Митрополит Варсонофий возглавил вечерню с чином прощения в Казанском соборе
В канун седмицы 1-й Великого поста, 1 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню и чин прощения в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов с клиром и другие священнослужители.
После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
По отпусте правящий архиерей прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы.
Был совершен чин прощения, за которым владыка и духовенство испросили друг у друга и у верующих прощения.
Последнее воскресенье перед Великим постом именуется Неделей сыропустной: в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. За Божественной литургией читается евангельский отрывок из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего нельзя получить прощение грехов от Отца Небесного, о посте и собирании небесных сокровищ. Сообразно с евангельским чтением у христиан есть благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид, принимать все меры к примирению с враждующими.
ИА "Вода живая",
01.03.20
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов с клиром и другие священнослужители.
После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
По отпусте правящий архиерей прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы.
"В этот вечер во всех православных храмах прихожане собираются, чтобы исполнить одну из заповедей Господних, - сказал владыка в проповеди. - Мы сегодня за Божественной литургией слышали слова о прощении. Господь говорит: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:15). Если Отец наш Небесный тоже ничего нам не простит, мы попадем не в Царствие Небесное, а в ад. Господь говорит и о том, как нужно поститься: не с унылым видом, не лицемеря перед людьми, как делали фарисеи. А с такой радостью, с какой мы выполняем поручение Господа. Ведь любое поручение и дело Божие нужно выполнять с радостью. Тогда Господь, видя наш подвиг тайный, воздаст нам явно. Далее Господь говорит о цели нашей жизни: она не в том, чтобы собирать земные сокровища, жить так, как живет мир. Моль съедает одежды, ржавчина портит вещи, воры крадут. Поэтому не стоит тратить силы на земное, а нужно приобретать сокровища, которые переходят в Царствие Небесное. Там нет ни моли, ни воров, ни ржавчины, а все хранится у Отца Небесного. Господь сегодня нам предложил это евангельское наставление, чтобы мы, вступая в Великий пост, подумали о том, чего должны достичь к его концу. Наш душевный корабль нужно наполнить, мы не должны подойти к Пасхе пустыми. Сегодня мы должны из своих холодильников выбросить все скоромное - так мы облегчаем свой путь, воздержание помогает духовно возвыситься над плотским. Мы должны оставить и греховные привычки - выкинуть их из своего душевного корабля, чтобы было легче. Освободившиеся место нужно занять добрыми делами, мыслями, частым хождением в храм Божий, исповедью и причастием. Главное - увидеть, в чем надо каяться. Читая молитвослов - утренние или вечерние молитвы Макария Великого, Иоанна Дамаскина, мы понимаем, как глубоко святые заглядывали в свои души. Видя грехи, ведущие к гибели, они каялись и получали благодать Божию. А мы обычно видим чужие грехи, смотрим за людьми, своих же грехов не видим. Так вот, во время Великого поста нужно посмотреть, что творится в нашей душе. Мы часто хотим других спасать, а надо вначале спасать себя. "Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи", - говорит преподобный Серафим Саровский. Главное - это покаяние. Как только мы каемся, к нам приходит благодать. Чем сильнее каемся, тем больше благодати. Если будем пост проводить в покаянии, исправлении, то соберем много благодати в сердце".
"Во время поста нужно бороться со страстями - такими, как осуждение, раздражительность, гнев, - продолжил архипастырь. - Они обязательно проявятся, и нужно спокойно продолжать с ними бороться. Святые отцы говорили, что если в какой-то день прогневаться, то этот день можно считать потерянным. Даже далекие от христианства мыслители говорили, что раздражаться и гневаться нельзя. Однажды к Сократу пришел ученик и сказал, что хочет жениться. Тот ответил: "Попадется хорошая жена - станешь счастливым. Плохая - станешь философом". У Сократа, кстати, было много учеников, он старался учить их бесплатно. А жена его ругала, потому что не было денег. Так было несколько раз, но однажды она не выдержала и вылила ему на голову ведро с помоями. Сократ сидел и думал, естественно это поведение или нет. И решил, что оно, как в природе: тучи собираются, гремит гром и льет дождь. Когда денег нет, жена ходит дома, как туча, начинается гром и льет дождь. Поэтому не за что жену осуждать. Так поступали мудрые философы. А мы-то - христиане, тем более должны как можно меньше раздражаться, ведь тогда перестаем молиться. Становимся на молитву, но в голове - чужие поступки, слова. Нужно бороться со страстями".
"Мы живем в век Интернета. Много пускается стрел в наш адрес, чаще - клевета. И эти стрелы, которые впиваются в наше сердце, необходимо вынимать, чтобы не было ненависти и озлобления к тем, кто нас поносит. Иначе в сердце не будет любви. А мы должны стремиться к ней, ведь цель поста еще и в том, чтобы научиться любить Бога и ближнего. Если мы этого достигнем, значит, правильно постились. Господь не просит от нас поста лишь в еде - это не главное. Каждый ограничивает пищу, как может, - по силам и здоровью. Важнее то, сможем ли мы духовно пройти пост с пользой, приобретя добродетели. Желаю вам стремиться к любви, стараясь меньше ругаться друг с другом и больше прощать. Накануне поста будем просить друг у друга прощения, чтобы Господь укрепил нас в этом подвиге. Отцы, братья и сестры, прошу у вас прощения, если согрешил перед вами словом, делом, помышлением и всеми чувствами. Простите меня и благословите на Великий пост", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Был совершен чин прощения, за которым владыка и духовенство испросили друг у друга и у верующих прощения.
Последнее воскресенье перед Великим постом именуется Неделей сыропустной: в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. За Божественной литургией читается евангельский отрывок из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего нельзя получить прощение грехов от Отца Небесного, о посте и собирании небесных сокровищ. Сообразно с евангельским чтением у христиан есть благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид, принимать все меры к примирению с враждующими.
ИА "Вода живая",
01.03.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
5 ноября 2024
Прошла дискуссия о традиционных ценностях
... Дискуссия «Содержание, значение и взаимосвязь понятий: мировоззрение, идеология, традиционные ценности в современной России», организованная совместно с духовно-просветительским центром «Керигма», прошла 5 ноября в Казанском кафедральном соборе ...
4 ноября 2024
Состоялась встреча с иереем Павлом Островским
... В праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, 4 ноября, в конференц-зале крипты Казанского кафедрального собора прошла встреча с известным блогером, миссионером, автором книг, настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца в Нахабине (Москва) иереем Павлом Островским ...