Документ "О порядке избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан" принят на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года (журнал № 73).
Епископов <…> поставляти на церковное начальство <…> таких, которые с давнего времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову. (12 правило Лаодикийского Собора)
I. Требования к кандидату для рукоположения во епископский сан
1. Требования вероучительного и нравственного характера.
1.1. Несомненным условием для принятия епископского сана Священное Писание и святые каноны определяют наличие у кандидата на епископскую степень (далее - кандидат) твердой и деятельной веры, которая должна выражаться в его жизни и делах. Апостол Павел учит, что "епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен" (Тит. 1:7-8). Не следует совершать епископскую хиротонию лиц, показавших слабость в вере или еще не засвидетельствовавших ее крепость. В частности, не подобает рукополагать отрекавшихся и отпадавших от православной веры. Согласно 10-му правилу I Вселенского Собора "если которые из падших произведены в клир, <…> таковые, по дознании, извергаются от священного чина". Зонара, толкуя это правило, говорит, что "не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Иисуса Христа и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается Святых Таин, разве только при смерти".
1.2. Кандидатов, обратившихся в православие из ереси и раскола, можно посвящать в клир, а тем более избирать во епископы только после особо тщательного рассмотрения. В частности, о возможности такого посвящения говорится в 19-м правиле I Вселенского Собора о бывших павлианах, что они, "явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены".
1.3. Святой апостол Павел указывает, что будущий епископ "не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом" (1 Тим. 3:6). 80-е Апостольское правило гласит: "От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится".
2. Требования к уровню образования.
Епископ должен быть "силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1:9). Кандидат в архиереи должен иметь высшее богословское образование.
3. Требования социального характера.
3.1. По слову апостола Павла, "надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую" (1 Тим. 3:7).
3.2. Согласно 13-му правилу Трулльского Собора, обязательным для кандидатов является безбрачие. При этом, согласно 17 Апостольскому правилу, кандидат не должен быть из второбрачных: "Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина". Согласно Уставу Русской Православной Церкви, для ставленника в архиереи обязательно пострижение в монашество (XV.10).
3.3. Согласно 81-му Апостольскому правилу, не дозволяется епископам и пресвитерам заниматься "делами народного управления", а 83-е Апостольское правило гласит: "Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови".
4. Требования к возрасту и состоянию здоровья.
4.1. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви кандидатами в архиереи избираются лица не моложе 30 лет (XV.10).
4.2. Не допускаются к посвящению в сан кандидаты, имеющие телесные или душевные недостатки/заболевания, которые затруднят исполнение архипастырских обязанностей. Согласно 77-му Апостольскому правилу, "аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна". В то же время 78-е Апостольское правило гласит: "Глухий же, и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных". Согласно 79-му Апостольскому правилу: "Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир".
II. Процедура избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан
5. Право выдвижения кандидата принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси (далее - Патриарх) и епархиальным архиереям, которые могут направить на имя Патриарха рапорт с представлением кандидата к избранию во епископа.
6. На основании поручения Патриарха Управление делами Московской Патриархии проверяет соответствие кандидата указанным выше требованиям.
7. Памятуя о практике святых апостолов, запечатленной, в частности, в послании святого Климента Римского к Коринфянам ("[апостолы] первенцев из верующих по духовном испытании поставляли во епископы"), кандидат обстоятельно испытывается на предмет соответствия епископскому званию:
7.1. Кандидат встречается для предварительной беседы с управляющим делами Московской Патриархии, который докладывает о результатах этой беседы Патриарху.
7.2. Кандидат проходит собеседование с Патриархом, который принимает решение о целесообразности представления его кандидатуры на рассмотрение Священного Синода.
7.3. Кандидат приглашается на заседание Священного Синода для итогового собеседования.
8. Избрание кандидата во епископа в соответствии с канонами (к примеру, I Вселенского Собора 4 и 6), поручающими избрание архиерея епископату той области (страны), в которой будет проходить его служение, а также в соответствии с более поздними церковно-правовыми актами, совершается малым собором епископов - Священным Синодом во главе с Патриархом. Священный Синод может отклонить представленную кандидатуру.
9. В отношении избрания епископов для епархий Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов, а также Русской Зарубежной Церкви, данная процедура действует с учетом особенностей, указанных в Уставе Русской Православной Церкви.