Вот объект, который начинался со скандала, продолжается скандалом и, скорее всего, будет завершен под аккомпанемент скандала. Речь о торгово-развлекательно-спортивно-офисно-апартаментном центре на улице Бабушкина напротив станции метро "Ломоносовская".
Здешнее место под солнцем в Невском районе попало в сферу интересов строителей и общественников еще в 2013 году. Компания "Петровский строитель" намеревалась освободить приглянувшийся участок, снеся расположенный здесь старый кинотеатр "Спутник", и возвести торговый центр с подземной парковкой. А активисты стремились не допустить этого строительства на месте Фарфоровского кладбища, существовавшего с середины XVIII века до середины XX.
Общественность тогда предприняла превентивные меры. В Куйбышевский районный суд был подан иск. В результате получено судебное решение, в котором установлены границы кладбищенского участка. В решении также записано, что на кладбище имеются "траншейные захоронения блокадного периода". Суд констатировал, что, хотя кладбище и перестало существовать, в силу закона "О похоронном деле" застраивать его территорию запрещено. Она может быть использована только как зеленая зона.
То судебное решение стало юридическим основанием для пикетов и митингов против торгового центра.
Однако суд в историю не углублялся. А мы напомним. К началу XX века Фарфоровское кладбище занимало немалую территорию по обе стороны улицы Бабушкина, которая разрезала ее надвое и именовалась Кладбищенской.
В 1930-е годы старое кладбище официально закрыли. Некоторые захоронения перенесли на Литераторские мостки. Несколько исторических плит и памятников оказались в Некрополе XVIII века. А мемориальные фарфоровые таблички - в Музее городской скульптуры.
Через несколько лет в непосредственной близости возвели здание Володарского райсовета и - практически одновременно - Володарский мост с трамвайными линиями. Разворот трамвая прошел по той части кладбища, которая примыкает к проспекту Обуховской Обороны.
В 1960-х годах построили кинотеатр "Спутник". Тоже на территории кладбища. В те же годы по соседству появилось здание общественного туалета. Несмотря на изрядное количество сооружений, территория была названа сквером "Спутник" (затем - Виноградовским).
В 1970-е годы на противоположной стороне улицы Бабушкина открыли станцию метро "Ломоносовская". А зеленая зона вокруг метро - остаток кладбища - получила название Ломоносовский сад.
в новейшие времена вплотную к проспекту Обуховской Обороны построили бизнес-центр "Импульс" и две автозаправки.
В результате на исполнение закона о погребении осталось совсем немного места: Ломоносовский сад и незанятая постройками часть Виноградовского сквера.
Здесь, увы, придется проявить долю цинизма. Так что заранее просим прощения у тех людей, которые были искренне возмущены и оскорблены появлением, казалось бы, кощунственного проекта торгового центра с подземной парковкой. Но слишком уж странно и неоднозначно воспринимались митинги и пикеты в защиту кладбища, густо застроенного объектами, которые до того момента не вызывали никакого раздражения... На этом циничное замечание завершено. И ничего подобного больше не прозвучит.Сейчас, анализируя результаты общественной активности, так и тянет отметить, что наибольшую выгоду от "бунта" получили... застройщики.
И первый заказчик нового объекта "Петровский строитель", и нынешний - ОАО "ЛК "Ликострой" входят в группу компаний "Конрад", которую СМИ и бизнес-ресурсы прочно связывают с именем Вагифа Мамишева. Личность известная: бизнесмен; учредитель и руководитель нескольких общественных организаций, специализирующихся на вопросах взаимоотношения диаспор; председатель Азербайджанской национально-культурной автономии Петербурга; по совместительству - советник бывшего губернатора Полтавченко. Так что все, что происходит на данном земельном участке, в народе персонифицировано: Мамишев ломает, проектирует, строит.
В 2015 году в результате народного недовольства компания Мамишева немного сократила площадь предполагаемого строительства, постаравшись максимально приблизить ее к площади "Спутника". Синий забор отступил на несколько метров. А взамен этой "уступки общественному мнению" застройщик получил от города утешительный приз - земельный участок на Яхтенной улице. В несколько раз больше, нежели освобожденный кусочек Виноградовского сквера. Сделка мены была узаконена и признана всеми мыслимыми инстанциями вплоть до Минстроя РФ.
И лишь после всех этих вольтов - в конце 2017 года - начался снос "Спутника". Дальше дело пошло чрезвычайно быстро. Вот уже через месяц-полтора обещано открытие центра: три подземных и девять надземных этажей, супермаркет, автостоянка на 495 мест... И все это с полным соблюдением законодательства. Но почему же не оставляет ощущение, что "Конрад" обвел всех вокруг пальца, вышел из истории не только сухим, но и еще более состоятельным?
За два с половиной года прохожие привыкли проходить боком по узеньким мосткам вдоль стройплощадки. Привыкли и дышать миазмами: синие кабинки туалетов стоят сразу за забором в полуметре от носов граждан: ставить дальше возможности нет. Как нечто само собой разумеющееся воспринимают пешеходы крайне неудобный переход через улицу Бабушкина, на котором тесно и полутора десяткам человек.
Но скоро уберут и мостки, и кабинки. Что же увидят горожане?
Современную "стекляшку" внушительных размеров. Первый этаж еще вписывается в красные линии: то есть ширина тротуара здесь такая же, как и вообще в этой части улицы Бабушкина. Но верхние этажи существенно выпирают, нависают над тротуаром. Прохожим придется ходить под этим многометровым "козырьком".
Центральный вход в торговый комплекс, предполагающий многолюдность, выходит прямиком на Бабушкина - на неширокий тротуар, да еще и в непосредственной близости от перехода. Толчея обеспечена.
Из-за такого расположения входа придется переносить остановку общественного транспорта. Иначе пешеходный поток и вовсе захлебнется.
Судя по проекту, которым располагают общественники, постройка заняла практически весь участок, отведенный под объект. А это означает, что места для движения автомобилей вокруг торгового центра не осталось. Куда и как поедут товары для магазинов, продукты для кафе и ресторанов? К тому же надо помнить о 495 парковочных местах. Серьезное число! Как будет двигаться этот транспортный поток? Как такое количество машин будет заезжать в центр? А выезжать?
Имеются планы организовать проезжую часть по "аппендиксу" переулка Матюшенко, ведущему от улицы Бабушкина к задворкам здания районной администрации, изгибающемуся и дворами выходящему на Ивановскую улицу, и без того всегда перегруженную. Также теоретически возможен заезд в центр с другой стороны - слева, где сейчас проложена дорога для строительной техники.
Какой бы вариант ни был принят, он послужит лишь ухудшению дорожной ситуации и на Бабушкина, и на Ивановской. Ну а кроме того, оба варианта... проходят по территории кладбища.
Похоже, что всем скоро придется туго. И город будет мучительно думать, как же преодолеть внезапно возникшие трудности. Обычное дело: сначала согласовать проект, начать работы, а затем ликвидировать печальные последствия.
Фото Дмитрия Соколова
Материал опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости" № 190 (6543) от 10.10.2019 под заголовком "Как зарулить на погост".
Статья по теме:
У бывшего Фарфоровского кладбища построят торгово-развлекательный центр