Затем с основным пленарным докладом выступил сотрудник Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского патриархата монах Киприан (Ященко), который представил Концепцию духовно-нравственого воспитания. По словам о. Киприана, причиной для разработки этой концепции явились: кризис духовности и личности и вытекающая из этого потребность духовно-нравственного очищения, заказ министерства образования РФ по разработке программы духовно-нравственного просвещения и новая социальная доктрина РПЦ, которая должна претворяться в жизнь.
Для разработки концепции был создан специальный НИИ им, прп. Сергия Радонежского "Покров". Монах Киприан представил, таким образом, основные итоги деятельности целого коллектива. Согласно докладу, Концепция духовно-нравственного воспитания имеет следующие базовые положения.
Под духовным воспитанием понимается воссоздание духовной связи с Богом, результатом которой является целостность личности, живущей с Богом. Основным принципом духовного воспитания видитcя подражание Иисусу Христу, а основным средством - создание формирующей среды, где будет возможно и естественно:
- участие в церковных таинствах;
- получение духовных знаний и навыков;
- приобретение навыков жизни в семье и христианском обществе.
В Концепции можно выделить 4 части:
- Нравственное воспитание в церковно-образовательных учреждениях.
- Нравственное воспитание в государственных учреждениях.
- Нравственное воспитание в семье.
- Нравственное воспитание через государство и государственные структуры.
О теоретических и практических сторонах новой Концепции рассказала в своем докладе доктор психологических наук В.В.Абраменкова из Москвы. По ее словам, критерием духовно-нравственного воспитания является гармоничное отношение с миром, окружающими людьми, что дает возможность реализации творческих способностей, а основой воспитания должен быть христоцентризм, а не детоцентризм. В.В.Абраменкова обратила внимание на то, что в последние годы изменилась тматика детских рисунков: они приобрели мрачные, пессимистические тона. Особую проблему составляет детская преступность и выросшее за последние годы в 800 раз число детских самоубийств. Поэтому в задачу воспитания входит также возвращение ребенку оптимистического взгляда на мир.
Последний доклад сделала кандидат психологических наук И.Н.Мошкова, директор воскресной школы иконы "Живоносный Источник" в Царицыно (именно в этой школе были апробированы некоторые идеи, легшие в основу концепции). Она поделилась опытом ошибок, с которыми сталкивается воскресная школа и выделила наиболее общие:
- опасность того, что деятельность воскресной школы "растворится" в богослужебной деятельности прихода;
- опасность преподавания предметов без учета специфики детской психологии, которая требует иного подхода, нежели проповедь для взрослых;
- "харизматический" подход к детскому воспитанию, когда родители, желая воспитать детей православными христианами, сами не прилагают к этому достаточных усилий, а надеются на некую сверхдолжную помощь Божию или довольствуются редкими занятиями в воскресной школе. Воскресная школа должна стать семейной: недопустим подход, когда родители приводят ребенка в воскресную школу и просто "отдают" на воспитание - потому что без родителей невозможно по-настоящему решить никаких педагогических проблем;
- боязнь соприкосновения ребенка с миром, который "во зле лежит" без привития подросткам практических нвыков внутреннего сопротивления мирским невзгодам и соблазнам, попытка создать "духовную оранжерею" не дает положительного результата: закончив такую школу или гимназию и столкнувшись с внешним миром, ребенок испытывает стрх и испуг перед ним и не может быть по-настоящему "солью земли";
- опасность утраты духовной связи с реальной жизнью, когда подросток перестает понимать проблемы мира.
- опасность оторванности преподавания в воскресной школе от связи с наукой, без учета достижений современной педагогики и психологии.
По окончании пленарного заседания состоялось обсуждение положений Концепции на круглом столе в СПбДАиС.