РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА

Рождественская звезда, воссиявшая над вертепом, «идеже бе Отроча», сквозь века пронзает тьму и наставляет тысячи и миллионы людей к Свету Разума, к поклонению истинному Солнцу Правды - Богомладенцу Христу, родившемуся от Пресвятой Пречистой Девы Марии.


клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии
2006 / 2007 год

"Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков,
и сущии во тьме и сени обретохом истину:
ибо от Девы родися Господь".
Светилен праздника Рождества Христова

Рождественская звезда, воссиявшая над вертепом, "идеже бе Отроча", сквозь века пронзает тьму и наставляет тысячи и миллионы людей к Свету Разума, к поклонению истинному Солнцу Правды - Богомладенцу Христу, родившемуся от Пресвятой Пречистой Девы Марии.

Более двух тысяч лет назад совершилось сие "таинство странное", пред которым в благоговейном трепете преклоняется "всякое колено небесных, земных и преисподних" (Флп. 2, 10). Бог невместимый умалил, "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Флп. 2, 7). Он избрал Себе земной родительницею Пречистую Деву Марию, которую Церковь воспевает словами: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род. Освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш..."

Для чего и ради кого совершилось это превосходящее разум умаление, или, говоря по-церковнославянски, "истощание"? И где нам взять дерзновение, чтобы провозглашать эту "тайну преславную" - о том, как Всемогущий вечный Бог принял временную, тварную плоть? Такие вопросы рождаются и в сердцах верующих людей, созерцающих величие Божие, и в пытливом сознании тех, кто еще находится в поисках Истины. Эти же вопросы мы можем порой услышать и от тех, кто нашел или вырос в вере в Единого Всемогущего Бога, но не принял умом и сердцем уникальной христианской вести о Боговоплощении. В самом деле, как может неизменный, вечный, Единый Бог кем-то "стать", т.е. измениться и начать Свое новое бытие в тварном времени?

Прежде всего, а именно прежде всяких доводов и объяснений, которые предлагают нам святые отцы и учители Церкви, мы можем заметить, что главное переживание, содержащееся в их поучениях и проповедях, а также в нашем богослужении - это удивление, изумление, трепет перед столь великой тайной. Особенно много подобных выражений мы встречаем в песнопениях, посвященных Пресвятой Богородице: "изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети!" (из задостойника праздника Пятидесятницы).

"Что реку и что возглаголю? - восклицает святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. - Говорить ли еще о Деве-Родительнице? Рассуждать ли еще о новом чудном рождении? Дивиться лишь можно, созерцая дивное рождение, ибо побеждается естества чин и обычные законы вещей. О дивных делах Божиих мало сказать, что они более дивны, чем дела природы, ибо природа ничего не может произвести по своей воле, хотя бы и была для того свободна: дивны же все дела Господа, ихже восхощет".

Почивший же три года назад митрополит Сурожский Антоний говорил так: "Рождество Христово, воплощение Слова Божия, принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке и обо всей твари".

Воистину не только для того, чтобы поразить человеческий разум величием дел Божиих, совершилась "великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим. 3, 16). Это откровение о том, сколь ценен и дорог человек в очах Божиих. Святой царь, псалмопевец и пророк Давид восклицал, обращаясь к Богу:

"Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его..." (Пс. 8, 5-6)

И ныне, "в последние дни сии" (Евр. 1, 2), в пришествии Сына Божия в мир, слова эти исполнились в наиболее полной мере.

Нам же следует открыть свои сердца и умы для восприятия этого Божественного снисхождения и, по выражению из одной древнейшей заамвонной молитвы, которую читали в Церкви в праздник Сретения Господня, "душевными объятиями непрестанно обымати воплощенное Слово и храмами Всесвятаго Духа быти".

Провожая 2006 год и вступая в новое лето - год 2007 от Рождества Христова, - мы с благодарностью вспоминаем все то замечательное, чем посетил нас Господь в ушедшем году и что послужило для нашего утверждения в вере, благочестии и церковном общении.

Так, для верных чад нашей Епархии, а также для многочисленных гостей и паломников знаками милости Божией стали пребывание в нашем городе великих христианских святынь. В середине лета в Санкт-Петербурге находилась десница святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, принесение которой из Черногории было организовано Фондом святого апостола Андрея Первозванного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Святейшего Патриарха Сербского Павла и митрополита Черногорского Амфилохия. Тысячи людей смогли почтить святыню своей молитвой и поклонением. В сентябре мы вновь имели возможность прикоснуться к первоначальной христианской древности, когда в Воскресенском Новодевичьем монастыре пребывали частица Честного Животворящего Креста Господня и мощи равноапостольной Марии Магдалины и мучеников Кирика и Иулитты.

Безусловно, заметным событием как для Санкт-Петербургской епархии, так и для всего города, стал визит к нам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в конце сентября. Главными деяниями Патриаршего визита стали рукоположение архимандрита Маркелла (Ветрова) во епископа Петергофского, еще одного викария Санкт-Петербургской епархии, а также участие Его Святейшества в праздновании 60-летия возрождения Санкт-Петербургских Духовных школ, освящение академического храма после ремонта и перезахоронение праха Государыни Императрицы Марии Феодоровны в соборе святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости рядом с её супругом Государем Императором Александром III.

Отрадно сознавать, что нашими совместными трудами в Епархии неуклонно продолжает расти число приходов и монастырей. Восстанавливаются или строятся новые храмы, открываются или возрождаются монастыри. В 2006 году к числу обителей нашей Епархии прибавилась еще одна - Констатино-Еленинский женский монастырь в Выборгском районе Ленинградской области, учрежденный на основе уже действовавшего в течение нескольких лет прихода.

Возблагодарим же Всемилостивого Господа, "Востока востоков, посетившего нас свыше" за Его великие и богатые милости к нам, и вознесем к Нему нашу соборную молитву, дабы Он простил и "не помянул безчисленныя беззакония и лукавая наша деяния, в мимошедшем лете бывшая" и "подал нам мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное же строение и добродетельное житие" (прошения из сугубой ектений на Новогоднем молебне).

Сердечно поздравляю всех вас, досточтимые отцы, братья и сестры, насельники и насельницы монастырей, труженики нашей епархии, учащие и учащиеся Духовных школ и все верные чада Санкт-Петербургской митрополии, с праздником Рождества Христова и с наступившим новым летом благости Господней! Желаю, чтобы в наступившем году и во все дни жизни нашей свет Рождества Христова и Богоявления не переставал просвещать нас и наставлять к легкой и искренней молитве, к деланию добрых дел и к умножению христианской любви!

+ Владимир
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Рождество Христово. 2006 /2007 г.
Санкт-Петербург