Начался новый учебный год в петербургских Школах трезвения

20 августа 2007 года начался новый учебный год в петербургских Школах трезвения, которые расположены в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ. Здесь оказывается помощь людям, желающим преодолеть алкогольную, табачную и игровую зависимости, а также осуществляется психологическая поддержка для членов семьи зависимых людей.


20 августа 2007 года начался новый учебный год в петербургских Школах трезвения, которые расположены в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и в храме в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" на заводе АТИ. Здесь оказывается помощь людям, желающим преодолеть алкогольную, табачную и игровую зависимости, а также осуществляется психологическая поддержка для членов семьи зависимых людей.

Если вы спросите православного петербуржца о том, куда следует обратиться за помощью в преодолении алкогольной, табачной или игровой зависимости, то, скорее всего вам назовут Школу трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре или Школу трезвения православного клуба "Бодрствование" при храме в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" на заводе АТИ. А еще, наверно, вам скажут, что в Школах трезвения также оказывается специализированная помощь членам семьи зависимых людей. Действительно, в петербургских Школах трезвения успешно действуют реабилитационные программы - как для зависимых людей, так и для их родственников (их еще называют созависимыми).

Что происходит в этих программах? Что нужно для того, чтобы принять в них участие? Какова их эффективность? Какие условия оплаты? На эти и многие другие вопросы отвечает руководитель петербургских Школ трезвения психолог Владимир Анатольевич Цыганков.

- Что представляют собой занятия в Школе трезвения?

- Занятия в Школе трезвения - это специально организованные встречи, на которых происходит обучение, основанное на активных методах групповой работы. Эти встречи позволяют нашим слушателям сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы, конструктивно решать свои личностные проблемы.

Реабилитационная программа в Школе трезвения носит комплексный характер то есть уделяется внимание и физическому, и психическому, и духовному оздоровлению участников программы, которых принято называть слушателями.

Один из основных принципов проведения курсов Школы трезвения заключается в том, чтобы не принуждать к изменению образа жизни человека, зависимого от алкоголя/сигарет/игр, не давить на него, а помочь ему сделать самостоятельно выбранные шаги к исцелению от пагубной страсти, помочь преодолеть стереотипы, мешающие ему жить нормальной жизнью. А слушатель Школы должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности.

Занятия проводятся как в раздельных группах (отдельно - для зависимых людей, отдельно - для их родственников, созависимых), так и в совместных.

- А если нет времени для посещения занятий в группах?

- На что у вас в жизни есть время, а на что нет - решайте сами. Если вам нужно изменить жизнь к лучшему - время обязательно найдется. А если вам "ничего не нужно", то время, конечно, найти будет сложно.

- Может быть, придти на группу, когда жизнь будет не такой тяжелой, как сейчас?

- Если вы попались в ловушку зависимости или созависимости, то ваша жизнь никогда не станет легче, если вы не станете использовать конструктивные принципы разрешения своих жизненных проблем.

- Если зависимый человек не хочет проходить реабилитационную программу, можно ли посещать встречи в группах его родственникам?

- Не только можно, но и нужно. Практически в 100 % проблемных семей родственники зависимого человека своими поступками и словами только усугубляют ситуацию. Семейная проблема утяжеляется, усугубляя состояние как зависимого человека, так и его родственников. А им необходимо понять, что именно они (практически все созависимые) делают неправильно и усвоить новые, конструктивные подходы в тяжелых семейных отношениях. Кроме того, созависимым членам семьи необходимо восстановить растраченное здоровье, для чего в реабилитационной программе Школы трезвения предусмотрено участие православных врачей.

- Как определить признаки зависимости, например от алкоголя?

- Существует немало критериев, по которым специалисты судят о наличии алкогольной зависимости и степени ее тяжести. Приведем лишь несколько признаков алкоголизма, но если вы обнаружили несколько из них - у вас серьезная проблема.

1. Вы пытаетесь уменьшить частоту и дозу выпиваемого, но безрезультатно. Вы уже давали своим близким слово бросить пить, но его не сдержали.

2. У вас были случаи "перебора лишнего", тяжелого опьянения.

3. В начале процесса выпивки вы субъективно не удовлетворены небольшим количеством выпитого, стремитесь как можно быстрее достичь состояния опьянения.

4. Вы стали способны выпивать значительно большее количество спиртного, чем несколько лет назад.

5. Исчезла ранее имевшаяся рвотная реакция при приеме больших доз спиртного.

6. Пьющая компания друзей и знакомых стала предпочитаться трезвой среде общения.

7. Возникли проблемы с членами семьи или на работе, прямо или косвенно связанные с выпивками.

8. Вы отрицаете или приуменьшаете негативные последствия выпивок.

9. Начали появляться провалы в памяти о событиях происходящих во время опьянения.

10. Появились рецидивы многодневного пьянства.

При типичном алкоголизме (со сходными для большинства зависимых людей симптомами) выделяют три последовательные стадии. На первой, начальной стадии алкоголизма учащаются выпивки, злоупотребление алкоголем становится систематическим. В несколько раз увеличивается количество спиртного, которым человек оказывается в состоянии отравить свой организм. Исчезает рвотный рефлекс при "переборе". Психический комфорт ощущается главным образом в состоянии опьянения.

Во второй стадии заболевания изменяется состояние опьянения: седативный (успокаивающий) эффект исчезает. Сон наступает все чаще лишь после приема определенной дозы спиртного. Вместо веселья и благодушия у человека в стадии опьянении, как правило, возникает раздражительность, недовольство, беспричинная злобность.

Алкоголезависимого человека на этой стадии устраивает преимущественно глубокая степень опьянения. Способность переносить высокие дозы и отсутствие защитных рвотных реакций приводят к тому, что если есть в наличии достаточно много спиртного или денег на его приобретение, то человек частенько напивается до состояния тяжелого опьянения. Если денег недостаточно, то он переходит на более дешевые спиртные изделия, а иногда мешает крепкое алкогольное пойло со слабым, например, водку с пивом или дешевым вином ("чтобы быстрее и крепче взяло"). На второй стадии алкоголизма возникает похмельный синдром и потребность в опохмелении.

Третью стадию алкоголизма называют конечной, или энцефалопатической. Началом этой стадии является снижение переносимости спиртного. Сначала снижается разовая доза, которую человек может выпить. Выраженное опьянение наступает от все уменьшающихся доз спиртного. Не даром говорят: "Старый алкоголик пьянеет, понюхав пробку". Однако суточная доза остается прежней, поскольку больной пьет малыми дробными дозами в течение всего дня, а иногда и ночью. Затем снижается и суточная доза. Все сильнее нарастает алкогольная деградация личности. Еще больше, чем во второй стадии, снижается способность правильно оценивать свои поступки и относиться к себе и своей страсти, стремительно развивается социальная, психическая и духовная деградация личности. Одним из самых опасных осложнений алкоголизма третьей стадии является алкогольный психоз, острая форма которого - белая горячка (алкогольный делирий).

- Как определить наличие и степень никотиновой зависимости?

- Никотинизм формируется в три этапа. Первый этап втягивания медики называют преклинической стадией. На этой стадии развития болезни человек курит достаточно редко и обычно в компании других курильщиков. Он может без особых усилий воздерживаться от сигареты, а выкуривает не больше двух-пяти штук в день. Курение сопровождается естественным отвращением. Во рту неприятный привкус, обильно выделяется слюна, временами появляется тошнота, головокружение и слабость.

Второй этап принято классифицировать как начальную стадию курения. Влечение к табаку у курильщика еще не стойкое. Патологические изменения в центральной нервной системе и внутренних органах еще не произошли. Количество выкуриваемых сигарет не превышает 5-10 штук в день. Усилием воли начинающий курильщик может воздержаться от курения на некоторое время. Некоторым удается самостоятельно избавиться от этой пагубной страсти.

Третий этап - это выраженная стадия хронической интоксикации табаком. Третий этап наступает, как правило, не позднее, чем через год-два. Тяга к сигарете становится стойкой. Появляется своя индивидуальная норма выкуриваемых сигарет. Выраженная стадия курения характерна заметным изменением в характере - раздражительностью, повышенной нервностью.

Первые видимые последствия курения связаны с нарушением сна, учащением сердцебиения и повышением артериального давления. Но остановиться уже очень непросто, поскольку действуют неумолимые законы табачной токсикомании. Если все-таки какое-то время не удается закурить, возникает дискомфорт, внутреннее беспокойство, ощущение, что человеку чего-то не хватает.

- Как определить, что у человека появилась игровая зависимость?

- Признаки этой зависимости достаточно хорошо известны. Перечислю лишь некоторые:

1. Перед предстоящей игрой человек заметно оживляется, веселеет на глазах, начинает торопиться, чтобы побыстрее закончить дела. Все его поведение, мимика, жесты свидетельствуют о том, что он находится в предвкушении приятного события.

2. Играя, зависимый человек испытывает эмоциональное возбуждение и субъективное улучшение психологического состояния.

3. Количество затрачиваемых на игру денег впоследствии значительно возрастает по сравнению с первоначальным периодом втягивания в игру.

4. При необходимости ограничить ставки или остановить игру человек чувствует тревогу или раздражение.

5. Он пытается уменьшить количество проведенного времени за игрой или проигрываемых денег, но чаще всего безрезультатно.

6. Эпизодическое обращение к игре сменяется на систематическое.

7. Игроман обещает членам семьи или друзьям бросить играть, но обещание не сдерживает.

8. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства одиночества, скуки, тревоги, депрессии).

9. Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша.

10. Обманывает членов семьи с целью скрыть негативные последствия своей вовлеченности в игру.

11. Он играет "до последней копейки".

12. Он продает какие-либо ценности, чтобы иметь возможность играть.

13. Совершает обман или кражу с целью добычи денег для игр.

14. Из-за пристрастий к играм возникает риск потерять работу, близких друзей, возможность продвижения по службе или получения образования.

15. Он перезанимает деньги у других лиц, чтобы расплатиться с уже имеющимися долгами, вызванными игрой.

Если у человека наблюдаются хотя бы несколько из вышеперечисленных признаков, то налицо проблема игровой зависимости.

- Есть ли сходства алкогольной, табачной и игровой зависимостей?

- Сходств достаточно много. Всех зависимых людей объединяет стремление быстро и без особых усилий снять психологическое напряжение, расслабиться, испытать приятные ощущения путем ухода в мир иллюзий. Кто-то предпочитает уйти от реальности с помощью алкоголя, кто-то - с помощью табачного дыма, кто-то - посредством игр, а кто-то - используя сразу несколько средств. Когда пристрастие удовлетворено состояние человека, на непродолжительное время как будто бы улучшается. Ему кажется, что отступили усталость, беспокойство, неудовлетворенность.

Через некоторое время иллюзии исчезают. Все трудности и проблемы никуда не делись, а только усугубились. Зависимого человека опять одолевают раздражительность, тревога, беспокойство. Он чувствует себя несчастным, он желал бы найти кого-то, кто в этом якобы бы виноват, он обозлен на весь мир и на себя. Он ненавидит все эти неприятные ощущения, ему хочется снова "чувствовать себя хорошо", причем в самое ближайшее время. И тут, конечно, человек обращаетесь к своей любимой страсти, ведь простое и быстрое решение проблем уже опробовано - сбежать в мир иллюзий. Правда последствия оказываются плачевными, поскольку происходит разрушение личности, расстройство внутрисемейных взаимоотношений, надвигается обнищание, разгораются конфликты на работе и т. д. и т. п. Это неизбежно заставляет страдать как самого зависимого человека, так и его родственников, которые оказываются в тяжелом состоянии созависимости.

- Что, прежде всего, нужно человеку для начала избавления от зависимости?

- Ему нужно признать очевидное: я побежден страстью и мне нужна помощь. Признать это - означает проявить такое важное качество души, которое называется смирением. Без него достичь положительных и надежных результатов в преодолении зависимости невозможно.

- Что называют созависимостью?

- Слово "созависимый" означает "зависимый вместе с кем-то". Когда один человек пьянствует, употребляет наркотики, патологически привязан к азартным играм, другие люди, живущие с ним вместе, испытывают зависимость от него самого.

Основные устремления созависимого человека направлены на то, чтобы изменить пьющего члена семьи, контролировать его поведение, спасать из различных неприятных ситуаций. Созависимые люди (обычно жены и матери) считают, будто именно так смогут сдерживать патологическое поведение своего близкого. Однако эта задача для них по целому ряду причин невыполнима. Попытки "спасать" зависимых людей их родственникам почти никогда не удаются. Более того, зависимый человек обычно ожесточенно защищается. Почему так происходит? Все очень просто: неконструктивные поступки созависимых членов семьи рождают ответное противодействие пьющего человека.

- В чем заключается ваш подход к проблеме преодоления зависимостей?

- Мы делимся опытом многих людей, которые "жизнь прошли не по учебникам", а на собственном опыте познали принципы преодоления зависимостей. Слушателям же нужно принять ответственность за свои действия или бездействия (а также их последствия) на себя.

Далее следует определить причины лично вашей проблемы зависимости. Может быть вам придет в голову ложное утверждение типа "Все проблемы из-за никуда не годной работы" или "С такой женой как у меня нельзя не пить/курить/увлечься азартными играми". Основная ошибка подобной точки зрения: чтобы жизнь улучшилась, должно измениться что-то вовне, должны сложиться "подходящие условия и обстоятельства". Нашим слушателям мы предлагаем следующий принципиальный подход - стремиться изменить не окружающих (начальство, жену, тещу, политический строй в стране и так далее), а себя. Тем, кто это в состоянии понять, есть возможность измениться к лучшему, начать жить без алкоголя (сигарет, игр). У тех же, кто этого не понимает, как правило, не оказывается ни одного шанса. Иными словами, если вы ничего не делаете для того, чтобы стать лучше, положительные изменения для вас вряд ли будут доступны.

- Что делать, если "нет сил изменить себя", "нет веры в результат"?

- Неужели обретение счастья новой жизни не стоит ваших усилий? Подумайте и честно ответьте: зачем именно вам нужно избавится от алкоголизма, никотинизма или игромании?

Если вы это сделаете, то ответ будет примерно такой: "Так лучше всем: и мне, и окружающим". Этот ответ, возможно, придет не сразу, но он будет очень значимым для вас.

Может быть, вы считаете, что навсегда прекратить потакать своей зависимости для вас невозможно? Но ведь множество людей с Божией помощью ее успешно преодолели. Если у них это получилось, почему не получится у вас?

"Я не смогу…" скорее проистекает от неумения, которое нужно заменить на умение. Но если вам нравится придумывать отговорки, искать причины, по которым "ничего не получится", чтобы не работать над собой - пожалуйста, воля ваша, можете продолжать гробить свою жизнь. Только знайте: позиция избегания решений проблем ведет к житейскому и духовному краху.

- Вы советуете бросить пить-курить-играть раз и навсегда?

- Раздавать советы - путь непродуктивный. Мы можем лишь указать на неоспоримый факт: если у вас имеется зависимость от алкоголя, табачного дыма или игр, то удовлетворять свою страсть "изредка" или "понемногу" вам невозможно будет никогда. В сказанном нет никакого пессимизма. Если верно подходить к проблеме преодоления зависимостей, то чувства ущемленности при воздержании от предмета страсти совершенно не возникает, а если и возникает, то не надолго.

В мире много людей, которым нельзя есть определенную пишу без ущерба для своего самочувствия или даже здоровья (например, людям с диабетом необходимо воздерживаться от целого ряда довольно вкусной пищи). Мы стараемся помочь слушателю Школы трезвения приобрести новую привычку мышления, которая заключается в спокойном отношении к себе, как к человеку, которому необходимо избегать предметов своей страсти, если он (или она) хочет сохранить свое духовное, психическое и физическое здоровье.

- Но ведь полностью отказаться от алкоголя, сигарет или игр для зависимого человека крайне сложно.

- Отказаться от всего этого не так уж и сложно, если не уповать на "авось", не надеяться справиться с зависимостью только лишь своими силами. Но если вы хотите жить с чувством, что "все сложно и непреодолимо", упиваться им и действовать так, как оно вам подсказывает, - распрощайтесь с мыслью о нормальной, счастливой жизни. Из-за жалости к себе, из-за несмирения и не желания изменяться к лучшему люди, по сути, лишают себя будущего. Вы хотите совсем уж "без труда вытащить рыбку из пруда"? Без труда над собой можно ли добиться положительных результатов?

- А разве не оказывается зачастую иначе: люди стремятся к добру, а в результате ничего не получается?

- Чтобы избавиться от зависимости, следует представлять, что нужно для этого делать, а что делать не следует. Потому-то преподаватели Школы трезвения видят свою задачу в том, чтобы человек не только нашел спасительную тропинку, но и не угодил в многочисленные ловушки, расставленные на ней.

Одной из первых ловушек на пути человека к спасению нередко оказывается убеждение в том, что "я справлюсь сам". Не стоит надеяться отстать от какого-либо дурного пристрастия, опираясь лишь на собственные силы, поскольку легко убедиться, что "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 34). Вот тут-то по мере осознания невозможности спастись собственными силами, по мере понимания того, что зависимость - это смертельная болезнь души, по мере переживания за свое гибельное состояние человек может обрести веру в Спасителя, почувствовать нужду в Нем. Такая вера действительно спасает.

Дабы не угодить в другую ловушку, надо понимать, что "невозможность спастись собственными силами" не означает пассивность и безответственность. Наоборот, твердая решимость изменить свой образ жизни подразумевает активное включение человека в борьбу со своими пагубными привычками.

Попробуем заглянуть в глубинную сущность проблемы: почему все больше и больше людей становятся зависимыми от алкоголя, сигарет, наркотиков? Из православного опыта утверждения трезвости мы знаем, что дурные пристрастия в основном формируются в том случае, если у человека отсутствуют высокие цели, определяющие смысл его существования на земле. Изо дня в день смотреть в рюмку или в телевизор да отбывать трудовую повинность на нелюбимой работе - разве в этом заключается смысл жизни?

Кому-то может показаться, что он впал в ту или иную зависимость от безысходности жизни, из-за потери или предательства друзей, измен или смерти близких, сложных отношений с начальством или конфликтов в семье, и т.д. и т.п. Подобные мнения - очередная ловушка. Если обращать внимание только на вторичные факторы, влияющие на развитие зависимости, а первопричину игнорировать, то нормальная, трезвая жизнь станет недоступна. Зависимость возникает не из-за того, что жизнь наносит душевные раны, а потому, что в трудных обстоятельствах человеку не на что опереться, кроме как на сигарету, бутылку, шприц или игровой автомат.

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов". И верно: чем бы человека ни развлекала цивилизация, безверие непременно приведет к духовному фиаско, к целому "букету" психических и физических расстройств личности, что особенно сильно проявляется с середины бессмысленно прожитой жизни.

Чтобы слушатели Школы трезвения смогли преодолеть зависимость, мы предлагаем им определить главную цель своей жизни.

Как же ее выбрать? Избрать для себя настоящую жизненную цель можно через стремление к пониманию смысла собственного существования. Кто я такой? Зачем живу? Несут ли мои слова и поступки добро? Да, это трудные вопросы, но дать на них ответ необходимо.

Кроме главной цели, в жизни человека существуют промежуточные цели, которые можно определить, ответив на вопросы: Какой жизненный путь следует избрать? Какие ценности считать важными? Что я готов сделать ради их достижения?

Многие навыки, необходимые для преодоления зависимости, связаны именно с поиском смысла и цели жизни.

- Зачем задумываться о каких-то главных жизненных целях, смысле жизни?

- Разве люди созданы только для бытия в этом вещественном мире, который большей частью наполнен бессмысленной суетой? Какая она - современная человеческая жизнь? Проснулся, поел, поработал - и день кончился, спать пора. Завтра - то же самое. Существуют, правда, еще и "развлечения", хорошо поесть, например. И выпить, покурить. Еще телевизор посмотреть или сходить куда-нибудь, например, в лохотрон, и сыграть там на игровых автоматах. Да снова выпить-покурить. И так из года в год, всю жизнь до конца. Вся биография - родился, учился, пил-курил-играл, женился...

Если у вас нет понимания о смысле жизни, главной цели в ней, о настоящем счастье, то вряд ли вам удастся преодолеть зависимость. Почему? Не окажется значимых мотивов, не захочется менять себя.

- Существует ли прямая взаимосвязь между отношением человека к Богу и проблемой его зависимого поведения?

- Эта взаимосвязь выражается в общечеловеческом законе: если не служишь Богу, будешь служить дьяволу (например, бесу пьянства). Ориентируясь на святоотеческий опыт, можно сказать, что проблема преодоления любой страсти решается только тогда, когда человек поднимается над собственным духовным невежеством, работает над преображением своей души, меняет себя и свое мировоззрение. Только лишь в плоскости телесной, социальной и психической проблема алкоголизма, никотиномании и игромании не разрешима. Ее можно преодолеть, только если подняться на высший, духовный уровень понимания человеческого бытия. Именно с этого уровня возможно конструктивное отношение к проблеме выхода из зависимости. Именно в духовной сфере человек может найти силы для того, чтобы возражать своим прихотям и так называемым "жизненным обстоятельствам". Эта неотъемлемая сфера человеческой сущности дает свободу изменяться к лучшему, быть иным, быть собой, обрести радость трезвой жизни.

- Что означает "радость трезвой жизни"? Почему-то как раз именно радости многим и не хватает…

- Радость - награда за за чистоту помыслов и дел. Источник ее не вне человека, а в нем самом, в его мировоззрении, в покаянии и христианском смирении, в жизни по заповедям Божиим. Радость трезвой жизни - это проявление благодати Божией. Она может быть привлечена человеком, взрастившим в своей душе соответствующие качества. Каждый из нас в глубине глубин своей души может прочувствовать, что существует Бог, как Нечто невыразимо прекрасное, и от всей души воскликнуть:


Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от Тебя...
М. Лермонтов

Если вы уже давно не испытываете радости в жизни, ваша жизнь окрасилась в серые тона, стала однообразной, бесцветной, ее заполнили дурные пристрастия, скука, уныние, никчемность, апатия - все это признаки того, что вы исчерпали свои жизненные силы. Что же делать? - Найти живой Источник благодатной энергии, который обновит, исцелит вашу душу, привнесет в жизнь настоящую радость. А для этого вам, все-таки, сначала придется ответить себе на вопрос о смысле жизни.

Этот смысл нельзя изобрести, его нельзя навязать, можно лишь обрести. Это удивительный процесс освобождения личности в поиске Творца. Это чудо обретения смысла личного бытия:


Образ Твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!" - сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится
И пустая клетка позади.
О. Мандельштам

Клетка - символ нашей ненужной (ненужной нам самим!) бессмысленности и безрадостности существования, нашего мнимого стеснения перед Богом. Человек может вырваться из этой клетки и сказать:

ГОСПОДИ! ВОТ Я!

ПРОСТИ И ПОМОГИ МНЕ!

- В чем вы видите залог успеха работы слушателей на курсе?

- Залог успеха слушателей Школы трезвения состоит в том, что они избрали высокие духовно-нравственные цели. А эти цели, в свою очередь, вытащили их из привычной обыденности, поскольку наши трезвомыслящие подопечные прилагали усилия и упорство к изменению себя.

Секреты успеха наших слушателей состоят в том, что они:

1. Осознают, что имея зависимость, они оказались не способными удовлетворять свою страсть "изредка" или "понемногу", понимают необходимость полного отказа от алкоголя, сигарет, игры.

2. Познав невозможность собственными силами избавиться от глубоко укоренившихся в душе страстей, обретают упование на Бога и веру в Него.

3. Каются за содеянное, совершают глубоко прочувствованную исповедь в храме.

4. Принимают решение жить в согласии с Божией волей и своей совестью, которая с каждым днем сильнее и сильнее понуждает очищать душу от зла.

5. Обретают высокую цель жизни - спасение души.

6. С Божией помощью упорно преодолевают жизненные препятствия, учатся видеть окружающий мир, в котором есть место добру.

7. В случае срыва пытаются разобраться в том, что сделали неверно, зная: падение - еще не гибель, а нераскаянный грех - это смерть.

8. В неудачах винят себя, а не обстоятельства или людей, воспринимают окружающий мир как духовное училище, в котором одна ситуация учит добродетели, другая подсказывает, как делать не стоит, а третья оказывается экзаменом выученному уроку.

9. Отношения в семье строят по пословице "где любовь да совет - там и горя нет" (это сделать легче, если курс Школы трезвения посещают члены семьи).

10. Стремятся помогать православному делу помощи зависимым людям, принимая наш принцип "Помогая другим, я, тем самым помогаю и себе".

- Есть ли гарантия избавления от зависимости?

- Гарантией избавления является ваша твердая решимость с Божией помощью преодолеть свою страсть. Насколько сильна ваша решимость - настолько вероятно достижение положительных результатов. Если вы не намерены менять себя, ожидаемого улучшения не произойдет. Немаловажно и то, готовы ли ваши близкие поддержать ваш выбор, посещать Школу трезвения, с пониманием отнестись к трудностям, которые могут возникнуть на пути избавления от зависимости.

Тезис о твердой решимости предполагает, что вы каждый день создаете свое лучшее будущее, изменяете себя к лучшему. Иными словами, ДЕЙСТВУЕТЕ!

Повторим еще раз: преподаватели Школы трезвения могут помочь вам, но решить за вас вашу проблему невозможно.

Немало наших слушателей с Божией помощью перестали травить себя алкогольными и табачными ядами, избавились от игровой зависимости. Почему же позитивные изменения в жизни недоступны вам?

- По каким телефонам можно узнать о работе петербургских Школ трезвения?

- Вот эти телефоны: 274-33-04, 8-911-741-20-35.

- Дай Вам Бог сил и дальше продолжать Ваше нелегкое служение.

- Спаси, Господи!

Записала Светлана Сотникова

Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии