ЗНАМЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ: 13 ДЕКАБРЯ

13 декабря в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства (СПбГУПМ)в первой половине дня состоялось пленарное заседание на тему "Христианство и культура", а после обеда начали работу несколько секций.
13 декабря в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства (СПбГУПМ)в первой половине дня состоялось пленарное заседание на тему "Христианство и культура", а после обеда начали работу несколько секций. На пленарном заседании с приветственным словом к участникам обратилась ректор СПбГУПМ В.Г.Воронцова. Затем пленарный доклад на тему "Наука и этика" сделал епископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии (СПбДАиС). В.А.Котельников, зам. директора ИРЛИ (Пушкинского дома) прочитал доклад на тему "Умоначертания русского человека: между религиозной и светской традициями". Было представлено еще несколько пленарных докладов.

      Во второй половине дня в СПбГУПМ состоялось заседание пяти секций.

      Работа секции N1 была посвящена теме "Идеал человека в современном человекознании и в христианстве". Заседания открыли студенты Cанкт-Петербургских духовных школ. Студент II курса СПбДА Д. Юревич прочитал доклад на тему "Некоторые аспекты библейской антропологии", в котором привел святоотеческое понимание библейского учения об образе Божием в человеке. Он указал, что человек в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета понимался как целостная личность. Термины "душа", "дух", "плоть", "сердце" использовались в Библии для указания на человека в целом, но при этом они подчеркивали определенный аспект человеческого бытия (слово "душа" указывала на человека как живое существо, слово "плоть" - на материальную, телесную составляющую человека, "дух" - на даваемую человеку от Бога жизненную силу, "сердце" - на внутренний интеллектуальный и чувственный мир человека и т.д.).

      Воспитанник 4 класса СПбДС Д. Кулигин сделал доклад "Понятие личности и индивидуальности в богословской литературе". Он сказал о двух способах соотнесения понятий личности и индивидуальности:

  • богословский, который понимает личность как противоположность индивидуальности. Индивидуальность мыслится как совокупность свойств природы, причем эти свойства могут быть одинаковы у разных индивидов. Личность превосходит природу, она вполне обладает ею и определяет ее. Личность может быть познана в процессе непосредственного общения, а описана лишь личностными свойствами, которые не повторяются, но оригинальны у каждой личности;

  • психологический, который предполагает, что личность является частью индивида.

Докладчик указал на необходимость принимать во внимание разницу в терминологии, используемой в обоих подходах.

      Доклад на тему "Религиозно-психологические аспекты понятия личности" прочитала доцент СПбГУПМ Л.Ф. Шеховцова. Она сказала о том, что обращенность человека к Богу, самому себе и ближним в обыденной жизни можно обозначить терминами "лик", "лицо" и "личина". Задача христианина заключается в том, чтобы отношение к ближним и себе носило такой же характер, как отошение к Богу: христианин должен стяжать "лик" и сохранить его при общении с другими людьми и при самоанализе. Л.Ф. Шеховцова также сравнила советский общественный строй с религиозной системой, в которой отсутствовало понятие Бога, но были различимы другие религиозные атрибуты.

      Психолог Ю.М. Зенько в докладе "Религиозно-психологические аспекты понятия личности", сказав о том, что личность человеческая как образ Божий есть тайна, указал на возможность выделить на практике несколько типов личности: духовный, душевный и плотской. А поскольку в соответствии со святыми отцами в душе человека можно усмотреть разумную, чувственную и волевую части, то можно говорить о доминировании в личности какой-либо из сторон души. В результате можно говорить достаточно подробной типологизации понятия личности.

      Преподаватель Свято-Тихоновского богословского института Елизабет Гассин сделала доклад "Понятие личности и души в христианской психологии: протестантсткий и православный аспекты", в котором проанализировала некоторые тенденции современной протестантской и православной психологии в США.

      В.М. Снетков из СПбГПУ представил доклад "Модель совершенного человека". Он сказал о необходимости учитывать различные уровни организации человека - от биологического до социального и духовного - для выработки правильных ориентиров в воспитании. Проф. МАИСУ Г.В. Ширяев в своем докладе представил подробный анализ книги Полозова "Древнецерковная антропология". Он указал, что автор этой книги не смог удержаться на православной позиции и в изложении невольно уклонился в оккультные понятия. Но, тем не менее, книга заслуживает внимания как ценный опыт построения раннехристианской антропологии.

      В этот же день в СПбГУПМ состоялось заседание секции N2 "Традиционная народная культура и воспитание", N3 "Духовное и физическое здоровье в традиции христианского воспитания", N4 "Естествознание и богословие - противостояние или диалог?" и N5 "Православная педагогика в светской школе: традиция и современность".