Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, уважаемые члены Епархиального Совета, дорогие отцы, братья и сестры!
Жизнь духовных школ, находящихся на канонической территории Санкт-Петербургской епархии, идет своим чередом. Новое:
Благополучно завершилась реформа Духовной Семинарии, которая стала из 4-летнего учебного заведения 5-летним. Постоянно прорабатываются механизмы с тем, чтобы мы получили признанный статус высшего учебного заведения. Пока что наша Семинария является высшим учебным заведением de facto, но de juro такого признания нет ни в Церкви, ни в государстве. Должен сказать, что многие выпускники 5 курса Семинарии пишут дипломные работы, защищают их на заседаниях кафедр, некоторые дипломные работы соответствуют уровню кандидатских диссертаций. Активизировалась жизнь кафедр. Мы здесь существенно опередили такие крупные духовные школы как Московскую Духовную Академию, Киевскую Духовную Академию, не говоря уже о Минской и о других. В этом плане научный и учебный процесс у нас идет существенно лучше.
Идет полным ходом реформа Академии. Сейчас расписание довольно пестрое. 1-й курс Академии занимается по программам 2-х отделений: Богословского и Библейского. 2-й курс Академии занимается по программе Богословского отделения, а 3-й и 4-й курс Академии занимается по старым программам 4-летней Академии. Сейчас все студенты 1-х курсов берут темы диссертационных и дипломных работ, которые сначала обсуждаются на заседаниях кафедр, кафедры вносят коррективы, рекомендуют Совету, Совет утверждает темы. Введена система предзащит, как в светских ВУЗах. Предзащиты проходят на заседаниях кафедр, и если кафедра не находит ничего стропотного в этом сочинении студента, то оно допускается на Совет. Очень часто кафедры рекомендуют дорабатывать сочинение, и у студентов есть возможность ликвидировать замечания, высказанные научным руководителем, и благодаря этому диссертации поступают на Совет уже готовыми, а не сырыми, как иногда было раньше.
В Академии по-прежнему ведутся постоянные ремонтные работы. Самая значимая и крупная из которых - это замена теплоцентрали, которая давно уже была проложена, практически вышла из строя. Беда заключается в том, что эта теплоцентраль проходит под жилыми зданиями. Представьте себе трубу диаметром 60 см., которая питает несколько кварталов нашего города, и если эта труба взрывается, то что произойдет с жилыми помещениями нашей Академии? Мы долгое время вели переписку с соответствующими инстанциями, и через 4 года наших неотступных требований, все-таки начались большие работы. Но, к сожалению, все эти ремонтные работы, как обычно у нас бывает, ведутся в зимний период, а новую теплотрассу провели в нашем академическом скверике.
Вчера и позавчера проходили очень крупные заседания по линии Учебного комитета. Кроме того, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, была создана Комиссия, которая будет заниматься внедрением в жизнь решений Архиерейского Собора 2004 года и в связи с этим скорректирует учебные программы и выработает новую концепцию на будущие 4 года до следующего Архиерейского Собора. Позавчера на базе Московской Духовной Академии состоялось заседание Синодальной Богословской комиссии, в котором на расширенном пленуме присутствовало 40 человек. Заседание проходило под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, патриаршего экзарха всея Белоруссии, председателя Синодальной Богословской комиссии.
Были выработаны:
- задачи развития и координации церковной науки,
- диалог со светской наукой (задачи, проблемы, формы),
- актуальные проблемы современной церковной жизни.
Я немного прокомментирую этот факт. Например, мы обсуждали текущие и будущие конференции на 4 года, и была предложена одна из тем - провести совместную конференцию с университетом в Америке, штат Принстон, на тему: "Американское богословие ХХ века". И даже такой опытный маститый деятель экуменического движения, каким является всеми нами уважаемый профессор Алексей Ильич Осипов, и тот отметил, что "экуменизм тихонько умирает, зачем его тревожить?". И большинство членов высказалось против этой конференции.
Самое важное то, что мы рассмотрели целую группу вопросов. Первая группа вопросов связана с 6-м пунктом Определения Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни. Сочтено необходимым повышение уровня научной работы, проводимой в духовных учебных заведениях: Семинариях и Академиях. В связи с этим важной задачей представляется общецерковная координация научно-исследовательской деятельности, организационная и материальная поддержка церковных школ.
Что касается нашей Академии, тот это постановление к нашей школе меньше относится, чем к другим школам, потому что требования к диссертационным и дипломным работам в нашей школе традиционно было строгим, а после того, как был введен механизм предзащиты на кафедрах, обсуждения, апробации на кафедрах, стал еще строже. Естественно, это привело к тому, что количество защищаемых работ стало меньше, но они стали существенно лучшего качества. Что же касается дипломных работ, защищаемых семинаристами, то некоторые из них настолько хорошие, добросовестные и талантливые, что их можно смело представлять как старые кандидатские диссертации.
Важным фактором дальнейшего развития богословия, церковной науки в духовных школах и духовного образования следует считать усиление общецерковной координации в данных направлениях. Не секрет, что часто научные работы дублируются в Московских, Санкт-Петербургских духовных школах, Свято-Тихоновском Гуманитарном университете, в Университете имени Иоанна Богослова, которым руководит проф. архим. Иоанн (Экономцев), и Библейском Богословском институте. Это приводит к нерациональному распылению церковных средств.
Также было отмечено, что развитие науки невозможно на голом энтузиазме, для ее осуществления требуются немалые ресурсы. Отрадно, что это обстоятельство особенно отмечено в Определении Архиерейского Собора. Но не указано, откуда взять эти ресурсы. Важно обсудить, каков мог бы быть источник этих средств и механизм их получения. Предлагались различные варианты. Например, профессор диакон Андрей Кураев сказал, что до революции свечные сборы с храмов шли на содержание семинарий в епархиях. Также за семинариями и академиями закреплялись какие-нибудь храмы. Кроме того, проводились такие акции, как скажем, Епархиальное Совещание или Совет постановляли, что кружечный сбор в честь праздника, например, Трех святителей или ап. Иоанна Богослова, направляется полностью на содержание духовных школ. Предлагались и другие варианты. В Патриархии нет достаточных средств, Святейший Патриарх Алексий заявил, что если раньше Московскую Духовную Академию и Семинарию (а там только студентов стационара свыше 700 человек) финансировала Троице-Сергиева лавра, и поэтому мы получали более или менее достаточное количество средств на содержание своих духовных школ, то теперь Лавра не в состоянии финансировать огромные московские духовные школы, и снова возникает проблема, которая может привести к тому, что бюджет Санкт-Петербургских духовных школ будет урезан. Поэтому надо изыскивать и другие финансовые возможности. Следует сказать, что мы практически полностью финансируемся из Патриархии, добровольные пожертвования составляют около 1% от нашего бюджета.
Вторая группа вопросов Синодальной богословской комиссии связана с разработкой итогового документа, а именно для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения Ею достойного Ее положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также развития самого церковного богословия и образования следует акцентировать и активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой. В связи с этим соответствующее направление деятельности Синодальной Богословской комиссии считать приоритетным. Таково постановление Архиерейского Собора. Здесь Санкт-Петербургские школы тоже существенно опередили все школы Русской Православной Церкви, в том числе и московские. У нас сейчас преподает 14 профессоров, многие из них - это цвет профессорского состава ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга. У нас существует межвузовская ассоциация "Покров", председателем которой избран ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Архиепископ Константин. В "Покров" входит 14 ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга. То, что в других школах еще является приоритетной перспективной задачей на будущее, у нас уже функционирует 2 или 3 года. Другое дело, что желательно, чтобы это функционирование было более активно. Но, тем не менее, скажу, что проводимые Санкт-Петербургской Духовной Академией и Семинарией конференции совместно с другими ВУЗами Санкт-Петербурга уже стали многолетней хорошей традицией. Самые крупные из них - это Покровские чтения, приуроченные к Покрову (проводим, в основном, с Санкт-Петербургским Педагогическим Университетом им. Герцена, подключаются и другие, при попечении Совета Ректоров и других организаций Санкт-Петербурга), мы проводим Знаменские чтения, приуроченные к празднику Знамения (основные учредители - наша Академия и Университет Педагогического мастерства, участвуют и другие), Татьянинские чтения, которые в этом году будут уже проходить 7-й год, уже приобрели характер межрегиональной Конференции. Так что мы здесь идем впереди всех духовных школ Русской Православной Церкви.
Вчера в Храме Христа Спасителя состоялось еще одно совещание. Из аппарата Управляющего делами Московской Патриархии я получил следующее письмо: "Настоящим извещаю, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II включил Вас в состав комиссии по подготовке концепции духовного образования в Русской Православной Церкви. Указ №6300 от 16 ноября 2004 года. Первое заседание комиссии состоится в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя 24 ноября в 12 часов."
Были оговорены проблемы. Ранее мы выработали концепцию на 2004-2008 год, но эта концепция в значительной степени носила декларативный характер, кое-что в ней было малореально. Т.е., как мы считаем, планка была поднята слишком высоко, и поэтому мы обсудили наши реальные задачи - то, что мы сможем конкретно сделать за эти 4 года. Одним из интересных моментов было учреждение нашего "церковного ВАК'а" - церковной Высшей аттестационной комиссии, куда бы мы направляли наши дипломные работы и диссертации, и которая бы в централизованном порядке утверждала степени кандидата, магистра богословия, а также звания доцента и профессора.
Серьезной проблемой является недостаток высокообразованных церковных кадров при значительном количестве духовных школ. Уже все пришли к однозначному заключению, что духовных семинарий больше открывать не надо. Вопрос уже не в количестве, а только в качестве. Единственное, где нужно открыть еще какую-то семинарию - это для региона Дальнего Востока. Даже в Западной Сибири семинарий достаточно.
Благодарю вас за внимание.