Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе

Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии Воскресенский Григорий, епископы Кронштадтский Вениамин, Выборгский и Приозерский Варнава, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, Раменский Алексий, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Александр (Федоров) с клиром, архимандрит Алексий (Ганьжин), протоиереи Александр Будников, Геннадий Бартов, Геннадий Зверев, Александр Румянцев, Алексий Скляров, Роман Ковальский, Евгений Шогенов, Никита Зверев, иереи Артемий Наумов, Сергий Латушко и другие священнослужители.

Пел хор Исаакиевского собора под управлением Льва Дунаева.

Среди молящихся были председатель Заксобрания Александр Бельский, депутат Госдумы Михаил Романов, директор Музея истории Санкт-Петербурга Владимир Григорьев, игумении София (Силина), Илариона (Феоктистова), Людмила (Волошина), Евфросиния (Берлизова), иерей Павел Ермошкин.

Было совершено славление перед иконой святых апостолов Петра и Павла.

Митрополит Варсонофий обратился к Предстоятелю с приветственным словом от всей полноты Санкт-Петербургской митрополии - епископата, духовенства и простых верующих. 

"Россия, наверное, единственная в мире решила назвать свою столицу в честь ученика Христова - апостола Петра, - отметил владыка. - Назвала так, прозревая будущее, показав, что страна христианская и этот город христианский. Апостол Петр был всегда возле Христа, участвовал во всех событиях, связанных с Ним, что прекрасно описано в Евангелии. Мы чтим и апостола Павла, который тоже потрудился в деле проповеди Слова Божия во всем мире, хотя никогда Христа не видел".

Митрополит поблагодарил Предстоятеля за помощь в решении проблем Санкт-Петербургской епархии и митрополии, за труды и заботы о родном городе Его Святейшества и пожелал, чтобы апостолы Петр и Павел помогали ему нести патриаршее служение.

Патриарху была подарена икона святых апостолов Петра и Павла с видом Петропавловского собора и патриарший набор из наперсного креста и двух панагий.


"С особым чувством посещаешь этот храм - символ величия Санкт-Петербурга как имперской столицы, посвященной святым апостолам Петру и Павлу, в честь кого город и был назван Петербургом, - сказал Патриарх в проповеди. - С этого места начиналась епархиальная жизнь столицы. Как Александро-Невская лавра была началом монашеского бытия в Санкт-Петербурге, так и этот собор стал началом епархиальной жизни. Потом наступило лихолетье, когда никто даже помыслить не мог, что здесь возобновятся богослужения. Конечно, сюда приходили, этой красотой восторгались, тяжело переживая, что храм никак не связан с богослужениями, - а сегодня у нас есть возможность с радостью совершить литургию в этом историческом храме. Петербург, Петроград, Ленинград, снова Петербург - смена этих названий говорит о смене эпох, о смене культурных начал, политических идей. Замечательно, что после этой круговерти вернулись к первоначальному наименованию города: Санкт-Петербург, город святого апостола Петра. Название - это хорошо, но ведь не в названии дело - дело в жизни людей. Наш город - говорю так, потому что сам родился здесь и по линии мамы мои предки связаны с Санкт-Петербургом, - отмеченный и многими святыми, и активной церковной жизнью, оказался, как кощунственно его стали называть, "колыбелью революции". Какая же это "колыбель"? В колыбели - ребенок, рожденный для счастливой жизни. А революция обрушила ход жизни России. Произошел колоссальный переворот - не только политический, но и в сознании людей, вообще во всем устройстве государства. Но самое, может быть, страшное последствие этого переворота - отказ государства Российского от веры православной в лице политических лидеров, руководящей партии и многих, кто старался войти в этот, как говорим теперь, мейнстрим, в это течение, заданное безбожными властями. По милости Божией прошли тяжелые времена, которые несли в себе такой потенциал разрушения, что камня на камне могло не остаться, в том числе и от православия в северной столице. В какой-то момент Господь остановил это опасное течение истории, и мы вновь совершаем богослужение в этом соборе. Мы вновь возносим молитвы, в нашей стране открываются храмы и монастыри, и все они наполняются верующими. И я радуюсь тому, что в наших общинах сегодня много православной молодежи".

"Но ведь, наверное, никто в Российской империи, которая была оплотом православия для всего православного мира, и представить не мог, что группа заговорщиков возбудит сознание людей таким образом, что сумеет, как теперь говорят, его переформатировать, полностью изменить, - продолжил Предстоятель. - Россия на десятилетия стала самой атеистической страной. Не в том смысле, что весь народ стал неверующим - такого никогда не было, - но атеизм стал господствующей идеологией, на основании которой вырабатывалась конкретная политика, и люди, приходившие к власти, ставили конкретные политические цели, в том числе уничтожение веры православной. Сегодня мы находимся в историческом кафедральном соборе, и о чем это говорит? Это говорит о том, что Бог сильнее всяких человеческих сил. Нет ни одной человеческой силы - ни политической, ни научной, ни административной, - которая могла бы противостоять воле Божией. Конечно, Господь попускает нам, грешным и недостойным, жить по своей воле, и нередко эта жизнь приводит к тяжелейшим последствиям, о которых многие знают из своего личного опыта. А мы можем в этих стенах сказать, каким страшным был опыт жизни всего нашего народа в стране, которая провозгласила себя первым в мире атеистическим государством. Ничего не получилось, а ведь все силы были брошены. И мы задаемся вопросом: как же так? Неужели старушки, которые оставались верующими, сломили силу сверхдержавы? Почему в одночасье рухнул атеистический режим? Почему мы снова совершаем богослужение в этом историческом кафедральном соборе, ничего не боясь и даже не вспоминая о былых временах? Кто-то скажет - "стечение обстоятельств", "появление неких политических лидеров". Конечно, присутствовало и одно, и другое, но такой тектонический разлом всей жизни сверхдержавы, ядерной сверхдержавы, не мог произойти просто так, только потому, что кто-то решил так сделать. И потому перемена, которая произошла в жизни страны, так ярко выражается и в православной вере первого лица нашего государства. Владимир Владимирович никогда не стыдится в храм прийти, причаститься Святых Христовых Таин, и как это важно, в том числе для всего народа, - добрый пример доброго христианина. Вот до каких времен мы дожили! А все остальное - восстановление, строительство тысяч и тысяч монастырей и храмов? В истории человечества не было ничего подобного тому, что произошло в нашей стране. Никто не может сказать: "А это и у нас было!" Нет, не было, а в России это произошло. И не потому, что мы какие-то особенные, а потому что Господь через страдания нашего народа, через муки, которые претерпевали люди, в том числе защищая православие, обратил гнев Свой на милость, и сегодня во всех отношениях Россия стала удивительным государством. Даже некий негатив, который сейчас присутствует в политике западных государств в отношении России, я связываю именно с нашим историческим опытом. Сегодня в западных странах от Бога отказываются. Хорошо всем известно, что храмы закрываются, об этом я уже говорил. В лучшем случае отдаются мусульманам. Почему в лучшем? По крайней мере, в мечетях к Богу обращаются, а очень часто в стенах храмов появляются рестораны, разного рода увеселительные заведения. И это в христианской Европе! Посмотрите на эти величественные романские и готические храмы - каким мощным должно было быть духовное влияние, а оказалось таким хрупким..."

"Снова вернусь к нашей стране и к нашему страшному опыту XX века. Разве можно сравнить атеистическое давление на верующих людей в Советском Союзе с этим теплохладным отношением передовой общественности, да и политических сил на Западе, к религии? Никакого сравнения! А мы прошли через самые страшные гонения, и Церковь наша возродилась, а вместе с ней возрождается и наше любимое Отечество. Во главе государства православный человек - Владимир Владимирович Путин. Не какой-то случайный прихожанин, мимикрирующий под религию большинства, а человек церковный, искренне верующий. Разве могли мы думать и мечтать об этом? Не могли. А Господь привел все к тому, что мы с вами сейчас имеем. А если имеем, то и дорожить должны всем этим. Мы должны всячески укреплять церковную жизнь. Когда я говорю так, я в первую очередь имею в виду заботу о нашей молодежи, о детях. Обращаюсь к нашим священникам, духовенству, приходским активистам: имейте в виду, что это не 25-й пункт в повестке вашей работы. Работа с детьми, с молодежью, воцерковление нашего народа - это одна из самых важных наших задач. Попросил бы и владыку митрополита оценивать деятельность настоятелей, учитывая в первую очередь развитие всех сторон приходской жизни. Насколько все развито, насколько активны молодежные объединения, насколько все эти направления работы связаны с богослужением, - таким образом и нужно выявлять эффективность пастырского служения. Находясь в этих исторических стенах, которые всякое видели - от блистательного расцвета Российской империи до самых мрачных времен атеистических гонений, - особенно задумываешься об историческом пути нашего народа и нашей Церкви. И еще и еще раз повторяешь слова святителя Иоанна Златоуста: "Слава Тебе, Господи, за все !" За все - за радость и за скорби, за тяжелые испытания, через которые прошел наш народ, за опыт, который обрела наша Церковь, за духовный фундамент исповедания веры православной, на котором способна и дальше развиваться церковная жизнь в России, духовно обогащая все слои общества. Каждая душа ценна в очах Божиих, а потому пастырское служение нашей Церкви должно распространяться на всех, и служение это должно быть, что называется, не за страх, а за совесть. Уж если за страх, так за страх пред Господом; а за совесть - так, чтобы любое упущение того, что нельзя упустить, не оставляло спокойным сознание наших архипастырей, пастырей, приходских активистов. На все это я обращаю ваше внимание и еще раз благодарю Господа за возможность вместе с владыкой митрополитом, епископатом митрополии, духовенством и всеми вами совершить Божественную службу в этом историческом кафедральном соборе северной столицы нашей Родины. Храни вас всех Господь!" - завершил проповедь Патриарх Кирилл.
Собору был подарен образ "Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом", написанный петербургским иконописцем Александром Коломайненом по мотивам исторической росписи на восточной стене собора. Композиция с изображением Господа Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла украшала восточную стену Петропавловского собора с 1730-х годов. На протяжении трех столетий роспись, выполненная маслом по сухой штукатурке, неоднократно поновлялась, однако к началу XXI века была практически утрачена. Роспись восстановили по сохранившимся эскизам и историческим фотографиям в 2013 году.

Митрополит Варсонофий в связи с 70-летием был удостоен ордена святителя Алексия, митрополита Московского, первой степени. Предстоятель подарил ему крест и панагию. 

Протоиерею Геннадию Звереву в связи с 70-летием вручен орден святителя Иннокентия, митрополита Московского, первой степени.

Верующим раздали иконки апостолов Петра и Павла с патриаршим благословением.

Богослужение транслировали телеканалы "Союз" и "Спас".

День первоверховных апостолов Петра и Павла установлен в память об их мученической кончине, а также о праздновании перенесения их мощей в Риме в 258 году.

Петропавловский собор (первый деревянный храм имперской столицы) был заложен в праздник апостолов Петра и Павла 1703 года в центре крепости на Заячьем острове. С 1712 года по проекту Доминико Трезини началось строительство каменного собора. В 1733-м в престольный праздник собор был освящен. Это одна из главных святынь Санкт-Петербурга, усыпальница Дома Романовых, памятник архитектуры петровского барокко, мемориал русской воинской славы. Епархии не передан, находится в распоряжении Музея истории города. Богослужения в нем совершаются регулярно.

ИА "Вода живая",
12.07.25

Императорский мемориальный собор свв. апп. Петра и Павла (Петропавловский)

197046, Санкт-Петербург, Петроградский район, Петропавловская крепость, дом 1.

Упоминания в новостях

Все новости