ЗНАМЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ: ОТКРЫТИЕ 10 ДЕКАБРЯ

Чтения открылись в воскресенье, 10 декабря Божественной литургией в храме Санкт-Петербургской духовной академии. На пленарном заседании, походившем в актовом зале духовных школ, со вступительным словом к участникам числом около 300 человек обратился ректор СПбДАиС епископ Тихвинский Константин.
Чтения открылись в воскресенье, 10 декабря Божественной литургией в храме Санкт-Петербургской духовной академии. На пленарном заседании, походившем в актовом зале духовных школ, со вступительным словом к участникам числом около 300 человек обратился ректор СПбДАиС епископ Тихвинский Константин. Он сказал о выдающемся значении, которое имела в русской истории икона Божией матери "Знамение", чудотворный список которой XVII века находится в храме духовной академии, а именно - эта икона всегда служила объединению русских людей в периоды невзгод. Ректор СПбДАиС сказал также о важности Первых Знаменских чтений.

      Затем с основным пленарным докладом выступил сотрудник Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского патриархата монах Киприан (Ященко), который представил Концепцию духовно-нравственого воспитания. По словам о. Киприана, причиной для разработки этой концепции явились: кризис духовности и личности и вытекающая из этого потребность духовно-нравственного очищения, заказ министерства образования РФ по разработке программы духовно-нравственного просвещения и новая социальная доктрина РПЦ, которая должна претворяться в жизнь.

      Для разработки концепции был создан специальный НИИ им, прп. Сергия Радонежского "Покров". Монах Киприан представил, таким образом, основные итоги деятельности целого коллектива. Согласно докладу, Концепция духовно-нравственного воспитания имеет следующие базовые положения.

      Под духовным воспитанием понимается воссоздание духовной связи с Богом, результатом которой является целостность личности, живущей с Богом. Основным принципом духовного воспитания видитcя подражание Иисусу Христу, а основным средством - создание формирующей среды, где будет возможно и естественно:

  • участие в церковных таинствах;
  • получение духовных знаний и навыков;
  • приобретение навыков жизни в семье и христианском обществе.
Результатом духовного воспитания должна стать духовная сопричастность к жизни, интерес к происходящим событиям, доброе расположение и сострадание к окружающим. Целью воспитания видится добродетельная личность ребенка, а задачей - приобщение детей к традиционной для России системе ценностей. Что же касается характера духовно-нравственного воспитания, то названые навыки и знания должны быть не механическими, а а органично связанными с внутренней жизнью подростка.

      В Концепции можно выделить 4 части:

  1. Нравственное воспитание в церковно-образовательных учреждениях.
  2. Нравственное воспитание в государственных учреждениях.
  3. Нравственное воспитание в семье.
  4. Нравственное воспитание через государство и государственные структуры.
Вся концепция построена так, чтобы способствовать развитию образа Божия, имеющегося в каждом ребенке, но замутненного в силу первородной греховной испорченности человеческой природы и стремления людей ко злу.

      О теоретических и практических сторонах новой Концепции рассказала в своем докладе доктор психологических наук В.В.Абраменкова из Москвы. По ее словам, критерием духовно-нравственного воспитания является гармоничное отношение с миром, окружающими людьми, что дает возможность реализации творческих способностей, а основой воспитания должен быть христоцентризм, а не детоцентризм. В.В.Абраменкова обратила внимание на то, что в последние годы изменилась тматика детских рисунков: они приобрели мрачные, пессимистические тона. Особую проблему составляет детская преступность и выросшее за последние годы в 800 раз число детских самоубийств. Поэтому в задачу воспитания входит также возвращение ребенку оптимистического взгляда на мир.

      Последний доклад сделала кандидат психологических наук И.Н.Мошкова, директор воскресной школы иконы "Живоносный Источник" в Царицыно (именно в этой школе были апробированы некоторые идеи, легшие в основу концепции). Она поделилась опытом ошибок, с которыми сталкивается воскресная школа и выделила наиболее общие:

  • опасность того, что деятельность воскресной школы "растворится" в богослужебной деятельности прихода;
  • опасность преподавания предметов без учета специфики детской психологии, которая требует иного подхода, нежели проповедь для взрослых;
  • "харизматический" подход к детскому воспитанию, когда родители, желая воспитать детей православными христианами, сами не прилагают к этому достаточных усилий, а надеются на некую сверхдолжную помощь Божию или довольствуются редкими занятиями в воскресной школе. Воскресная школа должна стать семейной: недопустим подход, когда родители приводят ребенка в воскресную школу и просто "отдают" на воспитание - потому что без родителей невозможно по-настоящему решить никаких педагогических проблем;
  • боязнь соприкосновения ребенка с миром, который "во зле лежит" без привития подросткам практических нвыков внутреннего сопротивления мирским невзгодам и соблазнам, попытка создать "духовную оранжерею" не дает положительного результата: закончив такую школу или гимназию и столкнувшись с внешним миром, ребенок испытывает стрх и испуг перед ним и не может быть по-настоящему "солью земли";
  • опасность утраты духовной связи с реальной жизнью, когда подросток перестает понимать проблемы мира.
  • опасность оторванности преподавания в воскресной школе от связи с наукой, без учета достижений современной педагогики и психологии.

      По окончании пленарного заседания состоялось обсуждение положений Концепции на круглом столе в СПбДАиС.