Доклад игумена Александра (Федорова), настоятеля храма св. вмц. Екатерины в Академии художеств г. Санкт-Петербурга, председателя Архитектурной комиссии Санкт-Петербургской Епархии

Наша комиссия, по благословению Владыки, существует уже более 4 лет. В ее задачи входят многие функции, но самое активное, чем приходится заниматься в последнее время - это консультации и согласования проектов новых храмов. Комиссия - не есть истина в последней инстанции, поскольку та точка, которая завершает первый этап этого процесса - это подпись архиерея. А дальше начинается воплощение в жизнь замысла зодчих.

Ваше Высокопреосвященство!

Досточтимые отцы, братья и сестры!

Наша комиссия, по благословению Владыки, существует уже более 4 лет. В ее задачи входят многие функции, но самое активное, чем приходится заниматься в последнее время - это консультации и согласования проектов новых храмов. Комиссия - не есть истина в последней инстанции, поскольку та точка, которая завершает первый этап этого процесса - это подпись архиерея. А дальше начинается воплощение в жизнь замысла зодчих.

Сложился определенный круг архитекторов, которые нам помогают. Выработались определенные принципы в современном подходе к храмостроительству. Стало немного легче, чем в прошлые годы, хотя проблемы, конечно, пока остаются. Как правило, более успешны те приходы, которые не только приходят с готовым результатом, но и консультируются в процессе подготовки проекта - в начале работы просят иногда даже помочь найти им исполнителя, и в процессе работы архитекторы и представители прихода консультируются с нами. В этом случае, конечно, эффект получается больше. Работа эта отчасти кабинетная, иногда с выездами на места.

Хотелось бы выявить и некоторые проблемные "точки", которые нас всех в той или иной степени касаются.

Две такие проблемы касаются храмов уже существующих, являющихся памятниками архитектуры, и по поводу которых мы постоянно ведем взаимодействие с государственными структурами.

1. Возможность получения нами средств государственного финансирования на ремонтно-реставрационные работы памятников архитектуры. Не секрет, что подавляющее большинство наших храмов находятся в государственной собственности. Мы можем оставить за скобками, что это несправедливо, и воспользоваться этим фактом для получения помощи для реставрационных работ. Так сложилось в последние годы, что более активные приходы сами выходят на государственные структуры и добиваются включения в городскую или областную адресную программу. Но не всегда это получается.

Предлагаю делать это централизованно. Конечно, у кого есть связи, не надо их разрушать. Но у многих таких связей нет. Существует наша комиссия, и мы можем выходить на городские и областные структуры совместно. Для этого нужно, чтобы была смета, и был известен объем тех работ, которые намечается сделать. Но даже в том случае, если их нет, я все равно советовал бы вам выходить на нашу комиссию и говорить о своих нуждах и предложениях, потому что есть люди, заинтересованные нам помочь и в этом деле. Если они помогут нам создать предпроектную документацию, то сумма оплаты этого труда может быть впоследствии включена в сами реставрационные работы, и это все окупится. Поэтому не нужно бояться, и это будет толчок для вашей деятельности на очередном этапе.

2. До сих пор не все храмы нашей епархии мы имеем хотя бы в пользовании. Здесь возникает особая тема взаимодействия с государственными структурами, в том числе с музеями, которые занимают эти храмы. Есть как положительный опыт (Исаакиевский собор, Сампсониевский собор), так и отрицательный опыт (Смольный собор, Кронштадтский собор). Вопрос регулярных служб в Петропавловском соборе - также огромная проблема; пока еще трудно это сделать, но мы надеемся, что это получится.

Эти вопросы касаются не каждого здесь присутствующего, но молитвенно мы все могли бы участвовать в том, чтобы наша епархия имела достойным образом все наши храмы действующими, а не только в виде музеев.

Теперь два момента, касающиеся нового храмостроительства.

1. Многие приходы бедные, особенно те, которые только начинают свою деятельность, и возникает простое желание найти типовой проект и воспроизвести его. Конечно, существуют типовые проекты. В прошлом году архим. Назарий (Лавриненко) издал прекрасный альбом с дореволюционными типовыми проектами храмов и часовен. Конечно, этим можно пользоваться, но больше для того, чтобы вдохновиться на работу по все-таки новому храму. Не бывает так, чтобы храм тиражировался, как типовой дом, и повторялся совершенно безо всяких изменений. Все равно требуется проект, привязка к месту, генеральный план, прокладка сетей, рабочее проектирование и т.д. Поэтому желание сэкономить на этом ответственнейшем моменте не выливается в реальную экономию, а может вылиться только в последующие проблемы, если мы будем сразу идти по пути наименьшего сопротивления. Все равно проект нужно делать профессионально и с участием архитектора - будет ли это вдохновением по поводу старого типового проекта, либо это будет новый храм.

2. Мы должны очень ответственно отнестись к вопросу авторства. Если принятый нами человек выполняет уже работу, мы должны к ней отнестись бережно. Мы, конечно, вправе выбрать, но если мы уже выбрали, надо стараться с этим человеком или с этой организацией работать. Более того, если мы получаем согласование с комиссией и, самое главное, подпись правящего архиерея, к этому надо отнестись с предельной ответственностью. Я уже не говорю о согласующих штампах и подписях государственных структур. За последнее время мной были замечены в нескольких случаях метания, желание выбрать что-то лучшее, когда всё уже решено и благословлено. Эти сомнения и метания лучше оставить позади. Нужно сначала выбрать, семь раз отмерить, а потом уже действовать. Если уже есть подпись Владыки митрополита, то какие-то детали всегда можно скорректировать, но принципиально проект менять нельзя.

Памятуя об этом, нам нужно с большей ответственностью отнестись к вопросу взаимодействия с теми архитекторами, художниками, иконописцами, которые нам исполняют те или иные работы.

Я не хочу сказать, что здесь практика только отрицательная, но есть некоторые тенденции, которые нам следует заметить и, по возможности, стараться преодолеть. И тогда наша реставрационная работа или работа, связанная с новым проектом, будет оснащена не только нашим согласованием и светскими подписями, но, самое главное, благословением Владыки митрополита, что и является напутствием в дорогу этому великому делу храмостроительства.

Спасибо за внимание.