Состоялся "круглый стол", посвященный преподаванию ОРКСЭ

В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 8 апреля состоялся "круглый стол" "Основы религиозных культур и светской этики: проблемы, перспективы и опыт преподавания в современной общеобразовательной школе". Организатором мероприятия выступил епархиальный отдел религиозного образования и катехизации.


В дискуссии приняли участие заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров, ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Степан Жолован, ведущий специалист комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталья Ильина, преподаватель Суворовского военного училища Виктория Гусакова, директор школы № 308 Центрального района Ирина Микляева, сценарист и режиссер Алена Поликовская, заведующая кафедрой социального образования СПб АППО Ольга Журавлева, старший преподаватель кафедры социального образования СПб АППО Олег Федоров, преподаватель истории гимназии № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга, специалист высшей категории Вероника Копланова, учитель истории школы № 47 Петроградского района Санкт-Петербурга, специалист высшей категории Вячеслав Коротин, заведующая кафедрой начального образования СПб АППО Юлия Глаголева.

Ведущим встречи стал клирик храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки иерей Игорь Лысенко.

Собравшиеся в конференц-зале священники, педагоги и культурологи обсудили разные аспекты изучения духовной культуры нашей страны и построения грамотного диалога с представителями традиционно-исторических религиозных культур в России. Участники круглого размышляли над тем, почему сегодня люди стесняются открыто говорить о своих духовных ценностях и религиозной традиции и отчего православные родители опасаются выбирать модуль "Основы православной культуры" для изучения в светской школе. Преподаватели и руководители учебных заведений поделились своим опытом преподавания модуля "Основы православной культуры" для учащихся в светской школе и рассказали о его перспективах.

В апреле во всех школах Санкт-Петербурга родители учащихся третьих классов путем анкетирования выбирают для своих детей один из трех учебных модулей предмета "Основы религиозных культур и светской этики": "Основы православной культуры", "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики". В прошлом году три этих модуля почти равномерно распределились среди четвероклассников Санкт-Петербурга. Одной из задач "круглого стола" стал анализ выбора петербургских родителей.

Встречу открыл ректор СПб АППО Степан Жолован, который отметил, что Санкт-Петербург стал федеральной стажировочной площадкой на 2016-2020 годы, и одно из направлений работы связано с духовно-нравственной культурой народов России. На базе СПб АППО будет разработана предметная концепция и методические рекомендации по реализации этого направления в школах. Степан Васильевич подчеркнул, что Санкт-Петербург славится самостоятельным поиском в реализации отдельных направлений образовательных программ и отличается высокой результативностью в деле повышения квалификации педагогов.

На большом экране был продемонстрирован небольшой фильм режиссера Алены Поликовской "Свои среди своих" о том, как в обществе осмысливаются основы веры и культуры. После просмотра фильма к участникам обратился иерей Илия Макаров. Он рассказал о том, что благодаря усилиям содружества городского комитета образования и епархиального отдела религиозного образования и катехизации был досконально проработан учебник для преподавания основ православной культуры. По словам отца Илии, этот предмет отражает духовный опыт русского общества, в нем заложен духовный код, который дети способны расшифровать, а после его расшифровки - преобразиться.

"Но сегодня вскрылась новая проблема, - отметил он. - Верующие считают, что других людей, которые еще не открыли для себя основы православной культуры, нужно от этого оградить. Верующие люди не голосуют за то, чтобы основы православной культуры преподавали в светских школах. Эта проблема тесно связана с умонастроением сегодняшнего общества в России - мы не формулируем послание, которое русские люди сегодня могли бы высказать миру. К сожалению, у нас нет миссионерского запала, нет людей, которые способны нести идею и преображать этот мир, убеждать других людей принять те ценности, которые они исповедуют. Сегодняшний православный человек, к сожалению, закрывает для себя возможность миссионерской деятельности, потому что его ребенок не будет на уроках основ православной культуры говорить соседу по парте о своей вере и о Христе".

Заведующая кафедрой начального образования СПб АППО Юлия Глаголева отметила, что важно разводить понятия "обучать религии" и "обучать православной культуре". По словам Юлии Игоревны, модуль "Основы религиозных культур и светской этики" сегодня является самым сложным в начальной школе. С ним связан ряд вопросов: могут ли учителя-предметники на должном уровне преподавать его, если сами не являются верующими людьми; как грамотно встроить в рамки закона о свободе совести и религиозных объединениях обучение основам веры и многое другое.

Директор школы № 308 Центрального района Ирина Микляева рассказала о том, что, когда в учебный план ввели предмет "Основы религиозных культур и светской этики", то в первый год все родители учеников изъявили желание, чтобы их дети изучали основы светской этики, а на второй год родители разделились практически поровну, выбрав основы светской этики и основы православной культуры. В этом году выбор родителей пал на два модуля: основы светской этики и основы мировых религиозных культур, и ни один родитель не выбрал основы православной культуры.

Ирина Владимировна отметила, что вести этот предмет - очень большая ответственность, и преподавать его может только тот учитель, который не просто обучился на курсах, а почувствовал необходимость поделиться своими мыслями с детьми. Ирина Микляева также указала на риски, которые возникают при ведении предмета: отношение семьи и светского общества к нему, сложность понимания учебника для детей. Среди положительных моментов Ирина Владимировна назвала то, что этот предмет может помочь ребятам ответить на вопрос, над которым задумывается каждый, - в чем смысл жизни.
 
Ведущий специалист городского комитета по образованию Наталья Ильина подчеркнула, что, согласно федеральному закону РФ, предмет ОРКСЭ является светским, учебник для него прошел пять экспертных заключений. Наталья Ивановна назвала основы православной культуры культурологическим курсом, предшествующим предметам, которые будут изучаться детьми в средней школе с 5-го по 10-й классы. Именно на базе этого курса закладываются понятия и знания, которые потом могут быть использованы детьми в ряде гуманитарных предметов.

О потенциале курса ОРКСЭ рассказал старший преподаватель кафедры социального образования АППО Олег Федоров. Он отметил, что курс развивает у детей целостное мировоззрение. "Толерантность должна начинаться с понимания и принятия себя как объекта культуры и культуры других народов, - сказал Олег Дмитриевич. - Именно на уроках ОРКСЭ дети знакомятся с культурологическим, обществоведческим, географическим и историческим содержанием, узнают о выдающихся исторических деятелях. Задача каждого учителя - через призму ценностей привить детям предметное содержание, сформировать мотивацию ребенка. Тогда будет решен самый главный вопрос современного ученика: "А зачем мне это надо?".

Преподаватель истории гимназии № 402 Колпинского района Вероника Копланова отметила серьезную работу и старания учителей, который ведут предмет ОРКСЭ лишь второй год. Они готовят разнообразные наработки и проводят важную нравственную работу вместе с детьми. Среди факторов, из-за которых родители не отдают детей на модуль ОПК, Вероника Валерьевна назвала нежелание родителей самим совершать эту серьезную нравственную работу. Выбор в пользу основ мировых религиозных культур Вероника Копланова объяснила тем, что родители хотят расширить кругозор детей, чтобы они имели представление обо всех конфессиях, которые есть в нашей стране, умели ценить каждую из них и понимали, как можно сосуществовать вместе в нашей многоконфессиональной стране.

"Основы православной культуры - это такой кладезь, который позволяет побороть проблему мозаичности сознания наших детей, которая складывается в ходе школьного курса. Соединить эти знания в единое целое, нанизать на стержень - очень трудно. ОПК может как раз стать таким стержнем, который поможет соединить воедино литературу, русский язык, изобразительное искусство, музыку, историю и краеведение", - заключила Вероника Копланова.

Преподаватель Суворовского военного училища Виктория Гусакова отметила, что модули, связанные с религиозными культурами, раскрывают потенциал детей к сохранению традиционных ценностей. По ее мнению, каждый родитель, делая выбор в пользу того или иного модуля ОРКСЭ, должен понимать, чего он хочет: чтобы у ребенка в результате курса сформировалась ценностно-смысловая сфера или он получил знания. "Очень важно, чтобы культура закладывала идентичность: я - наследник этого богатейшего наследия. Тогда мы выходим на ценности патриотизма, семьи, солидарности, гражданственности, природы, искусства, то есть на все базовые национальные ценности. Здесь уже появляется элемент ответственности: сохранить традиционные ценности и передать последующим поколениям", - сказала Виктория Олеговна. Она также указала на опасность выбора модуля "Основы мировых религий": большой вопрос, сможет ли ребенок в 4-м классе разобраться в калейдоскопе знаний, сможет ли он "вытащить" из полученной информации ценности и жизненно важные смыслы.

Затем присутствующие педагоги, родители и студенты в режиме "свободного микрофона" задали участникам "круглого стола" интересующие их вопросы.

Итоги встречи подвел иерей Илия Макаров, который отметил, что сегодня прозвучали альтернативные точки зрения, но у представителей разных сторон не хватает активности и мотивации к действиям. "Мы говорим о толерантности, но забываем о том, что терпимость - это нечто иное, чем дружелюбие. А о дружбе мы рассуждаем тогда, когда говорим о своих духовных корнях - тогда у нас есть мотивация к дружбе, а не когда мы просто терпим рядом стоящего человека. Вопросов остается много, но цель у нас должна оставаться одна. Мы никогда не будем вместе, никогда не будем сильными, если мы будем обозначать спектр возможностей, но не давать никакого ориентира. С нашей точки зрения, религиозный модуль дает этот ориентир", - сказал отец Илия.

Вечер закончился в позитивном ключе - участникам "круглого стола" был продемонстрирован мультипликационный фильм Алены Поликовской "Мой мир - Россия", который был одобрен комитетом по образованию и рекомендован к показу во всех школах.

ИА "Вода живая",
08.04.16