероятно, этот животрепещущий вопрос нужно адресовать в Синодальную комиссию по канонизации святых. Сама я целиком поддерживаю эту инициативу. Надеюсь, что мученичество матери Марии, ее народное почитание, всемирная известность  и доброжелательное отношение  Церкви приведут к положительному решению вопроса.

- И последний вопрос, Ксения. Скажите, как сегодня чувствуется народное почитание монахини Марии? 

- Оно растет. А 2016 год был особенным в этом отношении: 31 марта прошлого года в Париже состоялась торжественная церемония открытия улицы имени матери Марии (Скобцовой). Церкви Пресвятой Богородицы, которая была переделана ею из большой конюшни на улице Лурмель в дом Божий, больше не существует, поскольку старые дома в этом квартале снесены, и на их месте построены новые. Но улица, названная ее именем, находится поблизости, в ее родном квартале, где проживало много русских эмигрантов, бежавших от революции в России и Гражданской войны. (Присвоить улице Парижа имя героической русской монахини предложила вице-мэр XV округа по вопросам культурного наследия и новых технологий Жислен Фонладосса. Муниципальный совет мэрии единогласно проголосовал за это решение). Далее: весной 2016 года в храме преподобного Серафима Саровского на улице Лекурб была проведена конференция, посвященная ее творчеству и монашескому  служению. В этой православной парижской церкви, в которой одной из главных святынь является икона батюшки Серафима с частицей его мощей, сложился своеобразный музей работ матери Марии. Экспонатами стали иконы, вышивки, облачения... Ко дню рождения матери Марии, который отмечается 20 декабря, на знаменитом французском кладбище Сент-Женевьев де Буа, где покоятся близкие монахини Марии (в их числе и ее мама Софья Борисовна, прожившая 100 лет), в прошлом году были отреставрированы крест, плита, памятные доски с надписями, а также установлена икона Божией Матери "Умиление", написанная монахиней. Молитвы преподобномученице, дополненные малыми делами, укрепляют и соединяют самых разных людей. Имя ее все больше на устах, она все больше нужна людям, а  это и есть замечательная укорененная традиция, объединяющая православных на Западе и в России.

…Настанет день на широту миров -

Во всём преодолев стихию разрушенья, -

Творца мы прославлять восстанем из гробов,

Исполнив заповедь и воскрешенья.

Так писала монахиня Мария (Скобцова) незадолго до своей гибели в концентрационном лагере Равенсбрюк. Она погибла в дни Святой Четыредесятницы, накануне Пасхи, когда в надежде Воскресения Христова обновляется и оживотворяется весь прекрасный Божий мир. И еще одно: постригал в монахини Елизавету Юрьевну (в первом замужестве она была Кузьминой- Караваевой, во втором - Скобцовой) один из самых выдающихся церковных деятелей XX  века, митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский), хорошо известный россиянам по книге "Путь моей жизни".  И нарек ее именем Мария - в честь преподобной Марии Египетской. До нас дошли слова владыки, сказанные спустя какое-то время после того примечательного события: "Вот мать Мария постриглась, и с тех пор все сияет".

Беседовала Нина Ставицкая

Фото из архива Ксении Кривошеиной