Состоялся семинар по проблеме неоязычества

Семинар "Новое язычество: вызовы современности", организованный Институтом истории и социальных наук и Центром профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде при поддержке Санкт-Петербургской епархии, прошел 24 апреля в РГПУ. Слушателями стали студенты, представители духовенства и силовых структур, ученые.
Состоялся семинар по проблеме неоязычества

Директор института истории и социальных наук Александр Прилуцкий отметил, что современное славянское язычество - это субкультурный феномен, который имеет к религии лишь косвенное отношение. Актуален вопрос, насколько феномен интернет-присутствия язычества репрезентативен и соотносится с реальным количеством язычников.

Доцент РГПУ Алексей Гайдуков отметил, что христианское понятие "язычество" означает исповедания народов, ушедших от почитания истинного Бога-Творца. Необходимо различать "неоязычество", выступающее против христианской системы ценностей, и "новое язычество" - закрытое маргинальное течение, не тяготеющее к радикализму.

Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин рассказал о позиции Святейшего Патриарха Кирилла по вопросам неоязычества. На заседании Высшего церковного совета 10 апреля былa созданa межведомственнaя рабочая группа по профилактике неоязычества под руководством архиепископа Зеленоградского Саввы (Тутунова). Патриарх обеспокоен распространением неоязыческих настроений в силовых структурах, тем, что неоязычество пытается проникнуть в сферу образования. Было приведено выступление Патриарха на этом заседании: "Историческая Русь более тысячи лет назад осознанно и решительно выбрала путь следования за Христом, отказалась от язычества. Этот выбор определил дальнейшую судьбу народа и Отечества, лег в основу государственности и формирования культурных идеалов. Однако сегодня мы становимся свидетелями попыток исказить прошлое, подменить подлинную духовную традицию искусственно сконструированными суррогатами… Происходит некое сращивание неоязычества с оккультными и эзотерическими практиками, которые рекламируются без ограничений и превратились в бизнес, - колдуны, колдуньи, ну и все прочее, о чем каждый из нас хорошо знает. Проблема неоязычества требует духовно-просветительских усилий Церкви и государственного реагирования, когда это течение приобретает откровенно деструктивный характер".

Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов (Москва) в онлайн-докладе осветил заблуждения о язычестве. Часто оно воспринимается как статичное явление, отдельные случаи описываются как общие, отсутствует разделение "языческой тематики".

Религиовед Роман Силантьев (Москва) в онлайн-докладе остановился на неоязыческих аспектах советской власти, привел примеры "обожествления" лидеров, конструирования и низвержения их культа, обратил внимание на то, что язычество во многом опирается на советский антицерковный опыт.

Онлайн-доклад директора гуманитарного института НовГУ Даниила Крапчунова (Великий Новгород) был посвящен подменк, реконструкции и фальсификации русских праздников. Были приведены примеры "солнечных праздников", новых названий (например, "Комоедица" вместо Масленицы), совмещения календарных систем, путаницы в датах старого и нового стиля.

Доцент кафедры религиоведения КФУ Марина Бигнова (Уфа) в онлайн-докладе поделилась результатами исследования общественного мнения о неоязычестве, по опросу среди студентов. Обнаружена из слабая осведомленность о представителях и названиях неоязыческих сообществ, не выявлено единого мнения о значении неоязычества.

Профессор Сибирского университета Людмила Григорьева (Красноярск) в онлайн-докладе отметила некорректность анкетных данных о реальной численности язычников.  Радикальные молодежные сборища, обладающие романтическим флером, остаются вне поля зрения исследователей. У клубов единоборств и боевых искусств неоязыческих идеологем и практик может и не быть, но присутствует соответствующая символика.

1.jpg

Председатель епархиального миссионерского отдела иерей Николай Святченко раскрыл проблематику неоязыческого дискурса с точки зрения православной апологетики, отметив отсутствие критериев неоязычества. Для миссионерской работы необходим подбор способов взаимодействия с теми, кто "исповедует неоязычество", с опорой на значимые для оппонентов положения. У неоязычников таковых нет либо они эклектичны. Работа Церкви в отношении экстремистски ориентированных язычников представлена тремя видами деятельности: академической, направленной на изучение феномена, практической, когда представители Церкви участвуют в исках, опираясь на ретроспективные свидетельства пострадавших от культов, и миссионерской, педагогической и просветительской, касающейся профилактики радикализма в среде молодежи.

Консультант областного комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям
Владимир Горячев рассказал об особенностях предварительной оценки неоязыческой литературы на предмет наличия признаков экстремизма, отметив, что в ней больше атеизма и идеологических нарративов (например, концепции расового превосходства), чем язычества как религиозного феномена.

В завершение прозвучал доклад в онлайн-формате об особенностях деятельности неоязычества аспиранта СПбДА диакона Сергия Исайчева (Пенза).

ИА "Вода живая",
24.04.25