Вступительное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира

Примите мое сердечное приветствие в связи с нашей традиционной исторической встречей на Епархиальном собрании. Наша епархия очень обширна, занимает территорию нескольких маленьких государств, и если Чехию или Австрию можно проехать за час-два, то чтобы проехать от Луги до Лодейнопольского района, нужно часов 5, поэтому мы не можем встречаться так часто, как бы нам хотелось.

Дорогие отцы, матушки, братья и сестры!

Примите мое сердечное приветствие в связи с нашей традиционной исторической встречей на Епархиальном собрании. Наша епархия очень обширна, занимает территорию нескольких маленьких государств, и если Чехию или Австрию можно проехать за час-два, то чтобы проехать от Луги до Лодейнопольского района, нужно часов 5, поэтому мы не можем встречаться так часто, как бы нам хотелось. Кроме того, есть приходы, где всего один священник, и он должен быть в храме, посещать больных, все успеть сделать, пообщаться с братией и участвовать в праздничных богослужениях, и повидаться с архиереем, и это действительно трудно. Поэтому я считаю, что Епархиальные собрания, когда мы можем увидеть друг друга, - большая радость для нас.

Прошедший, 2003, юбилейный год был очень сложным. Я знаю, как трудно было справиться на местах с той нагрузкой, какая выпала здесь на нас в С.-Петербурге, и которая коснулась и вас. Тот год был историческим, и он остался у нас в памяти и церковным торжеством, и гражданским торжеством, и событиями, которые вошли в историю и помогли нам окрепнуть, помогли нам войти в сердца людей, потому что Господь благословил нам такие удивительные события, как принесение Благодатного Огня, принесение святых мощей, праздники, крестный ход на Дворцовую площадь (впервые за все годы после революции), который надолго останется у нас в памяти.

Год 2004 тоже оказался "загруженным", тоже оказался трудным, но с другой стороны, радостным и благодатным для нашей церковной жизни. Во-первых, мы праздновали 75-летие Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Потом праздновали 75-летие правящего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Наш "Церковный вестник" №5 за 2004 год опубликовал подробный отчет о праздновании этих юбилеев. Согласно Уставу нашей Церкви, я подал прошение Святейшему Патриарху и просил Священный Синод и Святейшего Патриарха определить мое дальнейшее служение: или отпустить меня на покой в связи с исполнением 75 лет, или благословить мне продолжать нести послушание. Священный Синод и Святейший Патриарх мне благословили продолжить служение. Вот выписка из журнала № 35 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года под председательством Святейшего Патриарха.

Слушали: Прошение преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия.

Постановили: Просить Преосвященного митрополита Владимира продолжить архипастырское служение в Санкт-Петербургской епархии.

Было у нас замечательное событие, которое составило целую эпоху в жизни Русской Православной Церкви - возвращение Тихвинской иконы Божией Матери. Я подробнее об этом расскажу. Святейший Патриарх Алексий меня благословил поехать в Чикаго и привезти древнюю святыню Северо-Запада на ее историческое место после 63-летнего отсутствия. По благословению Блаженнейшего митрополита Германа я взял с собой 4-х спутников. Мы были гостями Православной Церкви Америки, посетили Нью-Йорк, Кливленд, Чикаго. Для меня была особая честь и особая радость с 14 июня и по 9 июля быть неразлучно с Тихвинской иконой. До того это было для меня благодатно и духовно радостно, это была особая милость, особое благословение и большая честь - вернуть назад нашу святыню.

Потом мы праздновали 250-летие со дня рождения прп. Серафима Саровского. Это тоже большое событие, праздник был в Курске и Сарове.

Затем у нас был Архиерейский Собор, который показал, что уважение и доверие народа к Церкви растет. Приняв программу социального служения, мы пошли к людям, к их нуждам, и это оценили и правительственные круги, и деловые люди, и простой народ, и интерес и доверие к Церкви выросли. И теперь нас приглашают на разные мероприятия, иногда чисто гражданские, военные или дипломатические. Вчера, например, мы принимали участие в открытии нового консульства Финляндии, построенного по проекту и на деньги Финляндии. Это первое здание, которое построено иностранцами для своей дипломатической миссии, и место выбрано очень удачно - из окон этого консульства виден Спасо-Преображенский собор. Вместе с ктитором собора отцом Борисом и клириками собора я радовался тому, что у них появились такие хорошие соседи.

Наши представители почти каждый день принимают участие в мероприятиях, на которые нас приглашают, и иногда нам даже не хватает времени, приходится благодарить и вежливо отказывать.

Так что доверие к Церкви и авторитет Церкви выросли, и мы, конечно, рады тому, что живем в такое время, когда нас не преследуют. Иногда в СМИ появляется критика или клевета, но пресса этим и живет, и если она не будет ничего писать, ее закроют. Но, самое главное, авторитет Церкви в глазах общества, начиная от президента до рядового гражданина нашего Отечества, растет, и мы почти каждую неделю решаем вопрос об открытии или учреждении нового прихода, или о начале строительства нового храма или часовни.

Я очень рад, что мы с вами живем в такое доброе время и встречаемся в конце года, который принес нам много радости и утешения.

Я благодарю всех вас, отцы, за труды. Мы стараемся это подтвердить, и в наших контактах со Святейшим Патриархом мы стараемся благодарить наших клириков и мирян за их помощь. Вы помните, каким был этот зал, в котором мы находимся, и каким он стал - это тоже благодаря нашим мирянам, которые помогли нам его восстановить. Мы восстанавливаем Лавру, губернатор Санкт-Петербурга помогает нам восстановить весь фасад Лавры. Мы восстанавливаем храмы и соборы. Господь благословил нам, как говорит Святейший Патриарх Алексий, "собрать камни", которые были в свое время разбросаны, политы слезами наших отцов и дедов и кровью новомучеников.

Я желаю всем сегодня плодотворной встречи, плодотворных успехов, чтобы эта встреча осталась у нас в памяти как доброе благословенное единение всех клириков и мирян нашей епархии. И доброе наше общее устремление служить Господу, Его Святой Церкви, служить своему народу и пользоваться той милостью, которую Господь нам посылает после многих лет испытаний и скорбей.

Всем доброго здоровья и успехов!

Теперь прессу прошу нас оставить, у нас начинается рабочая часть нашего собрания, которая носит закрытый характер.

Итак, мы говорили о том, что и Святейший Патриарх Алексий, и ваш правящий архиерей отметили 75-летие. Будет издан фотоальбом, изготовленный по случаю моего 75-летия. Те, кто сумеют его получить и хранить в своей библиотеке, получат огромное удовольствие, потому что в нем будет показано отношение граждан нашего города к Церкви. То, приветствие, которое было устроено для меня, касалось всей Церкви, потому что "один в поле не воин", и все, что мы имеем, наши достижения и успехи - это результат нашего общего труда, нашего общего служения. Я благодарю всех вас за труд, который вы вкладываете в свое пастырское служение. И когда я докладывал Святейшему Патриарху о том, как вы трудитесь, я прямо говорил, что иногда наши батюшки творят чудеса. Собственных средств у нас нет, источников финансирования у нас нет, но удается найти людей и по-братски, дружески убедить, что мы нуждаемся в возрождения памятников культуры, возрождении церковных святынь, чтобы новое поколение, которое придет после нас, понимало смысл того, ради чего наши отцы и деды страдали, а многие из нас тоже пострадали, и ради чего Господь помиловал нас и благословил нам вернуть к жизни то, что было ранее недоступно.

С 14 июня по 9 июля по благословению Святейшего Патриарха Алексия я в сопровождении 4-х клириков совершил путешествие в Соединенные Штаты Америки. Нас очень хорошо принимали: вплоть до отъезда из США с Тихвинской иконой, мы были гостями Блаженнейшего Германа, митрополита всей Америки и Канады. Нас принимали, показывали нам святыни, православные приходы, устраивали в нашу честь приемы. Когда я ехал в Америку, думал, что американские православные христиане встретят нас с недоверием - мы приехали забрать святыню, которую они не всем даже показывали. Я переживал, что будут протесты против возвращения иконы. Они со слезами на глазах провожали икону, но с какой любовью они нас принимали и радовались тому, что святыня вернется домой. Этот акт возвращения иконы послужил сближению американского и российского народов. У нас остались воспоминания о трудных отношениях между нашими странами, но то были политические вопросы. А здесь народ отошел ото всех исторических сложностей, какие были между нашими странами, не стал о них думать и вспоминать, а принял нас как представителей великой России и великой Церкви, и с радостью и любовью вернул нам нашу общую святыню.

Когда я был у отца Сергия Гарклавса, хранителя иконы, дома, грусть была на лицах его домашних. Но они нас приняли, напоили чаем, накормили, и когда я прощался с ними, то сказал им, что входя в дом, волновался, думая, как меня примут. А меня приняли, напоили, накормили, благословили и с любовью отпустили.

С 14 июня по 9 июля я каждый день был рядом с иконой. Первый раз я увидел ее в храме, в Чикаго, взгляд Богородицы был скорбный, и трудно было на нее спокойно смотреть. Но вот мы привезли икону через Ригу и Москву в С.-Петербург и встретили ее на Мурманском шоссе, солнышко осветило икону, и когда мы стали прикладываться, то все увидели, как Божия Матерь нам улыбалась. Это удивительное зрелище! Когда она была далеко, она скорбела, а когда ее привезли домой, у нее было радостное лицо, и все, кто прикладывался, были поражены этими переменами - образ Владычицы, как живой, реагировал на все происходящее и на то, что мы переживали. Она нам как бы отвечала и утешала нас.

Когда переносили икону из Александро-Невской лавры в Казанский собор, было огромное шествие. Когда привезли икону на поезде в Тихвин, весь город вышел встретить ее и проводить до обители. И можно было увидеть и почувствовать ту любовь и веру, с какой народ пришел к своей Владычице, и как он ее встречал.

Отец настоятель Тихвинского монастыря говорит мне, что прибавилось количество паломников, и что приезжают несколько автобусов в день не только паломников, но и туристов.

Общими усилиями обитель была приведена в порядок, были проведены огромные работы, многое восстановлено, многое сейчас восстанавливается. Мы рады, что нас Господь благословил вернуть икону на ее историческое место, и что Тихвинский монастырь снова начал жить полной жизнью. Потом, когда будут отремонтированы кельи для братии, количество монашествующих увеличится, и со временем вся обитель, видимо, будет передана монастырю, но то, что мы уже получили - это большое достижение. Когда 9 июля мы праздновали день Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Алексий ночевал в монастырских кельях, хотя для него были сделаны отдельные покои. Есть в Тихвинском монастыре и зал для приемов, и Владыка Климент сказал, что таких пока сегодня он знает 4: один в Московском Кремле, один в Калужской епархии, где-то еще один, а наш 4-й. Это огромный зал на 300 человек. Такое редко встретишь.

Это эпохальное событие, и мы все считаем, что на это было особое Божие благословение, Владычица нам помогала и благословила.

Есть у меня еще один документ, который мне вручил Владыка Климент. Когда мы привезли Тихвинскую икону и служили первую литургию в Тихвинском монастыре, по моему представлению Святейший Патриарх Алексий наградил настоятеля Тихвинского монастыря игумена Евфимия (Шашорина) крестом с украшениями, а моего личного секретаря священника Сергия Куксевича золотым наперсным крестом за труды по организации реставрации и подготовки монастыря к празднованию. Я вас, отцы, поздравляю.

20 и 21 июля в Курском соборе праздновали 250-летие со дня рождения прп. Серафима. В Курсе был возвращен храм, который отреставрировали и сделали кафедральным собором. В Курск привозили мощи прп. Серафима Саровского, там принимали участие в богослужении представители духовенства центральных областей, было много паломников. Это тоже эпохальное событие, и оно для нас очень важно, потому что мощи прп. Серафима Саровского обнаружили у нас в Казанском соборе С.-Петербурга, где они тайно хранились до времени. И нынешний Святейший Патриарх (тогда митрополит Ленинградский и Новгородский) возвращал мощи на их историческое место.

19 августа мы праздновали 250-летие Спасо-Преображенского собора С.-Петербурга. Было замечательно то, что настоятель и председатель Приходского Совета так восстановили и отреставрировали собор, что храм к празднику выглядел новым, цветущим, ярким, нарядным, красивым! Работы были проведены на таком высоком уровне, что какой бы вы ни взяли образ, или лепку, или позолоту - все было восстановлено с великолепным изяществом и совершенством. Я думаю, что собор со дня своего основания никогда не был таким красивым и изящным. Мы благодарили всех клириков Спасо-Преображенского собора и всех, кто им помогал, за то, что к своему юбилейному году они привели собор в идеальное состояние.

С 3 по 8 октября в Москве, в Храме Христа Спасителя и Троице-Сергиевой лавре, состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором были затронуты многие вопросы нашей внутренней жизни, наших канонических устоев, наших святых угодников, наших переговоров с братьями из Русской Православной Церкви Заграницей и о нашей внешней деятельности.

Сейчас много людей уехало за пределы нашего Отечества, и по их просьбе там открываются новые часовни и храмы, чтобы русские люди могли там молиться. В этом плане проделана очень большая работа.

Архиерейский Собор начался богослужением в Храме Христа Спасителя. В нем принимали участие почти все архиереи Русской Православной Церкви. Была проведена большая подготовительная работа. Святейший Патриарх выступил с докладом на Соборе, доклад опубликован в 10 номере "Журнала Московской Патриархии". В этом же журнале статьи с фотографиями Собора: в Храме Христа Спасителя, в Кремле на приеме у Президента Российской Федерации и другие.

Каждый Собор - историческое событие. На предыдущем Соборе мы приняли документ о Социальной доктрине РПЦ, и теперь видим, какие это приносит плоды. Сейчас к нам стали относиться серьезно, и даже в таких делах как борьба с наркоманией и алкоголизмом, к нам обращаются за помощью.

Кроме доклада Святейшего Патриарха, с докладами выступили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (о канонизации святых угодников), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл делал сообщение о деятельности Отдела Внешних Церковных Связей. Им было сделано интересное сообщение о переговорах с представителями Русской Православной Церкви Заграницей. Наши американские соотечественники понимают, что нельзя жить в разделении с Матерью-Церковью. Произошли политические перемены, которые убрали все преграды между нами. Другие преграды также потихоньку стираются. Мы согласились, что у нас нет видимых препятствий для объединения. Есть какие-то привычки, есть наслоения, у кого-то за океаном есть опасения потерять власть. Есть у кого-то опасения потерять место. Были случаи, когда в нашей Церкви запрещали священника за недостойное поведение или нарушение канонических правил, а там его принимали, с одной стороны, в пику нам, а с другой стороны, считали, что люди страдают по каким-то политическим причинам. Канонически такие святители недостойны служения, и мы не можем их принять.

Есть и другие мотивы. Например, у какой-то группы людей остался старый взгляд на отношения Москвы и Вашингтона. Естественно, что главой Церкви останется Святейший Патриарх Московский, и тут у них возникает вопрос: как это может быть, что "из Кремля" Патриарх будет руководить нашими американскими клириками. Хотя он же не руководит, он - священноначалие, он благословляет на служение, а все остальные вопросы решаются на местах.

Когда мы стали понимать друг друга, нашли общий язык, вдруг кто-то испугался, что процесс идет слишком быстро, надо немного подождать. Американские наши братья просили нас не делать письменных заявлений, потому что когда они вернутся домой, им придется отчитываться. Но канонические правила все знают. Если Святейший Патриарх - Московский и всея Руси, то его нельзя назвать Аляскинским или Вашингтонским.

Связующим звеном в переговорах является Архиепископ Берлинский Марк. Он жил в Берлине, он знает все политические и церковные тонкости, он общался со всеми нами. Какие-то еще есть люди, которые не очень рады нашему объединению.

Мы до минимума сократили наше участие во Всемирном Совете Церквей, потому что там стали принимать решения, с которыми мы никак не можем согласиться.

Но с отдельными Церквами у нас хорошие отношения, например, с Евангелическо-Лютеранской Церковью. Они не претендуют на наших приходы и наших людей. И с ними у нас никаких проблем нет.

Владыка Климент делал доклад о церковных наградах.

Потом было несколько групп: богословие и богословское образование, молодежное служение и религиозное образование, миссионерское служение и работа с военнослужащими, церковная благотворительность и издательство, богослужебная комиссия и монастырская жизнь.

На Соборе было обращено внимание на то, что мы должны совершенствоваться и расширять наше служение людям. Говорилось о законодательстве, о том, что мы стараемся получить землю и недвижимость, решить вопрос с налогами. Целая армия юристов занимается этим вопросом. Святейший Патриарх много прилагает усилий для того, чтобы Православную культуру преподавали хотя бы факультативно в учебных заведениях. Без этого нельзя. На днях Святейший Патриарх отметил, что не могут граждане России, выросшие на культуре Православия, жить, не зная Православия. Мы должны знать культуру наших отцов, мы должны знать почву, что нас вырастила и дала столько святых подвижников. Но есть люди, далекие от Церкви, которые боятся, что мы слишком укрепимся, и слишком многое возьмем в свои руки. Мы же мечтаем только о том, чтобы свободно молиться и служить людям.

Был разговор о духовных школах. Сначала начали открывать при епархиях училища и семинарии, не проверив своих сил. Но спешить в этом деле нельзя. Нужно начинать с малого: сначала Духовное училище, поработать, подготовить кадры. Бывали случаи, когда открывали Семинарию, и ректор Семинарии был единственным человеком, окончившим Семинарию, а остальные все любители, светские люди.

Обращено было внимание на наш быт. В качестве примера был приведен священник, который на приходе живет скромно, храм в запущенном состоянии. Но ездит на дорогой иномарке, дети учатся заграницей, имеет великолепную дачу. И нам было сказано внимательно следить за храмами. Пусть священник не бедствует, не ходит пешком, но храм должен быть в порядке.

Также шла речь о том, что условия изменились, но наши взгляды на приходскую жизнь остались прежними. Когда я рукополагался в 1953 году, то нельзя было принять монашество в приходе, надо было ехать в монастырь, а монастырей было мало. Сейчас положение изменилось, монастыри есть в каждой епархии, но в приходах служат монашествующие священники. Иногда это вызывает благоговейное отношение, а иногда и смущение, если возле него начинают кучковаться "поклонники", инокини, монахи, и начинаются рассуждения, что не надо ИНН, новых паспортов и т.д. Поэтому было сказано, что монахи должны быть в монастыре.

Нам было сказано, что некоторые настоятели монастырей при постриге перешагивают через послушничество и иночество, и их сразу постригают в мантию. Человек должен быть некоторое время иноком, послужить год-другой (другой вопрос, если он окончил духовную школу, и за время учебы успел себя положительно зарекомендовать). Если же кого-то сразу же постригают в монашество, а он (или она) потом переходит из монастыря в монастырь, то появляются бродячие люди, не признающие священников.

Было сделано сообщение о церковном суде. В некоторых православных Восточных Церквах есть церковный суд во главе с правящим архиереем. У нас этого пока нет, но в некоторых епархиях церковный суд уже действует и занимается делами о канонических нарушениях. Есть временное положение о церковном суде. Если кто-то на приходах готов начать церковное судопроизводство, мы в качестве эксперимента готовы поддержать это. Когда мы на практике познакомимся с судопроизводством, и будет выработан окончательный документ, то институт церковного суда прочно войдет в Церковь и поможет нам управлять Церковью.

На Соборе было обращено внимание на то, что наши священнослужители не хотят читать "Журнал Московской Патриархии" и местные епархиальные журналы. Мы всегда дорожили информацией, приходящей из Патриархии, потому что это нам помогало в церковной практике. И когда сейчас приход не подписывается ни на один экземпляр журнала, это мне непонятно. Официальный печатный орган - это источник информации для нас. Я не представляю себе священника, у которого нет "Журнала Московской Патриархии", нет нашего епархиального "Церковного вестника", нет "Православной Энциклопедии". Это же такое богатство, мы все мечтали о "Православной Энциклопедии", а сейчас, когда она уже издается, священники не обращают на нее должного внимания. Я буду следить, чтобы каждый священник подписался на журналы, иначе никакие ваши просьбы не будут удовлетворяться. Атеисты нас называли темными безграмотными мракобесами, так надо показать людям, что мы церковно образованные, что хорошо знакомы с церковной литературой. Нужно иметь творения святых отцов, их толкования на Священное Писание. Чтобы проповедовать, нужен материал для проповеди. Церковные праздники повторяются из года в год, но проповедь не должна повторяться ежегодно, и в этом вам поможет литература: где-то вы позаимствуете мысль у святого отца, где-то у Патриарха, а где-то у своего собрата.

Я сожалею, что закончилось мое время. Спасибо вам за внимание. Желаю вам всем помощи от Господа в служении. И еще раз повторяю, я сердечно благодарю вас за ваши труды. Делаете вы, действительно, очень много. И благодарю вас за ваши молитвы; как видите, мне исполнилось 75 лет, и ваши молитвы меня хранят и держат в форме, я могу служить наравне с молодыми священниками и диаконами. Спаси вас Господи!