ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИИ И НАУКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СОХРАНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, БИОЭТИКА

С 9 по 13 ноября 2005 года в Москве пройдет международная конференция, на которую приглашены ведущие отечественные и зарубежные ученые, богословы и философы, внесшие значительный вклад в развитие диалога религии и науки и исследующие возможности их взаимодействия в деле преодоления кризисных явлений современности.
ББИ

Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
при поддержке John Templeton Foundation


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИИ И НАУКИ:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
СОХРАНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, БИОЭТИКА


9-13 ноября 2005 г.
Москва


В 2000 и 2003 гг. Библейско-богословский институт св.апостола Андрея при поддержке John Templeton Foundation провел двемеждународные конференции на тему диалога религии и науки - "Наука ибогословие" (2000) и "Богословие и наука: антропологическая перспектива"(2003). Очередная конференция ББИ посвящена вопросу ответственностирелигии и науки перед лицом глобальных проблем современности.

Конференция будет проходить в Москве с 9 по 13 ноября 2005 г. На нееприглашены ведущие отечественные и зарубежные ученые, богословы ифилософы, внесшие значительный вклад в развитие диалога религии и наукии исследующие возможности их взаимодействия в деле преодоления кризисныхявлений современности. Конференция включает в себя пленарные исекционные доклады и дискуссии, а также культурную программу.

ТЕМА  КОНФЕРЕНЦИИ

Развитие науки в последние десятилетия ХХ века поставило передсовременным обществом целую совокупность проблем, подходы к решениюкоторых не могут быть найдены в рамках традиционных научных, философскихи богословских парадигм. Особенность новой ситуации состоит,по-видимому, в том, что она требует реального взаимодействия научногосообщества с сообществами религиозными. Возникает острая необходимостьпоиска оснований для такого взаимодействия.

Вопрос об отношениях науки и религии традиционно рассматривалсяпреимущественно в мировоззренческом аспекте и затрагивал, прежде всего,возможность совместимости научной и религиозной картин мира. При этомфактически не рассматривалась тема соотношения дискурсивных практик,развиваемых в научном и религиозном сообществах. Согласно сложившейсяуже несколько столетий назад секулярной традиции, задача научногопознания мира ставилась и разрешалась совершенно независимо от религии.Представлялось естественным, что деятельность ученого не должна бытьобусловлена мотивациями, лежащими в религиозной сфере, а способыаргументации не могут содержать никаких элементов религиозного дискурса.Конечно, личные предпочтения того или иного ученого могли быть связаныс его религиозными взглядами, но это обстоятельство не могло иметьникакого значения для научного сообщества и хоть как-то учитываться приоценке научной деятельности. Такой подход был исключительно важен дляразвития принципов рациональной научной аргументации. Его основаниесостояло в убеждении, что главная цель науки заключается в раскрытииистины, в бескорыстном познании мира.

Однако современная наука ушла достаточно далеко от указанного идеала.Она превратилась в мощный технологический фактор, действующий буквальново всех сферах человеческой жизни. Фундаментальные  научные исследованияимеют не только познавательный интерес, но и практическое значение длявсего человечества. При этом как результаты этих исследований, так исам процесс их проведения часто оказываются непредсказуемы по своимпоследствиям. Поэтому вопрос об этике науки и ответственности ученыхдолжен быть поставлен на совершенно иных основаниях, нежели те, которыеусвоены научной традицией нового времени. Современная наука не можетоставаться "свободным от ценностей" царством чистого знания.
С другой стороны, религиозные сообщества едва ли имеют возможностьговорить на адекватном языке о глобальных проблемах, связанных сразвитием науки. Имеющиеся в традициях разных религий представления очеловеке, его духовной жизни, его отношении к миру существуют внекотором обособленном пространстве предания, не пересекающемся cпространством современной науки. Между тем "реактивация" смыслов иценностей, присутствующих в религии, может оказаться значимым факторомпри решении глобальных проблем современности.

В связи с этим необходимо говорить о совместной ответственности науки ирелигии перед лицом вызовов современной эпохи. Невозможно поставить подсомнение ни автономию науки в ее движении к научной истине, ницелостность религиозного предания. Однако современным научным ирелигиозным сообществам необходимо совместно обсуждать вопросы оценностях и перспективах, взаимно обогащая дискурсивные практики иаргументационные ресурсы друг друга.
В рамках конференции предполагается обсуждение широкого круга вопросов,связанных с возможным взаимодействием науки и религии при решениинаиболее актуальных проблем современности. В частности, планируетсяобсуждение следующих тем:
  • этическаяоценка результатов новейших научных и технологических разработок;
  • значениерелигиозного дискурса и религиозного типа аргументации при принятиирешений о проведении научных экспериментов и разработок;
  • соотношениерелигиозной и научной картин мира в свете  современных научных взглядов;
  • отношениек человеку в науке и в религии;
  • научныйи религиозный аспекты проблемы сохранения окружающей среды.
Приведенныйсписок тем не исчерпывает всех аспектов заявленной в концепцииконференции проблемы, но лишь задает ориентацию предполагаемогообсуждения.

ДОКЛАДЫ И ПУБЛИКАЦИЯ

Желающие сделать доклад должны представить содержательные тезисыобъемом не более 1000 слов в электронном виде. Тезисы должны бытьприсланы в ББИ не позднее 15 июля  2005 г. Оргкомитет конференцииосуществляет отбор тезисов и рассылает приглашения предполагаемымдокладчикам. Полные тексты отобранных докладов должны быть представленыдо 1 октября 2005 г. Помимо докладчиков, предусмотрено участиеслушателей (священников, ученых, преподавателей, студентов). Рабочиеязыки конференции - русский и английский.

По прибытии на конференцию каждый участник получит тезисы всех докладови программу конференции. Пленарные и секционные доклады рассчитаны на 30минут. Некоторые доклады будут напечатаны в журнале "Страницы:богословие, культура, образование" и в других изданиях ББИ. Тезисыдокладов и сами доклады должны быть посланы ученому секретарюконференции по следующему адресу:

Михаил Толстолуженко
Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия
Тел./Факс: (095) 670-22-00; (095) 670-76-44
E-mail: info@standrews.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ

Регистрация и размещение участников начнется в среду 9 ноября. Вечеромсостоится прием. Отъезд участников - в воскресенье 13 ноября послезавтрака. Иногородние участники конференции будут обеспечены проживанием и питанием. Для москвичей предусмотрены обеды, ужины икофе-паузы.

РЕГИСТРАЦИЯ

Количество мест ограничено, поэтому желающим принять участие вконференции настоятельно рекомендуется зарегистрироваться как можнораньше. Участник считается зарегистрированным после подтвержденияполучения его регистрационной формы и сообщения ему о включении в составучастников. Регистрационный взнос для участников из СНГ составляет 400руб.

Возможна полная или частичная оплата транспортных расходов, проживанияи питания для докладчиков из России и других восточно-европейских стран.Заявления на получение финансовой поддержки должны быть присланы вместес тезисами докладов. Количество стипендий ограничено.

За бланкамирегистрационных форм и заявлений следует обращаться по адресу:

Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия
Тел./Факс: (095) 670-22-00; (095) 670-76-44
E-mail: info@standrews.ru
Адрес в интернете: www.standrews.ru

 

Библейско-Богословский Институтсв. апостола Андрея
(государственнаяаккредитация)
ПОПЕЧИТЕЛИ:ЕПИСКОП СЕРГИЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ, ЕПИСКОП ДИОКЛИЙСКИЙ КАЛЛИСТ, ЕПИСКОПОКСФОРДСКИЙ РИЧАРД ХАРРИС, ЕПИСКОП ПЬЕР ДЮПРЕ, АКАДЕМИК В. Л. ЯНИН,ПРОФЕССОР ЯРОСЛАВ ПЕЛИКАН, ПРОФЕССОР ОЛИВЬЕ КЛЕМАН, ПРОФЕССОР А. А.КРАСИКОВ,  ПРОФЕССОР БРЮС МЕЦГЕР, ПРОТОИЕРЕЙ ЛЕОНИД КИШКОВСКИЙ, КАНОНИКМАЙКЛ БУРДО, СВЯЩЕННИК ИОН СЕЛЛЕ, СВЯЩЕННИК ДЖОН БИННС