Тихвинская икона Божией Матери является одной из главных святынь русского народа. По преданию творцом ее был сам апостол Лука.
В V веке святая икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее воздвигли великолепный Влахернский храм. Известно, что она не раз таинственным образом исчезала из него и вновь появлялась. Однако в 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя и захвата его турками, икона исчезла из Влахернского храма навсегда. В это же время, как говорится в "Сказании о явлении и чудесах иконы Тихвинской", она явилась в новгородских пределах над водами Ладожского озера. Святой образ возникал еще в нескольких местах, пока не остановился над рекой Тихвинка. В честь этого икона стала называться Чудотворной Тихвинской. Именуют ее также "явленной", "небошественной" (то есть, шествующей по небу) и "водной".
Бытует и другое предание, согласно которому святая икона в конце XIV века была привезена из Византии на Русь новгородскими купцами. В этой версии отрицается и авторство Луки. Но не будем углубляться в этот вопрос -- пусть его решают эксперты. Ведь известно, что споры об авторстве некоторых великих произведений ведутся до сих пор. Достаточно упомянуть "Илиаду", "Слово о полку Игореве" или драмы Шекспира...
Крупнейший русский религиозный философ Евгений Николаевич Трубецкой считал перенесение Константинопольской иконы из Византии на Русь актом выдающегося политического значения. В своей работе "Россия в ее иконе" он писал: "Но еще раньше Москвы под впечатлением упадка веры в обеих древних Римах стал называть себя "новым Римом" Великий Новгород. Там зародились благочестивые сказания о бегстве святых и святынь из опозоренных центров древнего благочестия и о переселении их в Новгород: об иконе Тихвинской Божьей Матери, чудесно перенесенной из Византии в Новгород, и о столь же чудесном приплытии туда же на камне святого Антония римлянина с мощами".
На месте явления святой иконы впоследствии появился Большой Успенско-Богородичный мужской монастырь. Центральное сооружение обители -- Успенский собор был построен по указу великого князя Василия III. А его сын Иван IV Грозный часто ездил туда на богомолье и в 1560 году повелел построить монастырь.
Тихвинская икона была прославлена всевозможными чудесами, в том числе -- прозрением слепых, исцелением парализованных и глухонемых, припадочных и бесноватых. Особая слава пришла к Тихвинскому монастырю и его главной святыне после победы над шведами в Смутное время. Считается, что именно благодаря заступничеству Богородицы интервенты так и не смогли овладеть Тихвинским монастырем.
10 февраля 1617 года в деревне Столбово между Россией и Швецией был заключен мир, вошедший в историю под названием Столбовского. По этому договору России возвращались Великий Новгород, Старая Русса и другие северные города. Со стороны русских главной порукой мира был доставленный ими из Тихвина список с чудотворной иконы, являвшийся точной копией первообраза. Впоследствии этот список был привезен в Москву, в Успенский Кремлевский собор, а затем по просьбе новгородцев отправлен в Новгород, в Софийский собор.
Именно после заключения Столбовского мира Тихвинская икона становится общерусской святыней, и ее начинают почитать как покровительницу северо-западных рубежей России. По церковному календарю празднование в честь иконы Божией Матери Тихвинской совершается каждый год в день ее обретения, которое произошло 9 июля 1383 года по новому стилю.
Заключение мира со Швецией было первым крупным внешнеполитическим успехом только что взошедшего на престол юного царя Михаила
Федоровича, основателя династии Романовых. Памятуя об этом, Романовы всегда были особыми почитателями Тихвинского образа и считали своим не только христианским, но и фамильным долгом совершать поклонение великой святыне, посвящать ей щедрые дары.
В 1734 году Тихвин посетила императрица Анна Иоанновна. Она пожертвовала для иконы крупный, изысканной работы изумруд с вырезанным на нем Распятием. Великая княгиня Екатерина Павловна приложила к иконе дивной красоты бразильский топаз. А императрица Мария Федоровна пожаловала голубой сапфир в 80 карат.
8 июня 1798 года на поклонение святой иконе в Тихвин приехал Павел I с наследником Александром и великим князем Константином. Император с наследником торжественно перенесли Тихвинскую икону из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор, где она пребывала почти полтораста лет, вплоть до 1941 года. Это событие запечатлел на холсте художник Василий Истомин. Сейчас историческое полотно, датированное 1801 годом, находится в Русском музее.
Тихвинскую Богоматерь издревле считал своей покровительницей и род Шереметьевых. В 1803 году граф Николай Павлович Шереметьев преподнес иконе семикилограммовую золотую лампаду работы Франца Дюваля, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами. А сорок лет спустя уже сын графа, Дмитрий Николаевич Шереметьев, изготовил для иконы громадный подсвечник из серебра весом около 50 килограммов.
В царствование Николая I поток даров был продолжен. В Санкт-Петербурге для Тихвинской иконы изготовили золотую ризу весом около 9 килограммов. Она имела 4809 бриллиантов, 593 розы из бриллиантов, 141 алмаз, 5852 восточных жемчужины, 4 изумруда, 5 яхонтов, по 1 сапфиру и рубину, 2 бриллиантовые звезды с розами и крест, выполненный из 11 алмазов. Опись, как видите, скрупулезно точная. Однако местонахождение этого сказочно богатого оклада, как и других ценностей Тихвинского монастыря, в настоящее время неизвестно. А было бы очень интересно узнать, куда же все-таки подевались все эти сокровища?
Тихвинская икона пользовалась такой славой, что списки-копии с нее разошлись по России в огромном количестве. Да и в самом Тихвинском монастыре имелись еще три чудотворные иконы Богоматери. У каждой из них была своя история и ритуальные функции. Одна икона называлась Выносной, ибо ее выносили во время крестных ходов. Другая была написана на стене монастыря в память избавления от шведов. Третья именовалась Ополченною, поскольку в 1812 году была передана ополчению, выступившему против наполеоновских войск, а после разгрома французов вернулась в монастырь.
После Октябрьской революции Тихвинская обитель разделила трагическую участь большинства русских монастырей. Большевистские идеологи задались целью превратить Тихвин, куда стекались паломники со всей России, в "образцовый атеистический город". Образца не получилось, но в середине 20-х годов монастырь был закрыт и разорен. На его территории разместили воинский гарнизон. Позже часть монастырских построек, включая Успенский собор, была передана местному краеведческому музею. В 30-е годы Тихвинская икона все еще находилась в Успенском соборе, но, естественно, уже без золотого оклада. Сам образ не реквизировали лишь потому, что для Гохрана в то время иконы не представляли "особой материальной ценности".
В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо.
Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили и вывезли с территории монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская Богоматерь. Известно, что в тылу группы армий "Север", продвигавшейся к Ленинграду, находились эксперты оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг", охотившиеся за историко-культурными ценностями. "Искусствоведы" в фашистских мундирах сразу же безошибочно определили, что к ним попала уникальная реликвия. Дальнейшую судьбу Тихвинской иконы можно проследить по архивным материалам штаба Розенберга. Большой массив этих документов сейчас хранится в Киеве, в Центральном Государственном архиве высших органов власти и управления Украины. К сожалению, "киевская" часть архива Розенберга все еще мало доступна ученым и практически не исследована.
Первым делом эксперты Розенберга сочинили красивую легенду о спасении Тихвинской чудотворной иконы солдатами германской армии. Не исключено, что к созданию этого мифа приложил руку сам Альфред Розенберг, так как, по некоторым сведениям, он считал себя знатоком православных икон. Примечательно, что на Нюрнбергском процессе Розенберг даже несколько раз поправлял советскую переводчицу, считая, что она неточно переводит на немецкий язык названия некоторых русских икон.
По немецкой версии получалось, что солдаты вермахта во время трудного боя с риском для жизни вынесли Тихвинскую икону из горевшей церкви Вознесения Богородицы. Как бы там ни было, достоверно известно, что в начале 1942 года немцы доставили Тихвинскую икону в Псков. Здесь она была передана в распоряжение военной комендатуры и помещена в хорошо охраняемую оружейную комнату.
22 марта того же года, опять-таки по немецким источникам, Тихвинская икона была торжественно передана Православной церкви. Вполне очевидно, что это была тщательно спланированная пропагандистская акция, как сказали бы сегодня: чистой воды пиар. В действительности гитлеровцы и не думали возвращать похищенную святыню. По сути она находилась под арестом. Якобы в целях безопасности икона по-прежнему хранилась в военной комендатуре, в запертом стеклянном ящике. Только по воскресеньям в 9 часов утра ее доставляли на службу в Троицкий собор, а в 6 вечера конвоировали на прежнее место.
Ценные сведения о плененной святыне раскопал в архиве управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сотрудник ФСБ Станислав Бернев. Главным образом это агентурные донесения, показания свидетелей и публикации оккупационных газет. При сопоставлении найденных материалов с документами из архива штаба Розенберга каких-либо существенных расхождений мы не обнаружим. Я, конечно, имею в виду документальную основу, а не интерпретацию фактов.
В начале 1944 года, перед тем как бежать из Пскова, фашисты вывезли все имевшиеся там культурные ценности, включая и чудотворную икону Тихвинской Божией Матери. Ее увез в Ригу высокопоставленный сотрудник оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг" оберштурмфюрер Цвибель. Следует сказать, что в Риге тогда базировался один из филиалов оперативного штаба -- главная рабочая группа "Остланд". В Латвии Тихвинская икона была передана на попечение епископу Рижскому Иоанну (Гарклаву). Но уже через полгода владыка и его 15-летний сын Сергей вместе с немцами бежали через Данциг в Германию, прихватив с собой святую икону. В конце февраля 1945 года он прибыл в Ратибор.
Здесь следует кое-что прояснить. Дело в том, что, после того как авиация союзников разбомбила резиденцию оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг", располагавшуюся в берлинском округе Шарлоттенбург на Бисмаркштрассе, Альфред Розенберг эвакуировал большую часть своего персонала, а также награбленные в оккупированных странах Европы книжные собрания и архивные фонды в силезский городок Ратибор. Так что епископ Рижский Иоанн, надо думать, очутился в Ратиборе отнюдь не случайно. Все это говорит о том, что гитлеровцы до самого последнего момента старались не выпускать Тихвинскую икону из своих лап.
Окончание войны застало епископа Иоанна в Судетах, в чешском городе Яблонец, куда съехалось много православных священников из Прибалтики, включая архиепископа Даниила. Обсудив создавшуюся ситуацию, они написали коллективное письмо в Москву, патриарху Алексию с просьбой оказать им содействие в возвращении в СССР. Для пересылки письма по адресу они сдали его в советскую военную комендатуру города Яблонец. Однако прошло более двух месяцев, а патриарх все не отвечал. Авторам письма это показалось (и не безосновательно) плохим предзнаменованием.
В середине августа 1945 года группа православных священников во главе с епископом Иоанном перебежала в американскую зону оккупации Германии. Замечу, что американские войска тогда находились всего в нескольких десятках километрах западнее Праги. Советское посольство в Чехословакии тут же предприняло попытку возвратить беглецов. В Мюнхен был направлен завербованный НКВД протоирей Петр Кудринский, чтобы уговорить Иоанна и его товарищей возвратиться на родину. Однако миссия священника с гэбистским мандатом не увенчалась успехом.
Через некоторое время из американской зоны стали поступать агентурные донесения, что епископ Рижский Иоанн посещает лагеря перемещенных лиц и проводит там молебны перед иконой Тихвинской Богоматери. В эмигрантской прессе появлялись фотоснимки крестного хода с иконой, состоявшегося в лагере беженцев "Фишбек".
Недавно московский историк Татьяна Васильева обнаружила в фондах Государственного архива Российской Федерации правительственную переписку конца 40-х годов, касающуюся Тихвинской иконы. Председатель Совета по делам Русской Православной церкви, "по совместительству" генерал госбезопасности Георгий Карпов обратился 15 февраля 1949 года с письмом к заместителю председателя Совета министров СССР К.Е.Ворошилову: "В связи с сообщением и предложением т. Соколовского (Главнокомандующий Группой Советских оккупационных войск и Главноначальствующий Советской Военной Администрации в Германии. -- Прим. Н.П.) из Берлина о так называемой "чудотворной" иконе Тихвинской Божией Матери докладываю, что по наведенным справкам самая ценная риза с данной иконы с большим количеством камней была снята еще в период 1914--1918 годов и перевезена в Петроград, а затем вместе с другими государственными ценностями в г. Ейск".
Колоритная подробность: куратора религии от КГБ как заправского фарцовщика интересовали главным образом драгоценные камушки, а народную святыню он пренебрежительно именовал "так называемой "чудотворной". Замечу заодно, что в официальной советской переписке Тихвинскую Богоматерь для удобства именовали по первым буквам: ТБМ. Аббревиатура органично вписалась в привычный бюрократический ряд: МВД, МПС, ТБМ...
Получив соответствующие директивы из Москвы, маршал Соколовский 5 марта 1949 года направил письмо в адрес Главнокомандующего и Военного Губернатора США в Германии генерала Клея, в котором просил своего американского коллегу содействовать возвращению в СССР Тихвинской иконы Божией Матери. По предварительной договоренности в Мюнхен, где тогда находился епископ Гарклав, должна была направиться делегация от Московской патриархии для проведения идентификации Тихвинской иконы. Минфин даже выделил 4800 марок на эту поездку, оставалось купить билеты.
Но тут произошло нечто странное. Американцы вдруг без каких-либо вразумительных объяснений отказались от своих прежних обязательств и не разрешили представителям патриархии въезд в Баварию. В то же время епископу Иоанну срочно было предоставлено политическое убежище в США.
Здесь стоит сослаться на известного американского ученого, профессора Гарвардского университета Патрисию Кеннеди Гримстед. В своей новой книге "Trophies of War and Empire" ("Трофеи войны и империя"), презентация которой состоялась в апреле нынешнего года во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы, она говорит о том, что епископ Гарклав вывез Тихвинскую икону в Америку по подложным документам. Американская военная таможня оформила икону как малоценную копию XIX века.
Процесс реституции культурных ценностей, осуществлявшийся державами-победительницами на территории оккупированной Германии, охватывал период с 1945 по 1951 год. Как известно, в американской зоне, главным образом в Баварии, находилось наибольшее количество нацистских хранилищ с награбленными культурными ценностями. Осуществляя союзнический долг, США в первые послевоенные годы вернули Советскому Союзу свыше полумиллиона музейных предметов, вывезенных с оккупированной территории СССР.
Однако в то же время западные державы (США, Великобритания и Франция) подписали 5 августа 1946 года за спиной СССР секретный меморандум, в котором предусматривалось не передавать Москве культурные ценности, вывезенные из Прибалтики. С точки зрения американцев, формально к ним могла быть отнесена и Тихвинская икона. А в 1949 году реституционная политика союзников претерпела и другое изменение: культурные ценности было решено возвращать не правительствам, а частным лицам. Возможно, эти обстоятельства сыграли на руку епископу Рижскому Иоанну. Но это, конечно, только догадка.
В Америке Иоанну пришлось часто переезжать из одного города в другой. Он жил в Бостоне, Нью-Йорке и Детройте, а в середине 50-х поселился в Чикаго, где уже в сане архиепископа был настоятелем Свято-Троицкого собора вплоть до своей кончины в 1982 году. Тихвинскую икону он передал на хранение своему приемному сыну -- протоирею Сергию Гарклавсу, служившему в том же храме. Надо отдать должное покойному владыке, он всегда считал себя не владельцем иконы, а лишь ее стражем. Согласно его завещанию возвращение святыни в
Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.
На сегодняшний день сложились практически все условия для возвращения чудотворной иконы в Тихвин. В 1995 году Большой Тихвинский монастырь был передан церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. Ведутся реставрационные работы по восстановлению братского корпуса (то есть жилой части) обители. Однако нынешний держатель иконы протоирей Автокефальной Православной церкви в Америке Сергий Гарклавс почему-то не спешит выполнять волю завещателя.
Министерство культуры России по согласованию с Московской патриархией пыталось установить контакт с проживающим в Чикаго Сергием Гарклавсом. Ему было направлено официальное письмо. Но ответа из Чикаго не последовало. По долгу службы мне в 2000 году довелось несколько раз обращаться в россйское посольство в Вашингтоне с просьбой помочь связаться с Сергием Гарклавсом. Увы, эта задача оказалась непосильной и для сотрудникам нашего посольства. Закралось даже подозрение, не принял ли отец Сергий "обет молчания"?
Однако в июле прошлого года он сам неожиданно посетил Санкт-Петербург и Тихвин, о чем в министерстве культуры РФ узнали с опозданием из средств массовой информации, уже после отъезда гостя. В Петербурге он был принят губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым, а в Тихвине побывал в Богородично-Успенском монастыре и встречался с местной администрацией. По сообщению региональной интернет-газеты "Тихвин on-line", "тема возвращения тихвинской святыни на родину практически не затрагивалась". Говорят, что в частной беседе на вопрос, когда может состояться возвращение, отец Сергий ответил: "Когда ангелы подскажут..."
Позволю себе короткое послесловие. В 2003 году будет широко отмечено 300-летие Санкт-Петербурга. К этой дате планируется завершить восстановление знаменитой Янтарной комнаты. А вот позаботиться о возвращении на родину покровительницы северных земель -- Тихвинской иконы Божией Матери -- отцы города на Неве почему-то не подумали. Будем считать эту публикацию нашей подсказкой.
ИЗ ЖИТИЯ АПОСТОЛА ЛУКИ
Лука был гражданином Антиохии, греком, который, как и многие его земляки, перешел в христианскую веру. Его имя было Лукиос, но единоверцы звали Лукасом. В Антиохии, огромном и богатом городе, возникла одна из крупнейших общин новой религии, сыгравшая немалую роль в формировании христианства.
Некоторые историки предполагают, что Лука был вольноотпущенником, которому даровали свободу. Врач по профессии, он, как гласит традиция, занимался также живописью и неплохо разбирался в юриспруденции. Лука еще при жизни Христа воспринял непосредственно от Спасителя его учение и в числе 70 учеников был послан проповедовать Евангелие. Он первым запечатлел образы Богородицы, апостолов Петра и Павла, положив начало искусству иконописи.
В 62 -- 63 годах в Риме св. Лука написал одно из четырех Евангелий, в котором наиболее полно изложил все, что было известно современникам об Иисусе Христе. Позднее он написал книгу Деяний святых апостолов. Оба произведения обращены к неизвестному христианину по имени Феофил.
Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда св. Павла оставили все спутники, апостол Лука продолжал делить с ним трудности благовестнического подвига. После мученической кончины Петра и Павла святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Македонию, Грецию, Ливию и Египет. Существует предание, что он мирно скончался в 80-летнем возрасте. По другим сведениям, он мученически окончил земной путь в Фиваиде. Мощи св.Луки перенесены в Константинополь в середине IV века. Память его отмечается 18 октября.
С древних времен во многих странах существуют так называемые гильдии святого Луки. Он является покровителем врачей, хирургов, скульпторов, переплетчиков, златокузнецов, мастеров по витражам, вышивальщиков.
В первой половине прошлого века в России находились три иконы Божией Матери, приписываемые Луке -- Владимирская, Смоленская и Тихвинская. Смоленская пропала при невыясненных обстоятельствах в сентябре 1941 года. А главная святыня России -- Владимирская Божия Матерь -- пребывает сейчас в Москве. Существует предание, что она была написана Лукою на доске от того стола, за которым трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
http://www.explan.ru/archive/2002/27/s2.htm