Представители Государственного управления КНР по делам религий посетили Санкт-Петербург

Делегация Государственного управления КНР по делам религий 24 августа прибыла в Санкт-Петербург. Китайские официальные лица посетили Россию для участия в пятом заседании российско-китайской рабочей группы по контактам и сотрудничеству в религиозной сфере, которое состоялось в Москве 23 августа.

В составе делегации - заместитель главы госуправления КНР по делам религий Чэнь Цзунжун, директор четвертого департамента ГУДР Дай Чэньцзин, к ведению которого относятся вопросы православия, другие сотрудники ведомства. Делегацию сопровождает сотрудник ОВЦС Дмитрий Петровский.

Гости традиционно посещают Санкт-Петербург, так как духовная жизнь города связана с участием Русской Православной Церкви в нормализации положения Китайской Автономной Православной Церкви. Именно в СПбДА обучается первый рукоположенный в 2015 году после длительного перерыва китайский православный священник Александр Юй Ши.

Делегация посетила Казанский кафедральный собор, где экскурсовод подробно остановилась на истории почитаемой в Санкт-Петербурге и во всей стране Казанской иконы Божией Матери. Император Петр Великий первым молился перед ней, поэтому все Романовы считали ее своей святыней. Именно перед этим образом государь получил благословение возводить город на Неве, который икона никогда не покидала. Также гости подошли к могиле фельдмаршала Михаила Кутузова. Глава делегации Чэнь Цзунжун спросил, как часто в соборе проходят богослужения, сколько собирается верующих. Ключарь протоиерей Андрей Герасимов подробно рассказал о литургической жизни храма. Члены китайской делегации поставили свечи к чудотворной иконе Казанской Божией Матери.

В Исаакиевском соборе гости познакомились с историей возведения храма. Современное здание является четвертым храмом на этом месте. Собор посвящен преподобному Исаакию Далматскому, в день памяти которого родился император Петр Великий. Именно этот храм был кафедральным собором Российской Империи. Не случайно в его куполе изображены святые, покровительствующие российским императорам.

Также члены делегации посетили храм Воскресения Христова ("Спас-на-Крови") и культурные достопримечательности города, в том числе Эрмитаж.

На следующий день, 26 августа, гости посетили Александро-Невскую лавру, где осмотрели некрополи XVII-XVIII и XIX веков, побывали на могилах Михаила Ломоносова, вдовы Александра Пушкина Натальи Ланской, одного из первых русских китаеведов начальника 9-й Российской духовной миссии в Китае монаха Иакинфа (Бичурина), а также Федора Достоевского, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского. Члены делегации подошли к первому каменному храму в Санкт-Петербурга - церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, посетили Свято-Троицкий собор, где хранятся мощи святого Александра Невского.

В духовной академии они осмотрели библиотеку, храм, читальный зал, а также комнату студента вуза первого китайского священника Александра Юй Ши. В музее академии экскурсовод рассказала о последних ленинградских митрополитах, в чьих личных комнатах и располагается музей. Гости из встретились с ректором СПбДА архиепископом Петергофским Амфросием и обсудили перспективы подготовки китайских православных студентов.

Как рассказал корреспонденту ИА "Вода живая" заместитель главы Государственного управления КНР по делам религии Чэнь Цзунжун, в 2009 году была создана российско-китайская рабочая группа по сотрудничеству и контактам в религиозной сфере. Ее деятельность осуществляется в режиме ежегодных консультаций. В прошлом году они прошли в Китае, в этом - в России. На консультациях обсуждается широкий круг вопросов взаимодействия между Россией и Китаем в религиозной сфере.

История православия в Китае началась в 1685 году, когда в Пекин попали пленные казаки - защитники пограничного Албазинского острога на Амуре. С ними прибыл священник Максим Леонтьев. В 1715 году в Пекин с согласия императора Канси прибыла первая Российская духовная миссия. Всего в Китай было направлено двадцать таких миссий. В 1954 году миссия была упразднена, все существовавшие на тот момент храмы и монастыри были отнесены к ведению Восточно-Азиатского экзархата. В 1956 году Священный Синод Русской Православной Церкви даровал автономию Китайской Православной Церкви. В годы "культурной революции" после кончины китайских архиереев - епископа Пекинского Василия (Яо) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) - церковная жизнь в Китае пришла в упадок. Только в 1984 году власти КНР разрешили совершение православных богослужений в Покровском храме Харбина, где до своей кончины в 2000 году служил китайский священник Григорий Чжу Шипу. Тогда же Русская Православная Церковь, в первую очередь ОВЦС, который в те годы возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский, ныне Святейший Патриарх Кирилл, активизировала диалог с китайскими властями. Первыми результатами сотрудничества стало согласование вопроса подготовки китайских священников в России и их рукоположения.

ИА "Вода живая",
25-26.08.16