«ОБИТЕЛЬ ИСЦЕЛЕНИЯ» Программа реабилитации наркозависимой молодежи

28 ноября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил программу реабилитации наркозависимой молодежи «Обитель исцеления». Эта программа успешно используется в Епархиальном реабилитационном центре «Саперное» (Приозерское благочиние) с апреля 1996 года. Представляем полностью содержание данной программы.


28 ноября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил программу реабилитации наркозависимой молодежи "Обитель исцеления". Эта программа успешно используется в Епархиальном реабилитационном центре "Саперное" (Приозерское благочиние) с апреля 1996 года. Представляем полностью содержание данной программы.

Общие положения

Наркомания, алкоголизм, иные формы патологических зависимостей - характерный синдром духовно и нравственно больного общества, в котором девальвируются духовные ценности, утрачивается высший смысл человеческого существования, разрушаются традиционные семейные устои и значимость честного труда, размывается понятие греха и насаждается культ гедонизма. В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов".

С пастырским состраданием относясь к жертвам наркомании, Русская Православная Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Широко используя методы психологической помощи в работе с наркозависимыми людьми и членами их семей, Церковь уделяет особое внимание духовно-ориентированным аспектам реабилитации, которые оказываются наиболее эффективными при вовлечении в духовную жизнь как страждущих, так и их ближайших родственников.

На сегодняшний день можно сказать определенно: традиционный медицинский подход к лечению наркомании оказался несостоятельным. Это вполне закономерно. Никакие медикаментозные вмешательства не могут изменить поведение зависимого человека, так как причинами тому являются психический кризис и глубинные искажения в духовной жизни страждущей личности. К сожалению, в современной нам действительности из-за отсутствия четкого понимания природы патологических зависимостей среди наркологов распространен упрощенный подход к выбору методов лечения. Зависимых людей и их родственников (их еще называют созависимыми) ориентируют не на долгую, глубокую работу над собой и изменение образа жизни, а на поиски быстрых (но дорогостоящих) процедур. Итог - выход в ремиссию хотя бы на год редко превышает 10 % от всех "пролеченных".

Особенностью православных реабилитационных программ, в отличие от нецерковных, является преемственность основ христианской психологии, фундамент которой - аскетика, творения св. отцов, а также результаты уникального опыта дореволюционного трезвенного движения в России. Православные программы помощи наркозависимым людям на сегодняшний день имеют самую высокую результативность по сравнению с другими программами (медицинскими, групп самопомощи и пр.). Так, например, в реабилитационных центрах Санкт-Петербургской епархии, расположенных на Карельском перешейке (Приозерское благочиние), где используются православные духовно-ориентированные реабилитационные программы, стойкой ремиссии достигают более 60 % реабилитируемых наркозависимых молодых людей (эти цифры почти ежегодно подтверждаются в ходе проверки Комитетом по молодежной политике Администрации Санкт-Петербурга).

Использование церковного опыта исцеления от патологических зависимостей позволяет говорить о существовании надежного и эффективного направления во врачевании души - православной психотерапии. Ее основу составляют опытно-теоретические знания христианской антропологии, психологии, аскетики, медицины. Общий принцип реабилитации наркозависимых людей вытекает из понятия сущности (патогенеза) патологических зависимостей, в том числе наркомании. Любая патологическая зависимость - заболевание, затрагивающее и тело, и душу, и дух.

Еще одной особенностью православных реабилитационных программ является то, что в центре реабилитационного процесса стоит Богочеловек, а не просто человек. Такие программы Богоцентричны, а не человекоцентричны. Обращение ко Христу есть процесс двусторонний, включающий в себя покаяние и веру. Поэтому мы достигаем цели исцеления наркозависимых не только и не столько с помощью человеческих методик, но благодаря помощи и действию Божественной силы (благодати), при взаимодействии (синергии) Божественной и человеческой воли.

Подлинное исцеление от наркомании возможно только при изменении сознания и образа жизни человека, зависимого от наркотиков. Под изменением сознания, за которым следует и изменение образа жизни, в православной психотерапии понимается в первую очередь активная работа зависимого человека над собой, конечным итогом которой становится покаяние, то есть формирование нового, зрелого сознания и поведения человека. Ориентируясь на святоотеческий опыт, можно сказать, что проблема преодоления любой страсти (в том числе наркотической) решается только тогда, когда человек поднимается над собственным духовным невежеством, работает над преображением своей души, добровольно меняет себя и свое мировосприятие.

Церковный опыт помощи людям с патологическими зависимостями в Санкт-Петербургской епархии ныне получил заслуженное признание. По заключению специалистов Окружной антинаркотической комиссии при Полномочном представителе Президента в Северо-Западном федеральном округе в июне 2003 года было принято решение: "Признать высокую эффективность работы, проводимой Санкт-Петербургской и другими епархиями, находящимися в пределах Северо-Западного федерального округа, по реабилитации и постреабилитации нарко- и алкоголезависимых и рекомендовать накопленный опыт к распространению. Рекомендовать руководителям субъектов Российской Федерации, находящимся в пределах округа, включить в целевые программы по борьбе с наркоманией и реабилитации наркозависимых финансирование православных реабилитационных центров". В июне 2005 года губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко отметила успешную работу в области реабилитации больных наркоманией благодарственной грамотой. В феврале 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II в письме на имя Полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебанова благословил распространение опыта Епархиального реабилитационного центра "Саперное" во всех епархиях, входящих в СЗФО. Центр "Саперное" стал победителем всероссийских конкурсов "Социальный Форум", организованный ЦИК Всероссийской политической партии "Единая Россия" (в 2004 году) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) за лучшую программу в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, а также социальной реабилитации больных наркоманией за 2005-2006 год (в 2007 году).

Подготовка к реабилитации

Перед непосредственным вхождением в долгосрочные стационарные православные реабилитационные программы наркозависимый молодой человек проходит этап подготовки, осуществляемый психологом и священником. Подготовка к реабилитации проводится в Епархиальном амбулаторно-консультационном центре "Воскресение", который располагается в Просфорном и Митрополичьем корпусах Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Обычно участие в программах Епархиального амбулаторно-консультационного центра "Воскресение" начинается следующим образом. Желающие пройти православный путь преодоления наркозависимости (или помочь в том члену семьи) звонят по телефону центра "Воскресение" ((812) 274-50-75), и в ходе телефонного консультирования получают первичную информацию о методах, установках и условиях возможной реабилитации в православных духовно-ориентированных программах.

В случае согласия на предложенные условия, наркозависимый (как правило, совместно с родителями) записывается на определенный день недели для участия в индивидуальной или групповой первичной консультации у психолога. В процессе консультирования специалист знакомит наркозависимых и их родственников с программой реабилитации и основными положениями работы Епархиального амбулаторно-консультационного центра "Воскресение". Те, кто согласны на предлагаемые условия совместной работы, пишут заявление на прием в центр "Воскресение", получают соответствующие анкеты для заполнения. С заполненными анкетами они приходят на индивидуальную консультацию с психологом, а затем и священником, руководителем центра.

Все поступившие на подготовку к реабилитации наркозависимые молодые люди и их родители участвуют в молебнах, проходят индивидуальные консультации и обучающие семинары в группах. По мере вхождения в программы центра "Воскресение", происходит подготовка наркозависимых к исповеди и причащению Святых Христовых Тайн.

От первой встречи с психологом и священником до отъезда в загородный реабилитационный центр время подготовки длится в среднем от двух-трех до пяти-шести (и более) недель. Это значит, что у наркозависимого человека в Епархиальном амбулаторно-консультационном центре "Воскресение" могут состояться пять-шесть предваряющих реабилитацию встреч (индивидуально или в группе).

За этот промежуток времени желающему пройти реабилитацию необходимо:

- не употреблять наркотики и иные психоактивные вещества;

- сдать анализы крови на яйцеглист, ВИЧ, гепатиты и RW;

- сделать флюорограмму;

- обратится к стоматологу для санации полости рта;

- принести соответствующие медицинские справки консультирующему психологу центра "Воскресение".

На наш взгляд опыт молитвы и воцерковления - наиболее эффективный метод помощи наркозависимым еще до их отъезда православный стационарный реабилитационный центр. Чем раньше человек получит подобный опыт, тем раньше у него появится возможность повернуться лицом к Богу, тем легче и естественнее он сможет влиться в жизнь общины в реабилитационном центре.

Обычные рекомендации наркозависимым людям, готовящимся к реабилитации:

- ежедневно совершать молитвенное правило утром и вечером, пусть даже краткое;

- по совету со священником читать Евангелие и Псалтирь (хотя бы понемногу);

- в субботу и воскресенье сходить в храм, постоять, сколько хватит сил;

- вместе с родителями посещать акафист с водосвятием;

- обращаться к священнику за духовной поддержкой и советами;

- посещать групповые занятия совместно с родителями.

Тот, кто найдет в себе силы и желания изменить себя к лучшему, кто поверит в предлагаемую помощь, кто сознательно захочет стать православным христианином, тот всегда будет иметь возможность положить доброе начало делу спасения своей души.

Родители наркозависимых также должны включиться в реабилитационный процесс, начать посещать специальные группы для родственников (созависимых). Групповые занятия очень важны. На них подробно изучаются аспекты дисфункциональных семейных отношений, которые во многих случаях и послужили одной из главных причин наркомании детей. Родители учатся изменять свои негативные установки на позитивные, заменять свой страх верой, отвержение - любовью, презрение - уважением, ложную надежду на себя - истинной надеждой на Бога. Человек создан, чтобы стремиться к духовной полноте, к обретению единства с Богом. Если у родителей происходит душевное и духовное оздоровление, то это позитивным образом сказывается на состоянии их детей.

Программа амбулаторной подготовки наркозависимой молодежи предполагает активное включение родителей в процесс выздоровления детей-наркоманов. Тем родителям, кому "некогда приходить на встречи", "нет необходимости встречаться со специалистами", "не требуется воцерковление", мы предлагаем искать иные реабилитационные программы. Те, кто принимает условия подготовки к реабилитации, приходят один-два раза в неделю в центр "Воскресение" для совместных молитв на акафисте пред иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" и для общения в группе. Кроме того, для родителей еженедельно проводятся специальные лекции-беседы по вопросам связанным с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) и возможных путях преодоления патологических зависимостей.

Возможна ли эффективная реабилитация наркозависимых молодых людей в амбулаторных условиях, без отъезда в стационарный реабилитационный центр? Практика показывает: да, возможна. Только далеко не всем амбулаторные программы могут подойти. Для кого же такие программы окажутся подходящими? На наш взгляд - для тех, кто:

- без пропусков и успешно посещает вместе с родителями групповые встречи;

- воцерковляется, участвует в церковных таинствах;

- полностью подготовился к стационарной реабилитации, но изъявляет намерение пройти ее амбулаторно, а родители готовы и в дальнейшем постоянно участвовать в групповом общении, активно поддерживать выбор сына (дочери) в пользу трезвого, здорового образа жизни;

- учится (работает) и готов приложить усилия, чтобы не потерять учебу (работу).

Вхождение в программу реабилитации

Реабилитационные центры для наркозависимой молодежи, духовные обители исцеления, которые действуют при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, располагаются на территории Приозерского благочиния. Самый известный из них - Епархиальный реабилитационный центр "Саперное" - выстроен в ста километрах от Санкт-Петербурга на территории прихода православного храма во имя Коневской иконы Божией Матери.

С 1996 года в приходе этого храма, настоятелем которого является благочинный Приозерского округа, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Бельков, спасаются души наркозависимых ребят. За десять с лишним лет реабилитацию успешно прошли более трехсот пятидесяти молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Благодаря трезвому и общинному образу жизни, таинствам Церкви люди менялись на глазах. Спустя некоторое время уже не верилось, что они были наркоманами. Все, кто не оставили Бога, оставили наркотики.

Этап вхождения в реабилитационный процесс в Епархиальном центре "Саперное" длится приблизительно две-три недели. На протяжении этого срока предоставляется каждому поступившему на стационарную реабилитацию возможность адаптироваться в новых для него условиях. В этот период с ним не ведутся какие-либо значимые духовные беседы, поскольку существует важное правило: разговор о вопросах веры навязывать нельзя, но можно через некоторое время предлагать, как ответ на уже созревшие вопросы. Иными словами, беседы о конкретных шагах к духовному исцелению полезны только тогда, когда человек желает и способен им следовать.

Правилами проживания в православных обителях исцеления не разрешается сквернословие, наркоманский сленг, табакокурение, а также употребление алкоголя и других средств, одурманивающих сознание. Теми же правилами рекомендуется не привозить с собой деньги или какие-то предметы роскоши: богатую одежду, ценные часы, украшения и прочее. Не допускается пользоваться мобильными телефонами. Такие требования установлены не для того, чтобы всех уравнять, а для того, чтобы не провоцировать у наших подопечных соблазн купить или выменять на ценные вещи наркотики, сигареты, алкогольные напитки. Кроме того, в наших обителях действует добровольное обязательство не совершать самовольный выход за территорию реабилитационного центра.

Существует и еще одно немаловажное условие, о котором вновь напоминается всем прибывающим в наши реабилитационные центры: для того, кто оказывается не готовым принять сложившийся уклад православной общинной жизни, повторное поступление исключено. Для таких молодых людей это может быть важным профилактическим уроком, может как-то помочь в их последующей жизни. Впрочем, это важно не только для них, но также и для людей, остающихся в общине.

Общие положения по реабилитации

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменения мировоззрения, переосмысления прошедшего жизненного этапа, в воспитании наркозависимых ребят на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей. Принципы, применяемые при душепопечении в наших реабилитационных центрах, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и приобретении навыков трудовой деятельности.

Организация реабилитационной среды в Епархиальном реабилитационном центре "Саперное" строится по образу правильной большой многодетной семьи и общин монастырского типа. Во главе семьи находится священник, являющийся "строгим и любящим отцом", который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она также общается с реабилитантами, показывает пример в работе (на поле, огороде, домашнем хозяйстве), помогает им советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет теплой материнской заботой. Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Их задача - быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу "делай, как я". Следующим звеном идет костяк группы - "старшие дети" - это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята - "младшие братья" - входят в общину по одному. Продолжительность реабилитации - в среднем девять месяцев.

Во главу всего проекта изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитируемому человеку встать на правильный путь. Методика реабилитации, основанная на образе правильной семьи, ведет к дальнейшему формированию у наших подопечных должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит каким должно быть воспитание детей.

Компоненты реабилитационной программы

Коррекционно-педагогический компонент

Коррекционно-педагогическая деятельность - это особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности наркозависимого человека, недостатков его мышления и поведения, способствующий полноценной интеграции в социум в постреабилитационный период.

В системе коррекционно-педагогической работы основные усилия направляются на воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия и духовности, а также навыков зрелого общения, сопереживания, доброжелательности, патриотизма, ориентации на традиционные семейные и культурные ценности. Кроме того, существенными составляющими этого компонента реабилитационной программы являются разрушение деструктивных жизненных установок, ложных представлений и ценностей, разрушительных мотивов, пагубных стереотипов поведения и формирование новых - здоровых, зрелых, одухотворенных. Такая работа направлена на разрешение конфликтов "личность - личность", "личность - семья", "личность - общество". Вся система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать наркозависимого молодого человека к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Коррекционно-педагогический компонент программы реализуется для наших воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками, специалистами, священниками. Взаимодействуя со средой (социальной и природной), реабилитируемые молодые люди проходят "терапию средой", которая осуществляется в процессе специально организуемых трудовых, воспитательных, оздоровительных мероприятий, системе досуга и отдыха.

Коррекционно-педагогический компонент реабилитационной программы тесно взаимосвязан с образовательным, социально-терапевтическим и духовно-психологическим компонентами.

Образовательный компонент

Все реабилитируемые являются членами приходской библиотеки. С целью духовного образования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе - два раза в неделю по Закону Божию и раз в неделю по Новому Завету. На уроках наших образовательных программ учитывается определенная специфика и прежний образ жизни реабилитантов. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни общины.

Особое внимание уделяется комплектованию библиотеки реабилитационного центра. Подбор книг производится с учетом задач воспитательного порядка. В библиотеке содержатся лучшие образцы классической литературы, учебные, справочные издания, книги по истории, живописи, о художественном и ремесленном творчестве и др. Основа нашей библиотеки, как и положено в православной общине, - книги духовного содержания. Собранное в библиотеке помогает реабилитантам с Божией помощью наверстать многое, из того, что они упустили в своей прежней жизни.

В церковной печати мы подбираем и тематические издания, которые касаются православного взгляда на проблему зависимости от наркотиков. Важно увидеть характерные наклонности и индивидуальные возможности подопечного, чтобы точно выбрать и благословить ему те или иные книги.

Большое значение имеет общее чтение текстов духовного содержания. У нас это делается так же, как в любом монастыре: во время трапезы кто-то из насельников читает выдержки из древних святоотеческих творений или жизнеописания святых (празднования которых попадают на те или иные дни), отрывки из истории христианства, из просветительских, богословских трудов.

В воспитательный компонент программы входит написание рефератов. Темы для рефератов выбирают сами воспитанники. Это могут быть темы на двунадесятые или другие православные праздники жития святых, евангельские заповеди или другие темы, связанные с духовными или нравственными вопросами. Работая самостоятельно, а затем проговаривая материал, воспитанник не только восстанавливает такие психические функции, как запоминание и воспроизведение, но повышает уровень своих знаний, усваивает общечеловеческие ценности.

В епархиальном реабилитационном центре "Саперное" создана видеотека из тематически подобранных фильмов. Один раз в неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением - так называемый кинолекторий. Во время обсуждения просматриваемых фильмов у реабилитируемых ребят происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения, вырабатывается способность к правильным нравственным оценкам.

Совместное проведение нашими воспитанниками праздников и досуга стимулирует познавательную и творческую активность, учит не только овладевать новыми знаниями, но и радоваться своим достижениям. Кроме того, решается задача повышения культуры речи реабилитантов, приобретения ими навыков эффективного межличностного общения и публичного выступления.

Социально-терапевтический компонент

Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины.

В реабилитационном центре "Саперное" построена столярная мастерская, которая позволяет обеспечить трудовую занятость части реабилитантов. Приход арендует 2 гектара земли для выращивания картофеля, 25 соток для выращивания овощей. Имеется приусадебный огород и небольшой сад. Организованно разведение домашнего скота, построена ферма, где содержится крупный рогатый скот, свиньи, гуси, куры. Ребята колют дрова, убирают помещения, территорию, сами стирают белье, одежду и т.п. Кто не умеет ничего делать - попадаются и такие - учатся.

Труд не является самоцелью. Занятия трудом направлены на то, что бы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе, они должны усвоить все необходимые навыки самообслуживания.

В реабилитационном центре ребята получают также навыки в строительных работах. Некоторые наши подопечные приобретают достаточно высокую квалификацию в строительном деле, что для них оказывается весьма важным в социальной адаптации после завершения реабилитационной программы.

Необходимость постоянно трудиться формирует такие качества, как аккуратность, усидчивость, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки.

Духовно-психологический компонент

Употребление наркотиков, даже если оно и не связано с религиозными ритуалами, которые практикуются в некоторых языческих религиях, относится к демонической духовности. Не даром наркотики называют обезьяной духовного созерцания. Человек, употребляющий наркотики, вводится в измененное состояние сознания, которое кажется похожим на состояние подлинного духовного восхищения в совершенном забытии действительности. Как подвижники, ощущавшие внутреннее состояние созерцания, не могут забыть состояние "восхищения" и печалятся о нем, ищут его, так и наркоманы, попав в диавольские сети наркотической страсти, вновь и вновь ищут суррогата духовных ощущений, которые, однако, скоро теряется. Утратив эти переживания, они тяготятся земной жизнью как темницей, мир после наркотиков им кажется черно-белым и унылым. Ввиду того, что наркомания является проблемой по преимуществу духовной, то и решается она в основном духовными средствами.

У будущих наших воспитанников, их родителей и других заинтересованных людей не может не возникнуть ряд вопросов о распорядке дня, о братском молитвенном правиле, а также других важных задачах, связанных с духовным окормлением реабилитантов.

Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами наши воспитанники понемногу начинают осознавать и видеть высокий смысл литургии, сущность церковных таинств и глубину святоотеческой молитвы. Именно в храме, многими из них переживается своя личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию.

Ключевым словом лежащим в основе духовной реабилитации является метанойя, что в переводе с греческого означает изменение мышления, то есть покаяние, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего образа жизни направлено не в пустоту, а к чему-либо противоположному от того, от чего человек отвращается. Возненавидевший грех обращается к добру, правде, а это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь.

К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре. Реабилитанту предоставляется необходимое время для подготовки к исповеди. Первая исповедь должна быть генеральная или как раньше говорили на Руси - чистая. Это значит, что человек исповедует свои греховные поступки с 7-летнего возраста по настоящий день. Современный человек, в основной своей массе, утратил понятие греха. Очень часто люди слепо повторяют поступки большинства совершенно не задумываясь, что наносят оскорбление Богу и вредят как себе, так и всему человечеству в целом, то есть совершают грех. Поэтому к первой исповеди ребята готовятся по пособию "В помощь кающимся", где перечислены основные виды грехов. На нашем приходе существует древняя традиция, заключающаяся в том, что грехи обязательно записываются на листочке или даже в тетрадочке. По принятию исповеди священником, листочки с написанными грехами уничтожаются.

Написание грехов обусловлено не только тем, чтобы ничего не забыть в момент покаяния, но и тем, что священнику легче выделить один или несколько грехов, чтобы остановиться на них и дать духовный совет. Это еще и важный психолого-аскетический прием. Академик Павлов, говоря о второй сигнальной системе человека, к которой он относил речь, разделил в этой системе сигналы на следующие группы: 1) слова произносимые, 2) слова слышимые, 3) слова видимые. Ученый-психофизиолог Г.А. Шичко добавил еще один сигнал - слова изображаемые, то есть производимые с помощью письма. А христианская аскетика говорит о слове мысленном, то есть о человеческой мысли в форме словесных образов. Следовательно, во второй сигнальной системе (при всей полноте) используются слова: произносимые, слышимые, видимые, начертанные и мысленные.

Если человек часто слышит, что представляют собой грехи, выписывает их на бумаге, видит, читая их, обдумывает, и, наконец, проговаривает, произнося соделанные грехи на исповеди, то вновь переживает неправду совершенного им поступка. Как видим, здесь задействованы все виды слов второй сигнальной системы. Поэтому такое покаяние бывает более осознанным, более глубоким, а чистосердечная исповедь уже и есть начало исправления.

Исповедаются и причащаются воспитанники, по общему правилу, не реже чем один-два раза в месяц. С благословения духовника могут быть допущены к причастию и чаще. Впрочем, исповедь у реабилитантов по необходимости, может приниматься и ежедневно. При определенном духовном росте воспитанника ему предлагается хранение совести через откровение помыслов. Обычно это бывает не ранее, чем после трех-четырех месяцев пребывания реабилитационном центре.

Очень важной духовной составляющей являются духовные беседы. Они могут быть как общие, с участием нескольких воспитанников, так и индивидуальные. Беседы могут проводиться как по просьбе воспитанника, так и по инициативе священника или его ближайшего помощника. Духовная беседа, как и исповедь, хранится в тайне, если не оговорено другое. Она не ограничивается только решением вероучительных вопросов, духовно-эмоциональных проблем, но и попутно может рассматривать вопросы бытового, семейного и другого характера.

Для развития и укоренения в душах воспитанников навыков братской любви, а не только ее видимости мы на каждую неделю составляем "Евангельские заповеди и поучения на каждый день". Из Евангелия, которое читается на утреннем правиле, берется какая либо заповедь, поучение. Выбранное разъясняется воспитанникам на основании толкования святых отцов. Заповеди или поучения на неделю вывешиваются в келиях, где проживают реабилитанты и ежедневно повторяются перед началом трапезы. Братия запоминая заповедь, например: "…Не судите, да не судимы будите", стараются прожить день, соблюдая ее. По окончании недели, обычно в понедельник, воспитанники собираются самостоятельно или со священником и обсуждают, кому и при каких обстоятельствах помогла та, или иная из заповедей (поучений), как при проживании в реабилитационном центре, так и до приезда в обитель. Это очень эффективное духовно-психологическое упражнение. В данном случае работает когнитивная сфера психики, то есть происходит процесс запоминания, сохранения знаний. Знания (заповеди) вначале воспринимаются реабилитантами как нечто внешнее (не мое), но затем постепенно превращаются в опыт и убеждение.

Еще одной жемчужиной духовного наследия является чин принятия обета трезвости. Этот чин был установлен Церковью в XIX веке во время активизации трезвеннического движения в России. Обет дается воспитанниками в храме перед иконой Божией Матери в торжественной обстановке и только добровольно. После принятия обета о неупотреблении табака, наркотиков и алкоголя, давшему обет вручается "Обетная грамота". Первый раз обет принимается на короткий срок, в последствии увеличивается на несколько лет. Если человек выдержал обещанный срок, то по его просьбе, обет может быть дан на всю жизнь.

Существенную помощь в преодолении недуга наркомании оказывают проповеди, молебные пения и акафисты, а также таинство елеоосвящения (соборование), которое осуществляется над реабилитантами во все посты. Во время проскомидии каждую литургию непременно поминаются имена всех воспитанников когда либо проходивших реабилитацию и проходящих в настоящее время. Также во время проскомидии священник совершает чин "На страсть недуга с копием", после чего освященной водой кропятся реабилитанты.

Ведущее значение в преображении реабилитантов имеет духовное наставничество. Священнику недостаточно остановиться на том этапе, когда воспитанник принимает слова или советы наставника, чувствуя к себе доброе отношение, соглашаясь с тем, что священник прав, советует разумно. Это не послушание, а фактически самоугождение. Нужно стараться выстроить отношения "священник-воспитанник" так, чтобы наставление принималось не столько умом, сколько сердцем. Для этого, при относительно небольшом количестве наркозависимых важно, чтобы воспитанников окормлял один духовник, но не по должности, а по пастырской любви.

Представим типичный распорядок дня наших подопечных.

В 7 часов утра - подъем. Особые послушания, например, работы на ферме (дойка) или в котельной во время отопительного сезона, предполагают еще более ранний подъем для некоторых из наших воспитанников.

Одним из условий пребывания в наших обителях исцеления является согласие реабилитанта на полный отказ от табакокурения, поскольку именно сигареты зачастую являются первым звеном в цепи иных, более пагубных форм наркотизации. Для облегчения процесса отказа от курения распорядок дня в наших обителях предусматривает физическую зарядку. Она начинается в 710. Физические упражнения в основном состоят из пробежек, гимнастических упражнений на турнике, брусьях и упражнений с отягощениями - все это, безусловно, помогает в восстановлении физического здоровья воспитанников.

В 740 начинается утреннее молитвенное правило. Кроме утренних молитв реабилитанты читают на русском языке Евангелие и Апостол. Утренние молитвы совершаются по молитвослову. После Символа Веры, перед первой молитвой св. Макария Великого "Боже очисти мя грешного…" следует молитва на чтение Евангелия: "Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наша отверзи очи во Евангельских Твоих проповеданий разумение. Вложи в нас блаженных Твоих заповедей страх, да плотские похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

Из Евангелия читается одна глава или зачало, затем - из Апостола. После тропаря Кресту, традиционно совершается молитва с земным поклоном за духовного отца: "О, Пресвятая Владычице моя, Дево, Богородице, Царице Небеси и Земли, вонми вопиюще душе моей и прими грешную мольбу мою, Пречистая Матерь Божия, за отца моего духовного, скорбящего раба Твоего (имя). Буди ему всегда заступницей, и на всякое время сопровождай и ограждай его святыми ангелами. Укрепляй его бодрствующего, оберегай его спящего, утешай его плачущего, избавляй от скорбей, освобождай от клеветы, воздвизай немощного, побеждай воюющих против него бесов, и в смертной опасности помогай ему. Ежедневно являй его страшным для видимых и невидимых врагов, чтобы они знали, что он Твой раб, Богомати, родившая Бога и Царя, Которому подобает честь и поклонение ныне и присно, и вовеки веков. Матерь Божия умягчи сердца злых человек, восстающих на него. Ты видишь труды его, воззри милостивно на него с небеси, облегчи его страдания, покрый его Покровом Своим, посети его Своей небесной милостию, посли благословение на дела его и дай ему невидимую помощь. Святыми его молитвами покрый меня от всех напастей врагов видимых и невидимых, дай мне смирение, самоукорение, терпение, кротость, целомудрие и молчание. Аминь". Далее - молитвы о живых и усопших. Окончание утреннего правила обычное.

После этого все воспитанники подходят к двум старшим братьям (так называются ребята, которые прошли реабилитацию более трех-четырех месяцев) и получают из их рук кусочек просфоры, который потребив, запивают святой водой. На принятие св. воды и просфоры каждый читает молитву: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь".

В 830 - завтрак. Он состоит из бутербродов с чаем. Очень важно, чтобы с самого утра реабилитанты не переедали, ибо перенасыщенный желудок склоняет к сонливости и лености. В 9 часов - начало послушания. В 1250 по колоколу, приглашающему на обед, заканчивается послушания. Все сотрудники и воспитанники во главе со священником идут в трапезную. Обед полный и сытный: первое, второе, третье, десерт. Каждый желающий может взять добавку.

Кроме постных дней и многодневных постов, которые нами соблюдаются близко к Церковному Уставу, благословляется мясная пища. За обедом предлагается много овощей и зелени. Здоровый и сытный обед обеспечивается за счет подсобного хозяйства, где вместе с воспитанниками мы выращиваем овощи, а также фермы, где содержим коров, свиней, коз, кур и других животных.

Во время обеда чередной воспитанник читает духовно-назидательную литературу, например: Отечник, Пролог в поучениях, Жития Святых, изданные проповеди известных старцев или священнослужителей. По окончании обеда возможно обсуждение как прочитанного, так и проблем духовного или нравственного порядка.

После трапезы отдых до 14 часов. Затем - продолжение послушаний. В летнее время они длятся до 20 часов, а в зимнее - до 19. По окончании послушаний - ужин, который занимает около 30 минут.

Во время ужина разбираются работы, сделанные за день и определяются новые на следующий день, с назначением конкретных лиц на тот или иной участок послушания. Если есть необходимость, решаются вопросы дисциплинарного порядка. Летом в 2045, а зимой на час ранее, начинается вечернее братское правило. Оно состоит из следующих молитвословий:

Священник: Благословен Бог наш …(если мирянин: Молитвами святых отец …)

Чтец: Царю Небесный..., Трисвятое…, Отче наш…, Приидите поклонимся…

Одна кафизма (в многодневные посты две кафизмы).

Канон. (воскресение - канон Ангелу Хранителю, понедельник - канон покаянный ко Господу Иисусу Христу, вторник - Акафист Сергию Радонежскому, среда - канон Коневской иконе Пресвятой Богородицы, четверг - канон Честному Кресту, пятница - Акафист иконе Пресвятой Богородицы "Неупиваемая Чаша", суббота - по окончании всенощной совершается вечернее правило (келейно)).

По окончании: Достойно есть … Трисвятое по Отче наш …

Слава, и ныне: тропарь Богородице.

Господи помилуй (12 раз).

Вечерние молитвы начинаются с тропаря - Помилуй нас Господи, помилуй нас...

по Упование мое Отец, прибежище мое Сын …

Молитва Ефрема Сирина ("Господи и Владыко живота моего…") с 3-мя поклонами;

12 поясных поклонов с молитвой "Боже очисти мя грешного…" (если пост).

Ектения (если есть священник): Помилуй нас Боже …

прошение о болящих …

Возглас: Услыши ны, Боже … Аминь.

Священник: Слава Тебе, Христе …

Чтец: Слава, и ныне;

Господи помилуй (3 раза), благослови.

Отпуст.

Величание Божией Матери. Величание Сергию Радонежскому и чин прощения.

Окончание молитв: Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет… (келейно).

Независимо от великопостного времени мы ежедневно читаем молитву Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

В этой молитве мы просим у Господа и Владыки нашей жизни не попустить нам пасть в грех, освободить нас от порабощающих душу страстей. Что же мы просим прежде всего?

Во-первых, освободить нас от духа праздности, то есть внутренней лености, матери всех пороков, приводящей к тоске и унынию. Освободить от любоначалия, поскольку оно развивает в нас эгоизм. Люди, подверженные этой страсти, не обязательно являются начальниками по должности. Этот дух проявляется, например, в семейных делах, по отношению к друзьям и родственникам, просто к незнакомым людям.

Нужно освободиться от празднословия - оно всегда рождает осуждение, сквернословие, часто кощунство. Сегодня этим грехом страдает множество людей "благодаря" мобильной связи, которая подталкивает нас на пустячные и ненужные разговоры, опустошая не только наши карманы, но и иссушая душу.

В этой молитве, мы просим Бога о даровании нам духа целомудрия. Его утрата зачастую начинается уже с самого детства. Утрата целомудрия это не только потеря телесной чистоты, но под целомудрием нужно понимать и меру стыда, границы которого сегодня раздвинуты, как у малого, так и у старого дальше линии горизонта.

Далее мы молим о смиренномудрии - добродетели, противоположной гордости. Гордость же заставляет нас считать себя за нечто, хотя мы в действительности ничто.

Мы молим о терпении. Кто из нас не нуждается в терпении? Мы во всем нетерпеливы и через то впадаем в ропот, гнев, отчаяние, пьянство, наркоманию. Нами забыт старческий совет, что все нужно делать с "пожданием", то есть с рассуждением, не торопясь, терпеливо.

Духа любви просим мы в этой молитве. Любви, которая сегодня так оскудела в людях. У нас по отношению друг к другу иногда так воспламеняется гнев, что вызывает совершенно дьявольское состояние духа. Нам всем нужен дух любви, без него мы чужие Богу.

Заканчивается эта молитва просьбой о даре видеть свои прегрешения и через то не осуждать брата своего. Как мы знаем, видеть свои прегрешения это больше, чем видеть Ангелов. Если мы поможем себе и реабилитантам построить жизнь так, чтобы она хоть сколько-нибудь соответствовала словам этой молитвы, тогда вся наша и их жизнь определенно изменится к лучшему.

По окончании вечернего правила наступает личное время. Ребята его используют в основном для совместных бесед, духовных бесед со священником, прогулок по территории, чтении духовной литературы. В 23 часа все должны быть в кельях для отхода ко сну.

Пятница - долгожданный день для братии, так как вечером, после послушания и молитв, ребята идут в русскую баню. Там они парятся, обливаются холодной водой, пьют травяной чай с вареньем. Русская баня является отличным помощником в восстановлении физического здоровья реабилитантов. Через поры выходят токсины, влажный воздух русской парной помогает очищению легких у наркозависимых, поскольку в период потребления наркотиков у наркоманов пропадает функция удаления слизи из легких, то есть она не отхаркивается. Обливание холодной водой способствует не только закаливанию организма, но и является мощнейшим действием для мобилизации восстановительно-защитных действий организма (криотерапия).

В субботу до обеда совершаются послушания. После обеда - стирка постельного и носильного белья. В 16 часов начинается воскресная школа. Посещение воскресной школы реабилитантами обязательно во весь период реабилитации. Кроме занятий по ранее утвержденной программе, каждый воспитанник должен выучить и сдать зачет по Символу Веры. Каждый из нас, по словам апостола Петра, "должен быть готов дать отчет в своем уповании", то есть каждый из воспитанников обязан знать, во что же он верит и что исповедует.

Каждую субботу с 17 часов - всенощное бдение. После богослужения и ужина - вечернее правило келейно. Утром в воскресный день совершаются утренние молитвы келейно и к началу часов, то есть к 940, вся братия без исключения должна быть в храме.

По окончании воскресного богослужения и обеда, который всегда возглавляет священнослужитель (литургия после литургии) - личное время. В летнее время ребята его посвящают, как правило, купанию или игровым видам спорта. Вечером ужин в 19 часов, после которого, (если не идет строгий пост) проводится просмотр тематически подобранных фильмов религиозного, патриотического содержания или русские народные сказки.

Всем - духовнику, воспитанникам, их родителям нужно понимать, что самоуверенное стремление скоро победить страсть, есть безумие от гордости происходящее. Дело полного очищения от наркотической страсти требует не недели, не даже месяцев, но многих лет. Необходим подвиг и труд пока будет побеждена страсть.

Постреабилитационная поддержка

По окончании реабилитационной программы выпускникам реабилитационный центров предоставляется постреабилитационная амбулаторная поддержка, которая осуществляется Епархиальным амбулаторно-консультационным центром "Воскресение". Главные задачи на этом этапе - максимально продлить ремиссию, обеспечивая высокое ее качество.

Период постреабилитационной амбулаторной программы составляет от шести до двенадцати месяцев. Первые полгода встречи наших подопечных с психологом и священником проходят не реже одного раза в две недели, затем промежутки между посещениями увеличиваются. В случае возникновения ситуаций, которые угрожают рецидивом (давление бывших знакомых-наркоманов, кризисные отношения в семье, конфликты с окружающими, психотравмы и прочее) наш подопечный должен посетить специалистов центра "Воскресение" незамедлительно.

В рамках постреабилитационной программы с выпускниками реабилитационных центров решаются вопросы:

- закрепление ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни;

- формирования новых поведенческих навыков в условиях обычной жизни в социуме;

- выстраивание зрелых семейных отношений;

- вовлечение в активную социальную жизнь.

Выпускникам наших реабилитационных центров и их родственникам предоставляется возможность обрести общего для семьи духовника, который поможет укрепиться и возрасти в духовном развитии.

Одной из основных задач постреабилитационной поддержки является помощь в выстраивании зрелых семейных отношений выпускников и членов их семей, для чего психолог, работая с семьей, выполняет ряд функций:

- поддерживающая функция - психолог корректирует отдельные искаженные формы поведения в семейных взаимоотношениях, в распределении ролей в семье;

- посредническая функция - психолог выступает в роли посредника, содействуя восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее членов между собой;

- функция обучения - психолог способствует дальнейшему освоению навыков общения и самопознания;

- функция развития - психолог помогает выпускникам и членам их семьи в дальнейшем развитии и закреплении основных социальных умений и навыков, таких как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей; психолог также способствует поиску ресурсов семьи, позволяет каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития;

- информационная функция - психолог предлагает семье или ее отдельным членам информацию о возможности прохождения специальных семинаров и тренингов, проводимых Епархиальным амбулаторно-консультационным центром "Воскресение".

Информация Отдела по противодействию
наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии