ПАМЯТЬ РУССКИХ ГОСУДАРЕЙ

По благочестивой традиции православные петербуржцы чтут память Императоров Всероссийских и в дни их кончины в Петропавловском соборе-усыпальнице служат панихиды по ним.3 марта была пропета панихида над гробом Императора Николая I Павловича, 24 марта в Петропавловском соборе священники нашей епархии служили панихиду над гробницей Императора Павла Петровича.

Император Николай I Павлович3 марта была пропета панихида над гробом Императора Николая I Павловича, в благочестивое царствование которого родилась знаменитая формула-триада "Православие, Самодержавие, Народность". Этим принципам Государь, победитель декабрьской смуты, ославленный либеральной историографией как реакционер и душитель "прогрессивных идей", следовал всю свою жизнь. В надгробном слове отслуживший панихиду иерей указал на рыцарственные черты характера Николая Павловича, унаследованные им от своего отца, Царя-Мученика Павла I.

А 24 марта в Петропавловском соборе священники нашей епархии служили панихиду над гробницей Императора Павла Петровича. Православные стояли со свечами, пели "вечную память", коленопреклоненно читали молитву: "Призри, Господи, на верного Твоего молитвенника Императора Павла Петровича…", прикладывались к его надгробию... У всех собравшихся было удивительное чувство благодати.

Император Павел IВ истории петербургской святости Павел I наследует Блаженной Ксении и предвосхищает святость Царя-Мученика Николая II. Как известно, монах-провидец Авель еще при его жизни предсказал Павлу I мученическую кончину и народное почитание. Воспитанный митрополитом Платоном (Левшиным) в строго православном духе Император нередко проявлял черты прозорливости под видом юродства: так, известен из мемуарной литературы случай, когда Павел Петрович повелел отправить в Сибирь офицера, неудовлетворительно выступившего на военных маневрах, но, склонившись на просьбы окружающих о помиловании, все-таки воскликнул: "Я чувствую, что человек, за которого вы просите, - негодяй!". Впоследствии открылось, что этот офицер убил собственную мать. Еще один случай: офицер-гвардеец, имевший жену и детей, решил овладеть увозом молодой девушкой. Но та не соглашалась ехать без венчания. Тогда товарищ этого офицера по полку переоделся священником и разыграл тайный обряд. Через некоторое время оставленная с прижитым от соблазнителя ребенком женщина, разузнав, что ее мнимый муж имеет законную семью, обратилась с жалобой к Государю Императору Павлу Петровичу. "Император вошел в положение несчастной, - вспоминала Е. П. Янькова, - и положил замечательное решение: похитителя ее велел разжаловать и сослать, молодую женщину признать имеющею право на фамилию соблазнителя и дочь их законную, а венчавшего офицера постричь в монахи. В резолюции было сказано, что "так как он имеет склонность к духовной жизни, то и послать его в монастырь и постричь в монахи". Раба Божия отвезли куда-то далеко и постригли. Он был вне себя от такой неожиданной развязки своего легкомысленного поступка и жил совсем не по-монашески, но потом благодать Божия коснулась его сердца; он раскаялся, пришел в себя, и когда был уже немолод, вел жизнь самую строгую и считался опытным и весьма хорошим старцем".

Приняв титул главы католического Мальтийского ордена, Павел I желал объединения Восточной и Западной Церкви под единым скипетром Православного Царя. Мистически это означало бы воссоединение раздранной Ризы Христовой и вселенское торжество Православия.

В ночь с 11 на 12 марта по ст. ст. 1801 года блаженной памяти Император принял смерть от рук заговорщиков-масонов. Благочестивое предание говорит, что Павел I сподобился благодати чудесно помогать христианам, заказавшим по нему панихиду, в тех случаях, когда они неправедно гонимы властями или желают освободиться от военной службы. К 1917 году готовилась его канонизация, не состоявшаяся из-за революции, но народное почитание Царя-Мученика сохранилось среди православных.

Император Павел Петрович как верховный глава Мальтийского ордена чтится также католиками, отслужившими по нему панихиду днем ранее.