Слово митрополита Варсонофия на "круглом столе" по теме монастырского послушания

Вступительное слово
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на "круглом столе", посвященном теме "Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты"

(Организатор - Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Место проведения - Воскресенский Новодевичий монастырь. 3 июля 2018 г. Время - 10:30)
_________________________________

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогие отцы наместники, матушки игумении,
представители монастырей Русской Православной Церкви!

Сердечно рад приветствовать вас в Санкт-Петербурге в нашем Новодевичьем монастыре на проходящем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заседании, посвящённом теме послушания в современных монастырях.

Отрадно, что сейчас многие вопросы церковной жизни решаются сообща, с привлечением широкого круга участников. Это говорит о том, что Церковь развивается, появляются новые средства коммуникации между верующими, которые следуют словам блаженного Августина: "В главном - единство, во второстепенном - разнообразие, и во всем - любовь". Это, конечно, не может не радовать. В подготовке "Положения о монастырях и монашествующих", принятого в прошлом году на Архиерейском Соборе, участвовали все епархии. Первоначальный вариант этого документа собрал более тысячи комментариев. Это говорит о том, что поднятые в нем проблемы актуальны для насельников более девятисот монастырей Русской Православной Церкви.

На форуме мы делимся своим видением ситуации относительно упомянутой темы, обозначаем круг вопросов, и в конце постараемся принять необходимые рекомендации по результатам обсуждений.

Не случайно наше собрание проходит в мегаполисе, где особенно остро ощущается дыхание современного мира с его идеологией эгоизма и самомнения, когда личное мнение человека о грехе и добродетели считается критерием истины.

Поскольку мы живем в эпоху широко развитых социальных коммуникаций, эта идеология не может не касаться монастырей, куда насельники приходят из мира с багажом своих представлений, когда принцип послушания воспринимается с учетом светского понимания внешней свободы, а не внутренней борьбы со страстями.

Человеку как существу греховному, свойственно выражать протест в разной форме и по разным поводам. Одни стараются с этим протестом бороться, другие его скрывают, но внутри он остаётся как болезнь, разрушающая духовную жизнь человека.

Послушание является одним из трёх обетов постригаемого в монахи. Оно наряду с другими двумя - тяжёлый ежедневный труд. Ведь каждый человек - это личность, которая оценивает ситуацию, как говорят, со своей колокольни. Важно, чтобы возлагаемое послушание стало личным выбором монаха, принятием воли Божией, явленной через игумена или игумению. Это идеал, к которому необходимо стремиться всем монашествующим, чтобы достичь святости, ради чего мы отрекаемся от мира.

Важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем просто начальственным. Ведь такое руководство не может способствовать появлению подлинного послушания, монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери. Не каждый согласится сажать саженец вверх корешками, если повеление исходит не от авторитетного в духовном плане руководителя.

Иногда назначают на послушания, которые не совместимы с личными способностями или здоровьем человека. Игуменам и игумениям нужно взращивать в себе дар рассуждения, о котором говорят святые отцы-подвижники и стараться с большой мудростью и терпением подходить к подобным вопросам.

Наша дискуссия призвана актуализировать суть монашеского обета - послушания - применительно к жизни в современном монастыре. Как объяснить труднику или послушнику, что есть послушание? В чем разница между послушанием и исполнением обязанностей на работе? На эти и другие вопросы призваны ответить участники нашего "круглого стола".

Желаю всем участникам помощи Божией в трудах и успехов на поприще монашеского делания.