Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Богоявленском храме на Гутуевском острове
В канун праздника Крещения Господня, 18 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Богоявления на Гутуевском острове.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа, настоятель храма протоиерей Павел Феер с клиром, архимандрит Исидор (Минаев) и другие священнослужители.
После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью.
"Сегодня мы слышали Евангелие, в котором раскрывается суть праздника Крещения Господня, - сказал владыка. - После того, как Господу нашему Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он вышел на Свое спасительное для рода человеческого служение. И пришел на Иордан, чтобы здесь явить Себя миру, который уже был подготовлен проповедью Иоанна Предтечи о наступлении Царства Божиего, о пришествии в мир Мессии, Спасителя. И вот Господь подходит к реке - и в толпе народной оказывается Пастырь вместе с пасомыми, Судия вместе с виновными. Подходит к Иоанну Крестителю и просто говорит, чтобы он крестил Его. И слышит в ответ: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф., 3:13). Но Иисус Своим поступком напомнил нам, что нужно исполнить правду Божию".
"Заповедь о крещении была последней, которую дал Бог роду человеческому в Ветхом Завете, - продолжил архипастырь. - А Господь, явившись на землю, к тому времени исполнил все заповеди, осталась не исполненной лишь одна - о крещении. И Он пришел на эти воды, чтобы принять ветхозаветный обряд крещения. И когда выходил из воды, как сказано в Евангелии, "увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф., 3:16-17). После этого Иоанн Предтеча стал свидетельствовать народу Израиля, что Мессия пришел".
"Давайте запомним раз и навсегда: никакого другого мессии не будет. Все попытки сегодняшнего дня ждать иного мессию - это ложные попытки, - подчеркнул митрополит. - Мессия пришел, совершил Свое спасительное дело, и теперь придет Он лишь судить, проверяя исполнение данных Им заповедей. Иоанн Предтеча в поучении о Мессии как раз нам и говорит, подчеркивая два действия Иисуса Христа. Первое: "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф., 3: 11). А второе: Он просеет вас, "лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а все плевелы отправит в огонь вечный" (Мф., 3:12). То есть он определенно указал на два действия, чем Мессия будет заниматься, и добавить к этому нечего".
"В тот день на Иордане очень много собралось народа возле Иоанна Предтечи. И первые слушатели уже новозаветного учения Спасителя - это как раз были ученики пророка, - напомнил владыка. - Это та паства, которая была на Иордане, которая не отходила, но внимательно слушала. Конечно, многие другие жили тогда при храме Иерусалимском, целыми днями ожидая Мессию. А события происходили не там, а на Иордане. И не случайно Христос неоднократно возвращался в это место. Первый раз - после того, как всходил на гору Искушения. И вновь там был Иоанн Предтеча, который сказал народу: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Ин., 1:29). И Господь там находился и там проповедовал. Он не крестил, как Иоанн (хотя ученики Христа потом крестили), Он только поучал народ. Ведь первые поучения Христа были как раз на Иордане. И когда Он ходил на Пасху в Иерусалим, то возвращался через Иордан, здесь останавливался. И здесь же, на реке, подошли к Нему будущие ученики - апостолы Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Вот так у священных вод потихоньку завязывалась первая христианская община".
"Все мы принимали крещение, давали обещание Господу Богу, Пресвятой Троице облечься во Христа. И должны в течение всей жизни к этому стремиться. То есть должны отречься от злых дел и облечься в дела добрые, ради Христа сделанные. Только такие дела приносят благодать, которая сегодня, конечно, обильно проливается на весь род человеческий. Сегодня Небеса открыты, благодать сходит на воды, освящает их. И мы с благодарностью Богу черпаем воду, приносим домой, храним весь год и потребляем каждое утро, когда не причащаемся. Поэтому сегодня мы благодарим Господа Бога за милость к нам и ко всему роду человеческому", - заключил правящий архиерей.
Богоявленский храм-памятник был возведен в честь чудесного спасения императора Александра III с семьей 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках под Харьковом. Строился на пожертвования петербуржцев и был богато украшен. Его фаянсовый иконостас получил медаль на Парижской выставке 1900 года, а колокола экспонировались на Всемирной выставке в Чикаго. Закрыли храм в 1935 году, его последнего настоятеля расстреляли. Здание использовали под овощехранилище, завод, автопарк. Во время войны пожар уничтожил остатки иконостаса и мозаики знаменитых мастеров. В 1991 году полуразрушенный храм передали епархии, а в 1992 году состоялось первое богослужение, начались противоаварийные работы. Восстановление святыни продолжается, частично восстановлены росписи, воссоздается иконостас. Осенью 2012 года был освящен центральный придел.
ИА "Вода живая",
18.01.16
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа, настоятель храма протоиерей Павел Феер с клиром, архимандрит Исидор (Минаев) и другие священнослужители.
После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью.
"Сегодня мы слышали Евангелие, в котором раскрывается суть праздника Крещения Господня, - сказал владыка. - После того, как Господу нашему Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он вышел на Свое спасительное для рода человеческого служение. И пришел на Иордан, чтобы здесь явить Себя миру, который уже был подготовлен проповедью Иоанна Предтечи о наступлении Царства Божиего, о пришествии в мир Мессии, Спасителя. И вот Господь подходит к реке - и в толпе народной оказывается Пастырь вместе с пасомыми, Судия вместе с виновными. Подходит к Иоанну Крестителю и просто говорит, чтобы он крестил Его. И слышит в ответ: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф., 3:13). Но Иисус Своим поступком напомнил нам, что нужно исполнить правду Божию".
"Заповедь о крещении была последней, которую дал Бог роду человеческому в Ветхом Завете, - продолжил архипастырь. - А Господь, явившись на землю, к тому времени исполнил все заповеди, осталась не исполненной лишь одна - о крещении. И Он пришел на эти воды, чтобы принять ветхозаветный обряд крещения. И когда выходил из воды, как сказано в Евангелии, "увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф., 3:16-17). После этого Иоанн Предтеча стал свидетельствовать народу Израиля, что Мессия пришел".
"Давайте запомним раз и навсегда: никакого другого мессии не будет. Все попытки сегодняшнего дня ждать иного мессию - это ложные попытки, - подчеркнул митрополит. - Мессия пришел, совершил Свое спасительное дело, и теперь придет Он лишь судить, проверяя исполнение данных Им заповедей. Иоанн Предтеча в поучении о Мессии как раз нам и говорит, подчеркивая два действия Иисуса Христа. Первое: "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф., 3: 11). А второе: Он просеет вас, "лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а все плевелы отправит в огонь вечный" (Мф., 3:12). То есть он определенно указал на два действия, чем Мессия будет заниматься, и добавить к этому нечего".
"В тот день на Иордане очень много собралось народа возле Иоанна Предтечи. И первые слушатели уже новозаветного учения Спасителя - это как раз были ученики пророка, - напомнил владыка. - Это та паства, которая была на Иордане, которая не отходила, но внимательно слушала. Конечно, многие другие жили тогда при храме Иерусалимском, целыми днями ожидая Мессию. А события происходили не там, а на Иордане. И не случайно Христос неоднократно возвращался в это место. Первый раз - после того, как всходил на гору Искушения. И вновь там был Иоанн Предтеча, который сказал народу: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Ин., 1:29). И Господь там находился и там проповедовал. Он не крестил, как Иоанн (хотя ученики Христа потом крестили), Он только поучал народ. Ведь первые поучения Христа были как раз на Иордане. И когда Он ходил на Пасху в Иерусалим, то возвращался через Иордан, здесь останавливался. И здесь же, на реке, подошли к Нему будущие ученики - апостолы Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Вот так у священных вод потихоньку завязывалась первая христианская община".
"Все мы принимали крещение, давали обещание Господу Богу, Пресвятой Троице облечься во Христа. И должны в течение всей жизни к этому стремиться. То есть должны отречься от злых дел и облечься в дела добрые, ради Христа сделанные. Только такие дела приносят благодать, которая сегодня, конечно, обильно проливается на весь род человеческий. Сегодня Небеса открыты, благодать сходит на воды, освящает их. И мы с благодарностью Богу черпаем воду, приносим домой, храним весь год и потребляем каждое утро, когда не причащаемся. Поэтому сегодня мы благодарим Господа Бога за милость к нам и ко всему роду человеческому", - заключил правящий архиерей.
Богоявленский храм-памятник был возведен в честь чудесного спасения императора Александра III с семьей 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках под Харьковом. Строился на пожертвования петербуржцев и был богато украшен. Его фаянсовый иконостас получил медаль на Парижской выставке 1900 года, а колокола экспонировались на Всемирной выставке в Чикаго. Закрыли храм в 1935 году, его последнего настоятеля расстреляли. Здание использовали под овощехранилище, завод, автопарк. Во время войны пожар уничтожил остатки иконостаса и мозаики знаменитых мастеров. В 1991 году полуразрушенный храм передали епархии, а в 1992 году состоялось первое богослужение, начались противоаварийные работы. Восстановление святыни продолжается, частично восстановлены росписи, воссоздается иконостас. Осенью 2012 года был освящен центральный придел.
ИА "Вода живая",
18.01.16
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей