Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском соборе
В канун Недели о мытаре и фарисее, 20 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
Хор исполнил песнопение Постной Триоди "Покаяния отверзи ми двери".
Верующим раздали иконки святого Александра Невского.
Богослужение транслировалось на странице собора в YouTube.
Неделя о мытаре и фарисее - первое из четырех воскресений подготовки к Великому посту в Православных Церквах; начало богослужений с использованием постной триоди. В этот день, начиная с вечерни, поют песнопения - стихиры, а на утрени поют канон и хвалительные стихиры, связанные с притчей о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14). С понедельника после Недели мытаря и фарисея начинается сплошная седмица.
ИА "Вода живая",
20.02.21
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
Хор исполнил песнопение Постной Триоди "Покаяния отверзи ми двери".
"В сегодняшнюю Неделю о мытаре и фарисее мы уже слышали за богослужением призыв к покаянию, - сказал владыка в проповеди. - После чтения Евангелия звучали покаянные стихи, мы обращались к Жизнодавцу Христу, чтобы Он помог нам открыть двери покаяния, ибо храм нашей души весь осквернен. Мы спешим в храм Божий, чтобы здесь очиститься, обращаемся в молитве и к Божией Матери, чтобы Она наставила нас на спасительный путь, помогла очиститься от греха. Все верующие трепещат Страшного Суда, но надеются на милость Божию. И Господь подает спасение смиренным. Помните, царь Давид говорил: "Я смирился, и Он спас меня" (Пс. 114:5). Давид не сказал: "Я постился, и меня спас Господь" или "я молился" - нет, он сказал "я смирился". В этом наша проблема - мы не умеем смиряться, все гордые и часто не видим своих грехов. Завтра мы услышим евангельскую причту о фарисее, который имел много добрых дел, но ушел из храма не оправданным, а мытарь, который не имел добрых дел, но каялся и говорил: "Боже, милостив буди мне грешному" (Лк. 18:13), ушел оправданным. Мы должны подумать о том, чтобы у нас больше было смирения, потому что любой подвиг, в том числе подвиг поста, без смирения бесполезен. Господь дает благодать только смиренным (1 Пет. 5:5)".
"Надо посмотреть, как мы относимся друг ко другу, - продолжил архипастырь. - Одни думают, что окружающие ниже их - по положению, по своим качествам. Другие считают, что все равны, все - братья и сестры. Ни в первом случае нет смирения, ни во втором. Смирение - когда я говорю, что я хуже всех, при всем своем высоком положении хуже любой простой старушки. И сразу видно - есть неосуждение или нет его. Смирение надо стяжать, это поможет нам сохранить добрые дела, молитвы, пост: все это не бессмысленно, только если "упаковано" в смирение. Осталось три недели на подготовку к посту, дверь его уже открыта, можно готовиться - читать, как с пользой провести его. Надо понять, как не потерять эти дни. Мы и так много потеряли: если посмотреть на картину нашей жизни - что мы там нарисовали? Детство, юность - не на что посмотреть. Зрелые годы - еще хуже. Только те, кто состарился, живут, может быть, мало-мальски приличной жизнью. И какой получается наша картина? Не цельной, состоящей из разных фрагментов: может быть, где-то и хорошо, но в целом - не очень. А святые не только подвизались всю жизнь, они каялись. Праведный Иоанн Кронштадтский ежедневно исповедовался перед иконой Спасителя, каялся за каждый помысел и чувствовал, что благодать к нему возвращается. Что означает грех? Удаление от нас благодати. Вот что страшно: согрешили - благодать отошла. А что мы без благодати? Остались без Христа, сами по себе - бессильными, немощными. Послушались врага, диавола, а ведь он обещает только вечные муки. Выходит, мы ринулись в грех, чтобы потом получить вечные муки. Господь обещает Царствие Небесное, и мы не хотим Его слушать, нарушаем Его заповеди. И Он отходит от нас. Совершая грех, мы должны понимать, что больше не имеем такого Друга, как Христос. Мы другого друга нашли - беса, он нами крутит, вертит, как хочет, а все потому, что мы отказались от Господа. Поэтому в любом грехе надо быстро каяться, исповедоваться, возвращаясь на праведный путь. Сколько в храм мы не ходили бы, какими бы ни были здесь "старожилами", сколько лет ни соблюдали посты, у нас всех есть грехи - надо их видеть, исповедоваться, каяться и покаянными трудами заглаживать. Надо каждый день вешать, как по бисеринке, на стезю нашей жизни добрые и покаянные дела. Тогда картина нашей жизни будет гораздо лучше, мы будем прилично выглядеть хотя бы в своих глазах - не знаю, как в глазах Божиих".
"Стыдно, что мы именуемся верующими, а по жизни мало чем отличаемся от мирских людей. Неверующие Бога не знают, не понимают, куда идут, попусту время теряют, а мы должны осознавать, что каждая минута дорога, этой минутой мы зарабатываем вечность. Будем посвящать все благодатные дни поста, которые Господь дает, для исправления. Он нам дал жизнь для покаянных трудов, чтобы примером быть в семьях, чтобы люди видели: мы живем не для себя, а только для Бога, все делаем во славу Божию, ради Христа. Рядом люди умирают, а Он нас для того и оставляет на земле - чтобы были примером, солью и светом. Желаю вам в подготовительные дни подумать о том, как провести пост, что в себе исправить. Надо больше читать - сейчас много литературы, в том числе о посте. Если получится во время поста прочитать Библию - это замечательно. Она написана Духом Святым, когда читаешь, чувствуешь, что Дух Святой с тобой. Это поистине Книга книг. Читаешь другие книги - вроде все хорошо, но не то. Сердце трепещет, когда ее читаешь. Поэтому постом надо читать Священное Писание, кто не понимает - читать толкования, особенно святых отцов. Особенно тем, кто только начинает в храм ходить, надо читать с толкованием. Тогда Господь многое нам откроет, мы многое узнаем, от многого отстанем и прилепимся к добрым делам, к добродетельной богоугодной жизни. Желаю вам настроиться на Великий пост, встретить его с мытаревым смирением. Чаще творите Иисусову молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Верующим раздали иконки святого Александра Невского.
Богослужение транслировалось на странице собора в YouTube.
Неделя о мытаре и фарисее - первое из четырех воскресений подготовки к Великому посту в Православных Церквах; начало богослужений с использованием постной триоди. В этот день, начиная с вечерни, поют песнопения - стихиры, а на утрени поют канон и хвалительные стихиры, связанные с притчей о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14). С понедельника после Недели мытаря и фарисея начинается сплошная седмица.
ИА "Вода живая",
20.02.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей