Слово митрополита Варсонофия при вручения диплома почетного доктора СПбПУ

Слово
митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Варсонофия
на церемонии вручения диплома почетного доктора
Санкт-Петербургского политехнического университета
Петра Великого

30 декабря 2018 г.
__________________
 
 
Уважаемые Андрей Иванович, члены ученого совета, преподаватели и студенты!
Дорогие отцы, братья и сестры!

В преддверии Нового года и Рождества Христова сердечно поздравляю вас с этими праздниками, желая вам благословения и милости от Господа нашего Иисуса Христа.  

Прежде всего хотел бы сердечно поблагодарить ученый совет Политехнического университета во главе с Вами, Андрей Иванович, за присуждение мне высокой степени почетного доктора ведущего в стране высшего учебного заведения данного профиля. Смиренно принимая оказанную мне честь, разделяю ее с духовенством северной столицы, верующими, всеми, кто усердно трудится на ниве духовного просвещения.

Считаю важным поделиться с вами мыслями, которые беспокоят меня как архиерея Русской Православной Церкви - это взаимоотношение веры и науки, духовно-нравственные ценности, работа Церкви с молодежью.

​Всматриваясь в даль столетий, минувших событий и свершений, мы пытливым умом не можем не прийти к мысли о глубине Божиего промысла в отношении каждой личности и всего человечества. На пути цивилизационного развития оно пыталось постичь глубины бытия, осознать свое место в окружающей действительности.

Священное Писание говорит, что человек был сотворен Богом, став венцом мира видимого и мира невидимого - высшим существом, отличающимся от всего живого, в первую очередь бессмертием, сокрытым понятиях "образ и подобие Божие". Это качество дало людям разум, с помощью которого они до сих пор могут постигать законы природы, познавая через их удивительное совершенство и своего Творца. Мы знаем, что первые люди не смогли сохранить свое божественное достоинство, когда, воспользовавшись свободой выбора, допустили возможность автономного существования - без Бога. Это было их ошибкой. Но Бог уважает свободу человека как часть божественного достоинства, к которому он изначально призван. И люди стали жить без непосредственного общения со своим Творцом, вкусив этот горький плод. Русский религиозный философ Сергей Трубецкой сказал так: "Мы существуем, потому что Бог мыслит нас существующими".

Несмотря на то, что рай как особое состояние был потерян, религиозность осталась неотъемлемым фактором жизни ветхозаветных людей, проникающим в историю через века. Стоит также подчеркнуть, что религиозные знания по сути являются самими древними знаниями на земле.

​История человечества показывает, что все народы мира имели религиозные представления и веру. Их невозможно было выдумать, так как вера - отличительная черта человеческого духа. Общие представления нравственного закона, понятий справедливости, добра, зла, любви к родителям, к детям, основ хозяйственной и общественной жизни, прав и обязанностей говорят о едином Центре, о Великом Разуме.

Есть ли конфликт между наукой и религией? Видим ли мы разногласия в этих двух подходах к оценке окружающего мира? На первый взгляд, межу ними можно найти противоречия. Но при добросовестном исследовании можно понять, что средостения часто возникают в процессе диалога от нежелания отказаться от стереотипов прошлого.

Немало смущений доставляет тот факт, что вера обращается к невидимому миру, как к той действительности, которую невозможно постичь инструментами научного арсенала или опытным путем. Например, когда богословская наука говорит о "небесном", она имеет в виду нечто иное, чем астрономическое положение Земли. Здесь "небо" понимается как высший мир, недоступный чувствам земного человека, мир, который может быть раскрыт исключительно в религиозном опыте.

Но религиозная жизнь человека не сводится к мистическому переживанию. Говоря о христианстве, мы должны понимать, что на протяжении его истории происходил процесс формирования богословской науки. Сегодня теологическое образование не сводится к сугубо богословским предметам. Помимо этих знаний, церковные исследователи привлекают широкий спектр дисциплин, в том числе светских, поскольку Церковь действует в изменяющемся мире.

Христианство и наука по своей сути предстают как два способа истолкования одной и той же реальности, раскрывающей тайны происхождения, устройства и сущности мира, бытия и существования человека. Ученые изучают мир, происходящие в нем процессы (законы природы), христианство же, говоря людям о Боге, помогает им познавать мир по отношению к Творцу, Создателю и вечности.

Чтобы понять смысл своего существования, верующий открывает Библию, в которой найдет важные знания. Говоря словами святителя Филарета (Дроздова), знания не о том, как устроено небо, а как попасть на небо.

Ученый, начиная изучать окружающий мир и раскрывать тайны мироздания, постигает опытным путем законы природы, сохраняющие в равновесии всю вселенную. Окружающий мир предстает перед ним, как великая непостижимая книга, читая которую, можно понять, что без Создателя великолепие микро- и макрокосмоса было бы невозможно. О непостижимости вселенной говорили многие великие ученые, в частности, Исаак Ньютон: "Не знаю, чем меня признают потомки, но себе самому я представляюсь маленьким мальчиком, который на берегу безграничного океана собирает отдельные ракушки, выброшенные волнами на берег, в то время, как и сам океан, и его глубины остаются по-прежнему для меня непостижимыми".

Церковь сталкивается сегодня с непростыми вызовами, на которые должна давать убедительные ответы, основанные на Священном Писании и Предании. Наряду с развитием науки и техники просвещенное общество не должно забывать основ нравственного закона и той опасности, которую несет сугубо секулярный взгляд на жизнь. Взгляд, который религию лишает места в общественной жизни. Материалистический подход в оценке жизни общества стремится увести человечество от веры, подменить ее истины абстрактными рассуждениями, когда постепенно размываются грани добра и зла.

Это должны помнить не только верующие. Научный мир также должен в полной мере осознать опасность отхода от нравственных ориентиров. Это касается основных аспектов науки, так как она входит во все сферы деятельности человека. Провозглашая гуманизм, превосходство прав и свобод человека, мы видим, к сожалению, как зачастую разрушаются нравственные устои - нормы, без которых общество не может полноценно развиваться.

В этой связи несколько слов хотел бы сказать о роли Церкви в воспитании студенчества и молодежи. Для молодого человека важным шагом в познании окружающего мира становится приход в Церковь. Благодаря участию в богослужебной жизни, общению с пастырями и единомышленниками ему открывается подлинная красота православия. Но этого мало. Необходимо добрыми делами, помощью нуждающимся показывать глубину своей веры.

Основная наша задача - передать молодежи христианские идеалы добра, уважения к старшим, любви к Отечеству и окружающему миру. Молодые люди должны научиться ценить эту жизнь и быть благодарными потомками выдающихся личностей, которые полагали силы для процветания общества.

Чтобы достичь этой цели, во многих епархиях открываются молодежные советы, проводятся студенческие мероприятия. Особым явлением стало волонтерское движение. Оно помогает ребятам реализовывать способности, чувствовать свою принадлежность к большой семье под названием Православная Церковь.

Отрадно, как взаимодействие Церкви с общественными и государственными институтами помогает решать проблемы студенчества и молодежи. Регулярно проводятся общецерковные мероприятия, которые вовлекают молодежь в социальную, просветительскую, информационно-издательскую деятельность.

И сама молодежь не стоит в стороне от обсуждения проблем современности. Знаковым событием уходящего года для Санкт-Петербургской епархии стал молодежный форум, который проводился 17 февраля. Надеюсь, что подобные акции будут способствовать духовно-нравственному воспитанию молодых граждан России.

Однако главным средством развития православной молодежной инициативы должны быть не одноразовые, хотя и масштабные форумы и дискуссии, но каждодневное вовлечение молодых людей в церковную жизнь. У нас создан институт помощников благочинных и настоятелей по работе с молодежью. С его помощью, мы надеемся, эта работа выйдет на новый уровень.  

Желаю уважаемому высокому собранию, чтобы сотрудничество Санкт-Петербургской епархии и Политехнического университета приносило добрые плоды - достойных граждан земного Отечества и будущих жителей Отечества Небесного.

Благодарю за внимание!

Благословение Божие да пребудет с вами!