Найдено вопросов: 1
Вопрос от Анны
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, почему в СПб практикуется оплата крещения, венчания и отпевания? Я потеряла отца, пришла в церковь, спросила, что нужно для отпевания? На что женщина за прилавком церковной лавки ответила мне - у нас это стоит 5 т.р. Я спросила, а Вы мне дадите чек? Ну раз она называет фиксированную сумму (я не спрашивала, сколько это стоит, я спросила, что нужно для отпевания). Почему она не говорит, что отпевание проводится бесплатно, но Вы можете внести сумму пожертвования, которую захотите? Я бы по своим возможностям дала 3 т.р., а мне назвали фиксированную сумму, я в церкви не стала оспаривать.
Отвечает прот. Игорь Катаев
Здравствуйте, Анна!
На самом деле, все требы в Православной Церкви совершаются на безвозмездной основе. Указанные ценники за молитвы - это примерная сумма добровольного пожертвования.
Если нет возможности внести такое пожертвование, можно договориться со священником о меньшем пожертвовании, в том числе чисто условном.
Практика подобных "ценников" осталась нам с советских времен, когда была разрушена дореволюционная система пожертвований и штатных жалований из гос. казны, и для содержания храмовых зданий, духовенства и церковнослужителей пришлось вводить подобные упорядоченные пожертвования. Кстати, впервые в истории Русской Православной Церкви таксы за требы установлены были при Екатерине II: 2 коп. за молитву родильнице, 3 коп. за крещение и погребение младенца, 10 коп. за венчание и похороны взрослых, за поминовение усопших — что дадут, за исповедь и причащение не брать ничего.
На самом деле, согласно Священному Писанию, Библии, каждый человек, считающий себя православным христианином, должен ежемесячно жертвовать в храм десятую часть своего дохода, и в таком случае все требы, записки и свечи в храмах должны быть безплатными. Хотя десятина была установлена в Ветхом Завете, но Христос десятину не отменял. Святой апостол Павел подтверждает это: "Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1Кор 9:13,14). С точки зрения юридической, десятина не прописана в церковных уставах. Сейчас это скорее примерный ориентир. Насколько я понимаю, установившаяся практика пожертвований на конкретные требы, намного мягче по сравнению с ежемесячной десятиной.
На эту тему есть также хорошая статья диакона Андрея Кураева:
https://www.pravmir.ru/otkuda-u-cerkvi-dengi-2/
Есть храмы, которые полностью отменили прейскуранты, и все требы и записки принимаются за добровольное пожертвование. Как правило, в таком случае храм начинает испытывать затруднения в денежном содержании на оплату коммунальных платежей и жалованье служителям. Если у храма нет серьезных спонсоров, содержать храм при полностью добровольных пожертвованиях весьма проблематично.
Тем более, не представляется возможным в настоящее время перевести на полностью добровольные пожертвования всю Церковь. В стране, где десятилетиями было не принято платить налоги, введение церковного налога вряд ли будет понято народом. Вопрос о десятине понимает значительная часть духовенства, некоторая часть воцерковленного народа, но бОльшая часть народа этого вопроса не понимает и считает нормальным жертвовать столько, насколько они вовлекли священника в свои проблемы: подали записку, попросили о крещении или причастии на дому далеко от храма.
Нам понятна Ваша обеспокоенность на эту тему, но в настоящее время не представляется возможным какое-либо всеобъемлющее решение этого вопроса.
На самом деле, все требы в Православной Церкви совершаются на безвозмездной основе. Указанные ценники за молитвы - это примерная сумма добровольного пожертвования.
Если нет возможности внести такое пожертвование, можно договориться со священником о меньшем пожертвовании, в том числе чисто условном.
Практика подобных "ценников" осталась нам с советских времен, когда была разрушена дореволюционная система пожертвований и штатных жалований из гос. казны, и для содержания храмовых зданий, духовенства и церковнослужителей пришлось вводить подобные упорядоченные пожертвования. Кстати, впервые в истории Русской Православной Церкви таксы за требы установлены были при Екатерине II: 2 коп. за молитву родильнице, 3 коп. за крещение и погребение младенца, 10 коп. за венчание и похороны взрослых, за поминовение усопших — что дадут, за исповедь и причащение не брать ничего.
На самом деле, согласно Священному Писанию, Библии, каждый человек, считающий себя православным христианином, должен ежемесячно жертвовать в храм десятую часть своего дохода, и в таком случае все требы, записки и свечи в храмах должны быть безплатными. Хотя десятина была установлена в Ветхом Завете, но Христос десятину не отменял. Святой апостол Павел подтверждает это: "Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1Кор 9:13,14). С точки зрения юридической, десятина не прописана в церковных уставах. Сейчас это скорее примерный ориентир. Насколько я понимаю, установившаяся практика пожертвований на конкретные требы, намного мягче по сравнению с ежемесячной десятиной.
На эту тему есть также хорошая статья диакона Андрея Кураева:
https://www.pravmir.ru/otkuda-u-cerkvi-dengi-2/
Есть храмы, которые полностью отменили прейскуранты, и все требы и записки принимаются за добровольное пожертвование. Как правило, в таком случае храм начинает испытывать затруднения в денежном содержании на оплату коммунальных платежей и жалованье служителям. Если у храма нет серьезных спонсоров, содержать храм при полностью добровольных пожертвованиях весьма проблематично.
Тем более, не представляется возможным в настоящее время перевести на полностью добровольные пожертвования всю Церковь. В стране, где десятилетиями было не принято платить налоги, введение церковного налога вряд ли будет понято народом. Вопрос о десятине понимает значительная часть духовенства, некоторая часть воцерковленного народа, но бОльшая часть народа этого вопроса не понимает и считает нормальным жертвовать столько, насколько они вовлекли священника в свои проблемы: подали записку, попросили о крещении или причастии на дому далеко от храма.
Нам понятна Ваша обеспокоенность на эту тему, но в настоящее время не представляется возможным какое-либо всеобъемлющее решение этого вопроса.