Врачи и священнослужители обсудили проблемы постковидного синдрома

Источник: spbvedomosti.ru
В России уже более 10,3 млн человек перенесли новую коронавирусную инфекцию. Число умерших от нее перевалило за 300 тысяч (по данным на 23 декабря, в РФ погиб уже 301 271 человек). Все последние недели ежесуточно фиксировалось по 1 - 1,2 тысячи смертей от ковида. Это как несколько авиакатастроф или ежедневное исчезновение с лица земли довольно крупного населенного пункта. И это только те, кто не смог победить инфекцию в острую фазу заболевания, а ведь есть еще "косвенные", или "отложенные", жертвы...
Врачи и священнослужители обсудили проблемы постковидного синдрома

Как лечить и как увещевать


Коронавирус способен вызывать изменение психического состояния и тяжелые расстройства, так как выздоровление сопровождается серьезной токсической нагрузкой на нервную систему и головной мозг. В профессиональной реабилитации нуждаются около 80% переболевших. Эта информация в числе прочей прозвучала в ходе IV научно-практической онлайн-конференции с международным участием  "Актуальные вопросы реабилитации переболевших Covid-19", в которой участвовали более 1,5 тысячи врачей из 873 лечебных учреждений 78 российских регионов, 204 городов России, а также из 15 стран ближнего зарубежья и зарубежья дальнего. Организаторами конференции выступили Общество православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), благотворительный фонд помощи больным с хирургическими и иными тяжелыми заболеваниями имени святителя Луки Крымского при участии Общества православных врачей России.

Вопросы медицинской реабилитации медики обсуждали совместно со священнослужителями, организовавшими в рамках конференции "круглый стол" "Психиатрическое, психологическое, психотерапевтическое и духовное сопровождение граждан и прихожан храмов в постреабилитационный период". Небольшая часть спикеров находились в зале штаб-квартиры Общества православных врачей Петербурга. Священнослужители из других регионов - с Сахалина и Камчатки, из Мурманска и Архангельска, Москвы и Боровичей, а также из США, Монако и Австрии - присутствовали виртуально по конференц-связи. Православные врачи обсуждали необходимость взаимодействия священнослужителей, психиатров и психологов в деле реабилитации переболевших

А еще - особенности пастырского увещевания и исповеди прихожан с постковидными когнитивными расстройствами, особенности их поста и проведения таинств. Мы решили ознакомить читателей с наиболее интересными и важными мнениями специалистов и клириков, высказанными на этой встрече.

Одной воли мало


Александр Чучалин, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ имени Николая Пирогова, вице-президент Национальной медицинской палаты (Москва):
- По данным международного исследования, проводившегося нашими европейскими и американскими коллегами, повторно поступают в стационары порядка 29% выздоровевших от COVID-19. То есть едва не у каждого третьего перенесшего эту инфекцию возникает постковидный синдром. И если в остром периоде смертность 2 - 3%, то в постковидный период она куда выше - 12%. Постковидный синдром - это состояние, когда у человека продолжаются симптомы вирусного заболевания или они проявляются в виде определенных признаков через 4 - 6 недель. Впрочем, есть больные, у которых такой синдром проявляется 3 - 6 месяцев спустя, и есть те, кто дважды-трижды переносит болезнь. Мы говорим о необходимости вычленить больных с постковидным синдромом и людей с хроническими формами этого заболевания.
Коронавирус, спускаясь в нижний отдел дыхательных путей, ведет себя как биологический убийца эндотелиальных клеток. То, как он уничтожает их, можно сравнить лишь с таким биологическим убийцей, как сибирская язва. Это может закончиться тромбами, ишемией и некрозом легочной ткани. Но коронавирус нарушает функции и других органов. Органы-мишени могут быть разные, но в основе лежит ишемия.
Причем появление постковидного синдрома не зависит от формы перенесенного заболевания - была ли она тяжелой, среднетяжелой или легкой. Через семь месяцев после начала заболевания усталость сохраняется у 78% переболевших, недомогание после физических нагрузок ─ у 71, когнитивная дисфункция ─ у 57, неспособность работать ─ у 68%. Просто усилием воли, "на автопилоте" люди из состояния постковидного синдрома хронической усталости выйти не могут. Нужна профессиональная реабилитация.

Ирина Бахтина, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Федерального медико-биологического агентства РФ (Санкт-Петербург):
- В ходе исследования, проведенного нашими специалистами в июне - сентябре 2021 года, были опрошены и обследованы более 500 переболевших ковидом. У 85,6% были жалобы на расстройство психики, у 87,2 выявлены патологии нервной системы, у 68,5% - сердечно-сосудистой системы. Люди отмечали у себя потерю кратковременной и долговременной памяти и концентрации внимания, нарушения сна, депрессию, слезливость, снижение работоспособности и мотивации к труду, сложности в преодолении стрессов, поддержания разговора и режима дня, изменение отношений с людьми.

Владислав Шамрей, главный психиатр Министерства обороны РФ, завкафедрой и клиникой психиатрии Военно-медицинксой академии имени Сергея Кирова, профессор:
- Три четверти сегодняшних расстройств - стресс-ассоциированные. Нужно отметить роль информационного сопровождения пандемии, огромное деструктивное внешнее воздействие на людей. Психотравматизация через интернет и СМИ приводит к фобиям, подавленности, гневу, агрессии, нарушениям сна, психосоматике, снижению работоспособности. А уж когда представители шоу-бизнеса оказываются "великими специалистами по коронавирусу"... Я вообще считаю это элементом информационной войны.
Но спектр постковидных расстройств, конечно, шире. Вирус способен проникать в мозг через сосудистую стенку и является нейротропным - это уже установленный факт.
Панические атаки и тревоги - это вершина айсберга. Основой будущих проблем станут когнитивные нарушения после Covid-19, которые усугубляются. Пока на этот счет почти нет специальных исследований, статистики, так что они малозаметны. Но они выйдут на первый план со временем.

Татьяна Решетова, врач-психотерапевт, профессор Северо-Западного медицинского университета имени Ильи Мечникова:
- Пациенты с постковидным синдромом у меня сейчас - самые частые, но их спектр меняется с течением пандемии. В 2020 году это были больные с тревогой, паникой, острыми психосоматическимим инфарктами и инсультами. Сейчас пошли постковидные астении и депрессии, в том числе депрессии утраты (тут, к слову, Церковь может очень большую помощь оказать). Утраты очень у многих, а утрата - это всегда депрессия.
Верующий человек в нынешней обстановке психологически защищен гораздо лучше, чем неверующий. Но вот беда - менее половины пациентов с тревогой и депрессией признаются своему доктору в этом. А может, и священнику не признаются. Мы же терпеливы…
Стрессовые расстройства имеются у многих перенесших ковид - подобное наблюдалось у солдат после Чеченской войны.
Многие сейчас испытывают катастрофические психотравмы. Сначала тревога, высокий адреналин, затем астения, следующая "станция" - депрессия истощения. 40% переболевших ковидом тянут за собой "шлейф" депрессий. Со сниженным настроением, негативной оценкой себя и будущего.
Очень многие гневаются в депрессии - и это не распущенность, а снижение уровня определенных веществ в головном мозге. В постковидном состоянии депрессия базируется на совершенно материальных нарушениях в сосудах и клетках мозга. Это не грех уныния, а реальная болезнь. Она поддерживается длинным системным воспалением. И молитвой, добрым словом ее не вылечить, хотя это тоже очень важно... Депрессия рушит болевой порог, и у человека начинает вдруг болеть то, что раньше не болело.
Психическое благополучие - это конкретный позитивный образ будущего, когда у человека есть представление, каким он будет через год. Надо пытаться строить этот образ. И ответы очень часто находятся в религии. Церкви опять полны людьми. Потому что в ковиде, как на передовой, атеистов нет.

Легенды и мифы новой реальности


Александр Горелов, замдиректора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, профессор:
- Мы не сформировали коллективный иммунитет: в России вакцинированы чуть более 50% взрослого населения. А ведь вирус изменяется только в не иммунном организме, он создает новые линии и штаммы в среде непривитых.
У нас противники прививок объясняют свое недоверие к ним тем, что вакцина была создана-де слишком быстро, что не было проведено достаточно исследований. А я хочу напомнить, что в мае 2020 года гранты были выделены на 41 вакцинную платформу. До регистрации, как мы знаем, дошли пока только три. То есть отбор был очень жесткий и тщательный.
Некоторые говорят: страны, где привиты 70 - 80% населения, тоже болеют… Да, болеют. Но летальность несопоставима. У нас при суточной заболеваемости 30 тысяч летальность - 1 - 1,2 тысячи человек в день, а в Германии, где фиксируют по 60 - 70 тысяч новых больных в день, умирают всего 100 - 200 человек.
Нет ни одной возрастной категории, где бы коронавирус не влиял на летальность и не давал осложнений.

Протоиерей Александр Лапин, врач, доцент по лабораторной медицине, заведующий диагностической лабораторией в Военном госпитале Вены (Австрия):
- У нас наблюдается тот же кризис доверия, такие же страхи и мифы, что и в России. Общество оглушено лавиной информации, зачастую противоречивой. Наша задача - охранить жизнь наших прихожан. Нужно ставить вопрос ответственности верующих и Церкви за своих соотечественников.
В рядах православных христиан много тех, кто не хочет вакцинироваться. В рядах священнослужителей в нашей стране таких большинство. Страх перед вакцинацией стал чуть ли не признаком единства Церкви…

Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии (Москва):
- У своих пациентов я чаще всего наблюдаю фобии, панические атаки, депрессии. Но сюда я бы добавил еще и обострение мифологического сознания, пренебрежение рациональным и причинно-следственным мышлением. Представление о вирусе как оружии, направленном кем-то на неведомые цели. Страх насилия - магического, военного, политического - испытывают больше половины моих пациентов.
Каковы специфические страхи пандемии? С одной стороны - заболеть (умереть), с другой - боязнь магического насилия в результате вакцинации. Как ни странно, второй страх у нас сильнее первого. В связи с этим и возникают специфические тревожные расстройства.
Никто не доверяет никому. Слишком много противоречивых высказываний среди ученых, политиков, биологов, чиновников. Люди растеряны.
Второй фактор - отсутствие будущего. Тревожные расстройства еще и от неопределенности, от непонимания, когда это все закончится.
Третий страх - потери свободы. А если вакцинирование еще становится обязательным, агрессия нарастает радикально, и это происходит сейчас во всех странах. Люди отказываются не только прививаться, но даже разговаривать об этом.
Есть две важные ценности, которые могли бы проповедовать и врачи, и священники, - это жизнь и здоровье. Причем проповедь здоровья и жизни нужно вести на рациональном, а не мифологическом языке.

Соработничество клириков и медиков


Протоиерей Сергий Филимонов, профессор Первого Санкт-Петербургского медицинского университета имени Ивана Павлова, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), настоятель храма Державной иконы Божией Матери на проспекте Культуры:


- По данным на июнь 2021 года, в России переболели ковидом около 5 тысяч клириков РПЦ, около 600 умерли. Не ошибусь, если скажу, что 60 - 70% прихожан храмов также перенесли эту инфекцию.
Конечно, приходы не ведут такую статистику. Здесь человек или сам говорит о том, что переболел и испытывает проблемы, или священник замечает ряд расстройств у своего духовного чада. Прихожане жалуются на самочувствие, плохой сон, просят повторить что-то из только что сказанного, теряют мысль… О грехах надо вспомнить, а человек во время исповеди забывает, о чем хотел сказать минуту назад...
Приходится пересматривать свое отношение к пасомым в связи с провалами в их памяти, вносить коррекцию в содержание бесед с ними. Священнослужитель в таких случаях подсказывает: пишите "шпаргалочку" для индивидуальной исповеди. Послушайте общую исповедь, чтобы было легче сориентироваться. То есть исповедь приходится принимать повторно, чередуя общие с частными беседами.
Многие люди, особенно молодые, после коронавируса вынуждены принимать нейролептики. Все это накладывает определенные рамки на пост. Людям, страдающим поражением центральной нервной системы, требуется послабление поста, а перенесшим среднетяжелую и тяжелую формы коронавируса мы вообще отменяем посты на полгода и более. Для них опасны дефицит белка, кальция и т. д.
К перенесшим Covid-19 прихожанам нужно относиться с пониманием, даже несмотря на случающуюся их неадекватность. Это требует большего пастырского терпения, чуткости и мудрости.
Иногда люди приходят к священнику и спрашивают, делать им прививку или нет при таких-то заболеваниях и таких-то антителах, и вообще, что им делать дальше, как жить… Пастырь не должен заниматься тем, в чем некомпетентен, а должен посоветовать человеку обратиться за профессиональной помощью и консультацией - к терапевту, психологу или психиатру. Так же и психиатр, оказав помощь пациенту в рамках своей компетенции, может посоветовать пойти к священнику, если понимает, что тот способен помочь.

Протоиерей Александр Лапин:
- Вообще сейчас трудно что-то порекомендовать переболевшему прихожанину в общецерковном плане. Все наши классические средства (например, отправиться в паломническую поездку) нынче не годятся. Многое ушло из нашей жизни из-за ковида…

Владислав Шамрей:
- Соработничество священников и врачей крайне актуально. У каждого своя зона ответственности. Для верующих авторитет пастыря может быть более высоким, чем авторитет врача. А значит, то, насколько прихожанин будет сориентирован на принятие адекватных мер относительно вакцинации и ревакцинации, нередко зависит и от священника.
Когда растет число прихожан с психическими нарушениями, священнику нужны какие-то первичные знания по пастырской психиатрии.

Протоиерей Сергий Филимонов:
- Я согласен с мнением о том, что верующий человек психологически более защищен, чем неверующий. Психозов и истерий среди верующих действительно гораздо меньше, чем среди атеистов. Это связано с тем, что знания верующего простираются не только на эту жизнь, но и на то, что находится за ее гранью. Смерть - только запятая в линии его бытия. Он знает, что после смерти он не уйдет в небытие, знает, что существует вечная жизнь и человек после смерти имеет утешение.
"Антиваксеры" есть и среди медработников, и среди клириков. На протяжении всей истории Церкви (по крайней мере за последние 300 - 400 лет) во время эпидемий в России были противники медицины и противоэпидемических мер как среди населения, так и среди священнослужителей. Мне кажется, сейчас противников и сторонников вакцинации среди священнослужителей примерно поровну.
В прошлом году мы проводили похожий "круглый стол", на котором были и специалисты-врачи, и священнослужители. Сегодня мы выслушали, что сказали психиатры, высказали свое видение ситуации, более глубоко и всесторонне рассмотрели вопросы осложнений после коронавируса и реабилитации выздоровевших. Это взаимная учеба. Чтобы двигаться вперед, надо понимать друг друга.
Covid-19 - это инфекция, которая требует междисциплинарного рассмотрения и понимания ситуации с разных точек зрения. Вирус мутирует, подходы к лечению быстро меняются. И священнослужителям, и врачам приходится учиться на ходу.

Инесса Юшковская

Материал опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости" № 243 (7080) от 27.12.2021 под заголовком "На пороге психопандемии".