Достопочтимое собрание!
Ревизионная комиссия приходит на каждый приход для того, чтобы, прежде всего, помочь настоятелю разобраться в той ситуации, которая возникает у него в финансовой, в хозяйственной или в богослужебной деятельности. Поэтому мне хотелось бы сказать большие слова благодарности Вам, дорогой Владыка, за то, что Вы всегда даете ревизионной комиссии очень правильных и нужных консультантов.
Жизнь каждого прихода очень сложна, потому что у нас по сей день еще не существует должной документации, а наши отношения с государством пока еще строятся больше на эмоциональном уровне. И Церковь, и государство вырабатывают правовые формы существования друг с другом.
Хочется отметить и поблагодарить тех настоятелей, у которых на приходах работала ревизионная комиссия. Как правило, они прислушались к указанным недостаткам, исправили ситуацию, и, конечно, все это благодаря опять таки нашему Владыке.
Дорогой Владыка, Вы для нас явили пример, как должен поступать настоящий архипастырь. Когда ревизионная комиссия показывает документы, за которые в светских учреждениях следует наказание, то Владыка, как отец, всегда дает возможность священнику исправить финансово-хозяйственное или экономическое положение прихода. И вот здесь очень важна та воспитательная черта, которую Вы, Владыка, показываете всем нам, прежде всего членам Епархиального Управления.
Владыка говорил о "Журнале Московской Патриархии", и мне тоже хотелось бы сказать о журнале, который многие из вас знают - это журнал "Приход" - церковный финансово-экономический вестник. Очень хороший журнал. Там есть ответы на многие финансовые, юридические, административные вопросы, которые возникают на наших приходах, поэтому настоятели должны иметь этот журнал в своем пользовании.
Большое спасибо членам нашей ревизионной комиссии, которые, по благословению Владыки, работали на протяжении этого времени. Ревизия сама по себе - дело неблагодарное. Всегда очень трудно смотреть на священника, который старается показать тебе те или иные финансовые документы, которые не соответствуют нормам. И всегда вольно или невольно члены ревизионной комиссии тоже видят себя в этих священниках, потому что трудно найти приход, где все было бы благополучно. Я думаю, что если даже на наш приход в Софийский собор придет ревизионная комиссия, то тоже будет найдено очень много недостатков.
Но главное, дорогие отцы и братья, в том, что за это время мы научились вести переговоры с нашими государственными структурами. Мы научились разбираться в финансовых документах. Заметно повысился профессиональный уровень бухгалтеров и казначеев. И это - свидетельство того, что мы когда-нибудь достигнем нормального финансово-экономического положения, которого требует от нас сегодня наше общество.
Те храмы, где не было ревизии, а мы ревизию проводим только по благословению Владыки, тоже должны понимать, что сегодняшний день требует от них особого внимания в ведении документации, особого внимания в отношениях со своими благотворителями. Поверьте мне, что многие благотворители, которые оказывают помощь тому или иному храму, потом разочаровываются - не в том, что они оказали помощь, а в тех взаимоотношениях, которые у них складываются с настоятелями. Сейчас мы с вами слышали о том, что скоро у нас будет церковный суд. Представьте, какое количество заявлений может пойти в этот церковный суд. Это уже будет не просто ревизионная комиссия, которая посмотрит, даст свое заключение Владыке, и Владыка примет какое-либо решение. А это будет решение судей. Мне хотелось бы, чтобы вы строили свои взаимоотношения с благотворителями на юридической основе. Конечно, приятно получить пожертвование в конверте, когда не спрашивают, на что ты его будешь тратить. Но у человека все равно внутри остается определенное мнение, что он совершил пожертвование для данного храма, и он нуждается в том, чтобы перед ним отчитались. Хотя внешне он скажет: "Батюшка, на твое усмотрение", но, тем не менее, мы должны отчитываться за каждую полученную жертву. И самое лучшее, если она не просто размывается в каких-то разных делах, а если пожертвование идет на конкретную целевую работу по восстановлению храма.
Хотелось бы, чтобы настоятели, которые восстанавливают свои храмы, больше обращали внимания на работу своего Приходского собрания. Не Совета, с которым мы сталкиваемся каждый день (бухгалтер, ревизионная комиссия), а именно Приходского собрания. Было время, когда чтобы зарегистрировать приход, необходимо было набрать любых 10 человек. Сейчас уже не нужно набирать в Приходское собрание недееспособные единицы. Сейчас каждый член Приходского собрания должен быть очень дееспособным человеком, который оказывает конкретную помощь храму, принимает активное участие в жизни прихода. Мой совет вам, дорогие отцы, которые являются председателями Приходских советов: старайтесь больше функций отдавать членам Приходского собрания. Рано или поздно вам придется отказаться от хозяйственно-экономических вопросов. И когда храм будет восстановлен, вам нужно передавать то, что вы сделали, в управление Приходскому собранию. Поэтому приходское собрание должно быть профессиональным - это должны быть наши благотворители, наши благодетели. Всегда так в Церкви и было, что основная обязанность священника - это отвечать за богослужение, а финансово-хозяйственные вопросы - это работа и ответ перед Богом членов Приходского собрания.
Благодарю за внимание.