Лекция протоиерея Георгия Митрофанова о ГУЛАГе прошла в Казанском соборе

Встреча в рамках кинолектория профессора СПбДА, доктора богословия протоиерея Георгия Митрофанова состоялась 20 мая в крипте Казанского кафедрального собора. Продолжилось обсуждение темы "Образ ГУЛАГа в отечественном кинематографе". В этот раз - на примере фильма Владимира Фатьянова "Последний бой майора Пугачева" по мотивам рассказов Варлама Шаламова.

Лекция протоиерея Георгия Митрофанова о ГУЛАГе прошла в Казанском соборе

Действие происходит на Колыме, где в годы массовых репрессий (1932-1954 годы) располагались исправительно-трудовые лагеря с особенно тяжелыми условиями жизни и работы. История, рассказанная в фильме, относится к послевоенному времени, что наложило свой отпечаток на состав заключенных, действия тюремной администрации и лагерного уголовного мира.

Перед показом фрагментов фильма отец Георгий затронул тему уголовного мира, который очень сильно изменился в советскую эпоху. Он отметил, что в условиях ГУЛАГа человек годами бок о бок жил с уголовниками, с которыми в обычной жизни люди сталкиваются довольно редко. Отец Георгий указал на важные отличия уголовников дореволюционного и советского времени. Хотя в дореволюционной России уголовников было немало, но широкомасштабной организованной преступности не существовало. Большевистская революция, являющаяся по сути криминальной, перечеркнула все существовавшие законы, объявила одну категорию людей обреченной на уничтожение и разграбление другой категорией. Произошел гигантский - и несправедливый - передел собственности. Одни сословия были ликвидированы другими при активном участии государства. Так началась гражданская война, в которую были вовлечены миллионы людей.

"И Первая мировая война, и гражданская война очень сильно ударили по общественной морали. Огромное количество простых неразвитых мужиков получили страшный опыт пролития человеческой крови в условиях войны. И когда война прекратилась, большое количество людей, ничего больше не умеющих, кроме как убивать, влилось в уголовный мир, сформировав новую категорию уголовников-бандитов. Эти люди были не склонны руководствоваться прежними блатными "понятиями", они с легкостью применяли оружие и проливали кровь. Не ловкость рук, не изысканная игра ума, а примитивное применение силы давало им возможность получать желаемое", - сказал отец Георгий.

Лектор отметил, что бандиты были новым явлением в криминальном мире, которое привело к его ужесточению и постепенному размыванию прежних понятий. Еще одной проблемой стало то, что в отличие от дореволюционного времени, когда в местах заключения уголовники рассматривались администрацией как презираемая категория людей, а политическими заключенными были достойные уважения люди, в советских лагерях все стало наоборот. Постепенно установилось то, чего никогда не было до революции, - тюремная лагерная администрация осуществляла подавление политзаключенных с помощью террора блатных. Блатные не работали даже в лагере, они держали в своих руках основную массу заключенных.

"Настоящие блатные не сотрудничали с администрацией и не доносили, но могли избить и убить любого заключенного, провинившегося перед ними. И администрация смотрела на это сквозь пальцы, - пояснил отец Георгий. - Таким образом, ужас пребывания в советских лагерях для политического заключенного усугублялся не только террором администрации, но и террором уголовников".

Центральным эпизодом фильма стал побег заключенных - бывших фронтовиков. Эпизод основывается на реальной истории побега группы заключенных-власовцев из колымских лагерей. Эта история всколыхнула лагерный мир, поскольку, хоть побег и закончился неудачей, это был побег из лагерей, из которых никто никогда даже не пытался сбежать.

В фильме показательны отношения между блатными и политическими заключенными, которые воспринимаются первыми как рабочая скотина. В ряде эпизодов показана тяжелая работа заключенных в суровых условиях севера. Отец Георгий напомнил, что Александр Солженицын называл колымские лагеря "истребительно-трудовыми" вместо исправительно-трудовых, так как условия работы были в них настолько тяжелы, что после двух-трех лет пребывания в них люди умирали.

"Чтобы выжить в лагере, люди должны были либо обладать несокрушимой духовной и физической силой, что бывает крайне редко, либо быть готовыми на любые компромиссы и подлости. Иначе шансов выжить практически не оставалось. Поэтому Шаламов считал, что лагерь человека не то, что не делает лучше, а калечит его. И то, что через наши лагеря прошли миллионы людей, не значит, что мы получили при их освобождении миллионы мудрых праведников. Это были люди, как правило, искалеченные на разных уровнях. И что они могли передать своим детям - тем, кто смотрел на них как на наставников жизни? Какой опыт жизни или выживания? Ни в одной стране мира такой процент населения не прошел через лагеря и ссылки, как у нас. Какие ценности они сформировали в душе, какой духовный опыт вынесли? С чем они вернулись в обычный мир?.." - задается вопросами отец Георгий.

Создатели фильма ставят вопрос о человеческой свободе. "Невозможность свободы пагубно сказывается на духовной, а значит, церковной жизни. Люди, не привыкшие к свободе, не приучены делать нравственно обоснованный и интеллектуально осмысленный выбор. Поэтому ходят толпами то на первомайскую демонстрацию, то на крестный ход, то в рядах "Бессмертного полка". А в общем и целом - из комсомольцев в богомольцы и обратно. Это важная тема. Человек, который приноравливается к внешним обстоятельствам, перестает быть человеком в полном смысле слова. ГУЛАГ был страшен именно тем, что отучал человека от свободы, ответственности и искренности", - подчеркнул отец Георгий.

В заключение лектор сравнил двух писателей, объединенных "лагерной" темой, - Варлама Шаламова и Александра Солженицына. Первый относился к политзаключенным, в том числе и власовцам, с симпатией, поскольку они готовы были сопротивляться и защищать страну от коммунизма. Шаламов представляется более христиански милосердным, чем Солженицын, он рисует страшные картины лагерной жизни, когда человек превращается в животное, но не отрицает за человеком права на надежду и прощение. Он не требует, как Солженицын, иметь сверхчеловеческие силы, чтобы пройти через все и не сломаться. Этим Шаламов ближе к подлинному христианству, чем Солженицын.

ИА "Вода живая",
20.05.16