В С.-Петербург доставлены мощи прп. Макария Калязинского

20 апреля в Петербург из Калязина доставлены частицы мощей преподобного игумена Макария, Калязинского чудотворца.
Прп. Макарий Калязинский

20 апреля по инициативе благотворителя Воскресенского Новодевичьего монастыря, генерального директора фирмы "Спецпроектстрой" Евгения Ордякова и диакона Свято-Троицкого Измайловского собора Сергия Шалберова в Петербург из Калязина доставлены частицы мощей преподобного игумена Макария, Калязинского чудотворца. По прибытии мощей был отслужен пасхальный молебен. Поклониться великому русскому подвижнику можно в Воскресенском Новодевичьем монастыре, а также в Свято-Троицком Измайловском соборе.

Преподобный Макарий Калязинский (в миру Матфей) родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. От юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Не имея ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. Из любви к уединению он оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. "Бог простит тебя", - ответил смиренный подвижник. Желая загладить грех и стремясь помочь преподобному, боярин отдал возникшей пустыни свои земли. Иноки воздвигли храм во Имя Пресвятой Троицы. Распространившаяся молва об обращении боярина Коляги привела к преподобному многих, жаждавших спасения. Надо было избрать игумена. Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем.

К первому служению алтарю Божию новый игумен готовился долгой уединенной молитвой, а потом приобщил всех братий Святых Таин. В сане игумена преподобный Макарий трудился наравне со всеми иноками. Впоследствии в монастыре хранились 2 потира, дискос и 2 блюда, сделанные преподобным Макарием на токарном станке. Он наставлял не только иноков, но и приходивших в обитель мирских людей, равно относясь как к знатным, так и к простым. Несмотря на свое происхождение и звание игумена, преподобный носил худую, покрытую заплатами одежду. В обращении и всем укладе жизни преподобный Макарий был так прост, что высокомерный еретик, князь-инок Вассиан, глумясь, называл его "калязинским мужиком". Сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы. Он часто ходил по безмолвным местам, чтобы наслаждаться желанным одиночеством на природе. Дикие звери, чувствуя его кротость, иногда принимали от него пищу.

Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его современника, преподобного Пафнутия Боровского (+ 1 мая 1477 года). Не случайно ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий (+ 9 сентября 1515) в 1478 году посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе: "Когда пришел я на это место, - говорил преподобный Макарий Калязинский, - пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях, посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали следовать своей воле". Смиренный игумен молчал лишь о своих подвигах. Но они не укрылись от проницательного преподобного Иосифа. Провидя святость игумена, он называл его блаженным и так отозвался о жизни монастыря: "Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился. Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии: "Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому, как в киновиях (общежительных монастырях) Святой Горы".

С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелял расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460-1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария - преподобный Паисий Угличский (+ 1504, память 8 января, 6 июня). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова, переписанный им. Преставился преподобный 17 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого ничего не знали. Нетленные мощи преподобного Макария были обретены 26 мая 1521 года при копании рвов для нового храма.

Основанный преподобным Троицкий Калязинский монастырь - крупнейший в России и на Верхней Волге, был центром религиозного воспитания местного населения. Религиозное воспитание особенно усилилось в связи с провозглашением на Московском соборе в 1547 году останков игумена Макария нетленными и источающими чудеса. Со всех концов страны стали стекаться богомольцы с надеждой получить целебную помощь от мощей преподобного Макария. В честь обретения мощей Макария в 1861 году был установлен религиозный праздник, который проводился особенно пышно, при большом стечении людей, с колокольным звоном. Многие прихожане прикладывались к мощам, надеясь на исцеление.

8 февраля 1919 года в Калязинском монастыре большевиками была осквернена рака преподобного Макария Калязинского. Затем решением Президиума Калязинского уездного исполкома Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 1-го июня 1920 года Троицкий Калязинский монастырь был закрыт. В 1920 году на территории бывшего монастыря разместились экспозиции местного историко-краеведческого музея, позднее дом отдыха Московского электрозавода. Вдоль левого берега Волги, у монастырской стены, на несколько сотен метров протянулся пляж. Сейчас монастыря нет, он был взорван в 1940 году в связи с затоплением этой части Калязина водами Угличского водохранилища. Многое исчезло безвозвратно под волжскими водами, оставив в душе каждого честного человека, любящего Родину, ее историю, неистребимую горечь утраты. От монастыря сохранились лишь снятые со стен фрески XVII века, красные неполивные изразцы XVI века с рельефным орнаментом или с фигурой всадника, китовраса (русский вариант античного кентавра); изразцы поливные, бирюзово-зеленые; фрагменты кирпичной кладки; куски белокаменной резьбы - бусина портала (XVI в.), фризы, надписи, вырезной металлический всадник - флюгер, снятый с одной из монастырских башен. Все перечисленное хранится в Москве в музее архитектуры и в Калязинском краеведческом музее, сообщает интернет-агенство "Русская линия".

Юлия Старцева