Известно, что театр - порождение античной языческой цивилизации. Не означает ли это, что он находится в принципиальной оппозиции всему христианскому? Или же театр может существовать в рамках православной культуры и являться способом продвижения к Богу?
28 марта в Голубом зале РГПУ имени А.И. Герцена по инициативе межвузовской ассоциации "Покров" состоялся круглый стол на тему "Православие и театр".
Следует сразу отметить, что ни у кого из присутствовавших не возникло сомнений в том, что театр может и даже должен существовать в рамках православной традиции. Однако, по признанию большинства участников круглого стола, речь не может идти о нашем современном театре, куда приходят в основном тщеславные люди, поддавшиеся влиянию своей гордыни. Потому необходимо радеть о создании особого рода театра, а именно православного театра, способного оказывать на людей благотворное воздействие: обращать к Богу неверующих и поддерживать православных в их религиозном чувстве.
Нельзя не признать, что в условиях нашей страны реализация подобного проекта кажется почти невозможной. Так, среди участников обсуждения присутствовали люди, которые за свою жизнь не раз совершали попытки создания православного театра, но если они и оказывались удачными, то ненадолго. В частности, о своем опыте рассказала Татьяна Дмитриевна Коссара, бывший режиссер действовавшего некогда любительского рок-театра "Место слева" памяти Виктора Цоя, который просуществовал четырнадцать лет, с 1991 года. К сожалению, данное сообщество молодых актеров, так и не выйдя за пределы самодеятельности, распалось несколько лет назад. Эта неудача, как и многие другие, показывает, насколько сложно сейчас создать православный театр на высоком профессиональном уровне. Ибо одна из причин такой ситуации состоит в отсутствии в России института театрального образования, основанного на православной традиции.
Также на встрече обсуждалось, каким, собственно, должен быть православный театр? Должен ли репертуар в нем быть исключительно православным или ставить в нем можно любое произведение, но, так сказать, "под православным углом зрения"? Четко сформулированных ответов на эти вопросы так и не было высказано. Впрочем, некоторые дискутировавшие предположили, что, возможно, самое главное и почти единственное условие православного театра - чтобы все его создатели и участники были православными; все остальное само собой последует из этой исходной данности.
В завершении встречи учащиеся Санкт-Петербургской Духовной Академии, в качестве примера православного театра, представили вниманию зрителей короткий музыкальный спектакль под названием "О любви, жизни и смерти".
Анисия Артемова