Открылась выставка к 225-летию со дня рождения Карла Брюллова

Выставка Карла Брюллова (1799-1852), приуроченная к 225-летию со дня рождения великого художника, открылась 18 октября в Русском музее. Экспозиция включает более 300 произведений - полотен, акварелей и рисунков. В основе - собрание живописных и графических работ, принадлежащее Русскому музею. В экспозицию также включены произведения Брюллова из ведущих музеев России и частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы.

Представлены жанровые полотна, исторические и религиозные композиции, портреты, акварели и рискнки. Среди признанных шедевров - "Итальянский полдень" и "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя".

Специально к выставке впервые за почти два века существования монументального полотна "Последний день Помпеи" проведена его научная реставрация.

В 1830-1840-х годах мастер много работал над религиозными темами. Впервые широкому кругу посетителей представлен запрестольный образ для домовой церкви графа Николая Адлерберга "Христос во гробе" (1846), который считается лучшим и проникновеннейшим произведением художника на христианскую тему. Картина выполнена в редкой технике, делающей живопись транспарентной (прозрачной). Подсветка выявляет цветовую структуру образа, придает объем и глубину, порождая ощущение мистического пространства.

Работа "Христос во гробе" создавалась для домовой церкви графа Николая Адлерберга и путешествовала с ним в Финляндию и Германию. С 1930-х годов местонахождение произведения считалось неизвестным, оно было обнаружено только в конце прошлого столетия. Благодаря двадцатилетним усилиям ФСБ и других государственных органов образ стал частью коллекции Русского музея.

Одним из главных шедевров Карла Брюллова стала роспись купола Исаакиевского собора. Он трудился над оформлением храма пять лет, но из-за болезни был вынужден прервать работу - его идеи воплотил Петр Басин. Сохранились подготовительные материалы, созданные самим мастером.

Представлены эскизы к плафону в Исаакиевском соборе, картоны к росписям и фрагмент самого плафона, созданный, но не использованный в оформлении потолка. Плафон 11х14 метров размещен под наклоном, чтобы зрители смогли увидеть его в деталях и оценить величие этого произведения.

Выставка проходит в Михайловском дворце до 12 мая 2025 года.

ИА "Вода живая",
18.10.24