АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ НАРТОВ
(1693 - 1756)
Основные даты жизни и творчества
Портрет Андрея Константиновича Нартова
Неизвестный художник, сер. XVIII века, холст, масло, 74 х 59 см.,
Коллекция Государственного Эрмитажа
28 марта (10 апреля) 1693 г. - родился в Москве, предположительно в семье ремесленника
1705 г. - поступил учеником в токарную мастерскую при Навигацкой школе (школе математических и навигационных наук)
1709 г. - назначен ответственным за "охранение" токарных станков Навигацкой школы в связи со смертью ее директора Иоганна Блеера.
1710 - 1712 гг. Изобрел механизированный суппорт для "персонных махин" - медальерных токарно-копировальных станков.
1712 г. -по указу Петра I отчислен из Адмиралтейств-коллегии Москвы и переведен в Петербург для службы в царской токарной мастерской (Токарне).
1717 г. - построил уникальный токарно-копировальный станок с механизированным суппортом, который мог модифицироваться из "медальерного" в "позитурный" или "боковой".
1718 - в конце июня 1718 г. по указу Петра I уехал за границу. Жил при дворе прусского короля Фридриха-Вильгельма, обучая его токарному искусству. Передал Фридриху-Вильгельму подарок Петра I - гильоширный станок и кубок слоновой кости токарной работы.
С декабря 1718 до октября 1719 г. - выполнял поручения Петра I в Англии: знакомился с последними достижениями в приборостроении и судостроении.
В октябре 1720 г. - отправился в Париж, где изучал устройство шлюзов, производство королевского Монетного двора, обсерваторию и т.д. Привез лестный отзыв о своих работах от Президента Французской академии аббата Биньона.
По поручению Петра Великого передал подарок для малолетнего короля Франции Людовика XV уникальный станок (1717 года) с тремя копировальными функциями: медальерной, гильоширной и боковой (скульптурной). Станок был исполнен Нартовым под рост 7-летнего короля, все детали махины были позолочены. К станку прилагались копиры с портретами отца и сына Людовиков, королевский вензель Франции и портрет регента Франции герцога Орлеанского. Нартов на глазах у членов Французской Академии наук выточил из слоновой кости все четыре медали. Уникальный "посольский дар", поразивший французских ученых, механиков и аристократов, сыграл не последнюю роль в решении вопроса о предоставлении России гарантий Франции при заключении Ништадтского мирного договора о завершении Северной войны со Швецией в 1721 году.
1720 г. - Осенью вернулся в Петербург, где продолжил работу над созданием двух токарно-копировальных станков (медальерного и бокового), с помощью которых предполагал вытачивать из слоновой кости Триумфальный столп во славу России, задуманный Петром I (в настоящее время парадный медальерно-копировальный станок воссоздан и демонстрируется на выставке в Петропавловском соборе). Работал над камнерезным станком (для отделки стен и шлюзов Кронштадтского канала). Стал личным токарем Петра I.
1721 г. - Закончил строительство "овалистого станка" (начат Георгом Занепенсом). Начал работу по вытачиванию Триумфального столпа: по копирам-цилиндрам и копирам-медальонам (авторы Б.К.Растрелли, Н.Пино и А.Нартов) вытачивались цилиндры и медальоны с изображением "баталий" из пальмового дерева.
1723 г. - 1724 гг. После смерти токаря-художника Франца Зингера стал руководителем царской Токарни, подал проект "Академии разных художеств". Сопровождал Петра I в поездках на Марциальные воды и на подмосковные "железные" заводы Миллера.
1725 г. - после смерти Петра I получил указание от Екатерины I завершить Триумфальный столп "… вечно достойный памяти его императорского величества, на котором будут изображены разные баталии".
1726 г. - 4 января завершил начатые Петром Великим большое паникадило и Животворящий крест из слоновой кости, в последствии по указу Анны Иоанновны и Святейшего Синода переданные в 1733 году в Петропавловский собор.
1727 г. - выехал в Москву на Монетные дворы "для сделания двух миллионов медных пятаков сохраняя прежний штемпель". В апреле вернулся в Петербург. После смерти Екатерины подал "Изъяснение" Петру II с просьбой не ликвидировать Токарню, а "содержать ее по прежнему".
1729 г. - Послан на Сестрорецкие заводы "для переделу в монеты двадцати тысяч пудов красной меди".. Вернувшись вскоре в Петербург, продолжал работу в Токарне до сентября 1733 г.
1733 - 1736 гг. - работал в Москве. Начал работу над рукописью "Театрум Махинарум", где привел чертежи и описания части машин и инструментов Токарни (завершена в 1755 г.).
1738 г. - изобрел два токарно-винторезных станка промышленного назначения с механизированным суппортом.
1739 - 1741 гг. - изобрел "махину для контролирования правильной торговли водкой", станок для печатания ландкарт, водоподьемную машину, подъемный механизм для Царь-колокола. Подал доношение об изобретении способа сверления "глухих" пушек, отлитых "без калибру". Перечислил 20 "нужнейших махин и инструментов… полезных артиллерии". Представил проект скорострельной батареи.
1742 г. - По указу Елизаветы Петровны назначен первым советником Академии, где оставался до решения созданной по его жалобе следственной комиссии.
1743 - 1750 гг. - вернулся на должность руководителя Инструментальной палаты. С этого времени работал преимущественно для Главной артиллерии. Изобрел способ отливки пушек при помощи медной трубы, разработал проект катальной горы в Царском селе, проект опорных частей шлюзовых ворот Кронштадтского канала, изобрел новое артиллерийское орудие "Единорог", предназначенное для стрельбы снарядами всех видов.
1753 - 1754 гг. - в собственном доме на 10-й линии Васильевского острова открыл первую в России "Механическую школу". Изобрел оптический прицел - "Инструмент математический с перспективною зрительною трубою и прочими к тому принадлежностями"
16 (27) апреля 1756 г. скончался. Был похоронен в ограде церкви Благовещения на 8-й линии Васильевского острова. В настоящее время его надгробие находится в Александро-Невской Лавре.